Разработка конкурса профмастерства по профессии Оператор ЭВМ. «ЛИДЕР XXI ВЕКА»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Областное государственное образовательное учреждение
Начального и профессионального образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1
«ЛИДЕР XXi века»
Методическая разработка конкурса профессионального мастерства
по профессии «Оператор ЭВМ»
Разработала и провела: мастер п/обучения
Карнаухова Л.П.
Г.Иркутск, 2011г.
Цели:
определение уровня качества профессиональной подготовки учащихся;
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, находчивости, умения работать в должном темпе;
повышение уровня информационной культуры учащихся;
способствование развитию творчества, ключевых компетенций: общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие.
Задачи:
создание условий для проявления учащимися профессиональной подготовки;
выявление качества практических навыков учащихся;
повышение престижа профессии.
Форма проведения: конкурс.
Место проведения конкурса: Профессиональный лицей №1
кабинет № 118.
Участники:
мастер п/обучения Карнаухова Л.П.
члены жюри;
группа ОВМ - 10
Подготовительная работа: учащимся было задано домашнее задание – подготовить мультимедийную презентацию по свободной теме.
План проведения конкурса
ПРИВЕТСТВИЕ – 6 мин;
Домашнее задание (мультимедийная презентация MS Power Point) - 24 мин – по 4 мин на каждую команду;
ИНФОРМАТИКА И ПРЕДМЕТЫ В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ – 10 мин;
НАЗВАНИЯ КЛАВИШ – 6 мин;
ЛИНВОРДЫ – 10 мин;
АНТИАНАГРАММЫ – 5 мин;
ШИФРОВАЛЬЩИК – 10 мин;
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – 10 мин;
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (Графическая программа Corel Draw) – 24 мин;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Подведение общего итога по всем конкурсам, награждение победителей) – 10 мин.
Ход конкурса
Вступительное слово
Мастера п/обучения Карнауховой Л.П.
Уважаемые гости, участники! Рады приветствовать Вас сегодня на конкурсе профессионального мастерства по профессии «Оператор ЭВМ», в котором соревноваться будут 2 команды учащихся группы ОВМ – 9. Давайте поприветствуем всех.
В условиях экономического кризиса очень трудно устроится на работу. Поэтому вы должны правильно себя преподнести и произвести хорошее впечатление на работодателя. Вы должны быть лидером среди многочисленных претендентов. Сегодня мы проверим ваши лидерские качества.
И как вы уже догадались, наш конкурс называется «Лидер XXI века».
Каждой команде будет предоставлена возможность проверить свои знания, умения и навыки в работе по профессии «Оператор ЭВМ» и, конечно же, поверить в свои возможности, почувствовать уверенность в своём будущем.
А оценивать ваши знания и умения будет компетентное жюри.
И наконец, я представляю наших участников, которые покажут, сегодня, все, на что они способны, продемонстрируют своё мастерство и будут отстаивать право на звание «Лидер XXI века»:
И для начала мы проведём жеребьевку и определим, кто под каким номером будет выступать на конкурсе.
Для этого командам будет дано задание разгадать ребус, какая команда быстрее разгадает, та и будет первой открывать конкурс.
А мне остаётся только пожелать удачи нашим конкурсантам и произнести традиционную фразу: «Пусть победит сильнейший!».
Общие критерии оценки выполнения заданий
Кроме оценки выполнения заданий будет оцениваться соблюдение правил техники безопасности при работе с ПЭВМ, владение устройствами ввода данных и быстрота выполнения заданий.
За каждое нарушение правил техники безопасности при работе с ПЭВМ участник «награждается» 1 штрафным баллом (т.е. из общей суммы ранее набранных баллов отнимается 1 балл) без предупреждения его о нарушении.
Участник, справившийся с задание раньше всех, получает 1 дополнительный балл.
Итак, мы начинаем конкурс.
Какими же качествами должен обладать лидер?
ПЕРВОЕ – ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
Каждому участнику было задано домашнее задание. Подготовить мультимедийную презентацию по свободной теме. И сейчас жюри проверит, насколько добросовестно вы выполнили домашнее задание, и оценит ваши презентации по 5 бальной системе.
Критерии оценки: максимум – 5 баллов
количество слайдов – не более 10
оценивается: содержание
оформление
наличие рисунков
наличие анимационных эффектов
(каждый учащийся показывает и рассказывает свою презентацию в порядке жеребьёвки)
ВТОРОЕ – ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Конкурс называется «ИНФОРМАТИКА И ПРЕДМЕТЫ В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ»
Дана таблица с двумя колонками, в которых представлены определения некоторых терминов. Впервой колонке приведены определения, относящиеся к компьютерам или информатике, во второй – касающиеся предметов, имеющихся в квартире. Необходимо найти пары определений (по одному определению из каждой колонки), относящиеся к терминам, являющимся омонимами (слова, совпадающие по звучанию, но полностью отличающиеся по значению). За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 16.
Устройство, машина или система, выполняющие действия по заданной программе без участия человека Бумажка или ленточка, вкладываемая в книгу, чтобы отметить нужную страницу
Несколько транзисторов, объединенных в схему, осуществляющую элементарные операции по обработке информации 2. Удостоверение, официальная бумага, свидетельствующие о личности предъявителяРезультат работы пользователя с текстовым редактором или электронной таблицей 3. Застекленный проём в стене
Участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемый при разметке диска 4. Произведение печати, «источник знаний»
Средство, облегчающее доступ к нужной web-странице в WWW 5. Чертежное или измерительное приспособление
Условие, по которому проводится отбор записей в базе данных 6. Игрушка, имитирующая стреляющее оружие
Результат работы пользователя с электронной таблицей 7. Бытовое устройство для очистки воды
Тип топологии локальной сети Плетенное изделие, служащее для хранения или переноски вещей, овощей и т.п.
Средство операционной системы Windows, предназначенное для хранения удаленных файлов 9. Сантехническое устройство, предназначенное для регулирования подачи воды
Часть окна текстового редактора, используемая для установки полей, отступов и т.п. 10. Загибающаяся с краев обертка, в которую вкладывают бумаги, рисунки и т.п.
Часть рабочей книги электронной таблицы Microsoft Excel 11. Бумажный или полиэтиленовый сверток, упаковка с чем-то, а также конверт с письмом официального назначения
Часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows 12. Тонкий плоский кусок, пласт какого-либо материала, а также часть комнатного цветка
Комплекс программ одного назначения 13. Узкий длинный ковер, а также узкая скатерть
Поименованная группа файлов, объединенных по какому-либо признаку 14. Одинаковая по покрою и цвету одежда (у военных, учащихся и др.)
Условие, по которому проводится отбор записей в базе данных 15. Обручальное …
Объект базы данных, предназначенный для ввода исходных данных, вывода результатов и для размещения управляющих кнопок 16. Средство для открывания замка
Ответы: 1 – 6 (автомат), 2 – 9 (вентиль), 3 – 2 (документ), 4 - 13 (дорожка), 5 – 1 (закладка), 6 – 16 (ключ), 7 – 4 (книга), 8 – 15 (кольцо), 9 – 8 (корзина), 10 – 5 (линейка), 11 – 12 (лист, рабочий лист), 12 – 3 (окно), 13 – 11 (пакет), 14 – 10 (папка), 15 – 7 (фильтр), 16 – 14 (форма). Первыми указаны номера определений в левой колонке.
ТРЕТЬЕ – ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ
Проверим, как хорошо вы помните названия клавиш клавиатуры. Отвечает участник первый поднявший сигнальный флажок. За каждый правильный ответ получает 1 балл. Максимум – 6 баллов.
НАЗВАНИЯ КЛАВИШ
Какую клавишу называют «отмена»:
Enter
Esc
Home
Какую клавишу называют «слэш»:
/
|
~
Какую клавишу называют «диез»:
&
~
#
Какую клавишу и почему начинающие пользователи называют «домик»?
Какую клавишу когда-то называли «забой»?
Какую клавишу можно иначе назвать «недостаток в знаниях»?
Ответы: 1 – Esc, 2 - /, 3 - #, 4 – Shift (изображение на клавише напоминает домик), 5 – Backspace, 6 – Пробел.
ЧЕТВЕРТОЕ - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ЛИНВОРДЫ
Линворды (от англ. Line – линия и word – слово) называют головоломку, в которой искомые слова не пересекаются (как в кроссвордах), а образуют единую цепочку, линию.
Найдите слова, которые должны быть записаны в табличку, выделенную цветом.
Максимальное количество баллов – 3.
Линворд № 1
Нестандартное устройство для вывода информации в компьютере.
Использовавшееся ранее название устройства в ЭВМ, предназначенного для ввода и вывода информации.
Совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов.
Объект, позволяющий исследовать опытным путем свойства более сложных объектов или явлений.
Буква греческого алфавита.
Данные, расположенные по графам (колонкам).
В текстовом редакторе Microsoft Word – текст, набранный до нажатия клавиши Enter.
Линворд № 2
Примечание к тексту, размещаемое в нижней части страницы или в конце документа.
Нестандартное устройство для ввода информации в компьютер.
Совокупность точек (пикселей) по горизонтали и вертикали, из которых формируется изображение на мониторе.
Строение, внутреннее устройство.
Позиция в записи числа.
Форма взаимодействия пользователя с компьютером.
Наука о законах и формах мышления.
Линия связи.
Линворд № 3
Оболочка одного из основных элементов настольного персонального компьютера.
Надпись на кнопке, имеющейся на рабочем столе Windows.
Физическая величина, имеющая только значение и не имеющая направления.
Значок на экране, щелкнув мышью на котором можно открыть некоторую программу, документ или папку.
Порядковый номер символа в машинном алфавите.
Название цифры двоичной системы счисления.
Наук о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
Совокупность правил записи изображения в графическом редакторе.
Провод, соединяющий системный блок с периферийным устройством.
Линворд № 4
Место хранения информации в процессоре.
Название цифры десятичной системы счисления, количество букв в которой совпадает с соответствующим числом.
Электронная схема, запоминающая один бит информации.
Основная (базовая) единица измерения тактовой частоты работы компьютера.
Алгоритмическая конструкция, реализующая повторение одних и тех же операций.
Элемент стандартного устройства для ввода информации в компьютер.
Служебный файл текстового редактора Microsoft Word с расширением .dot, содержащий информацию о структуре и оформлении документа.
Название цифры двоичной системы счисления.
Линворд № 5
… данных.
Обращение к п.1 с целью поиска информации.
Процесс размещения заданного множества объектов в некотором определенном порядке, в частности, множества чисел – в порядке их возрастания или убывания.
Специально оборудованное помещение для стрельбы в цель.
Один из первых языков программирования высокого уровня.
Константа логического типа (русский вариант).
Линворд № 6
Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Выражение логического типа, в программах используемое в условных операторах.
Французский математик XVI века, впервые указавший свойства корней квадратного уравнения.
Системное устройство в компьютере.
Управляемая по программе и имитирующая действия человека машина.
Неисправность в работе компьютера.
… Морзе.
Линворд № 1
2 4 6 1 3 5 7
Линворд № 2
1 3 5 7 2 4 6 8 Линворд № 3
2 4 6 8 9 1 5 7
3 Линворд № 4
2 3 5 7 1 4 6 8
Линворд № 5
1 3 6 2 4 5 Линворд № 6
1 3 5 7 2 4 6 Ответы:
Линворд № 1
2 4 6 при н т е рм и н а л г о ри т м о д е л ь т а б л и ц а б з а ц
1 3 5 7
Линворд № 2
1 3 5 7 с н о с к а н е ра с т ру к т у ра з ря д и а л о г и к а н а л
2 4 6 8 Линворд № 3
2 4 6 8 9 к о рпу с к а Л я рл ы к о д и н ф о рм а т и к а б е л ь 1 5 7
3 Линворд № 4
2 3 5 7 ре г и с т ри г г е рц и к л а в и ш а б л о н о л ь 1 4 6 8
Линворд № 5
1 3 6 б а з а про С о рт и ро в к а л г о л о ж ь 2 4 5 Линворд № 6
1 3 5 7 в и ру с л о В и е т а й м е ро б о т к а з б у к а 2 4 6 ПЯТОЕ - ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
АНТИАНАГРАММА – максимальное количество баллов 3.
Заданы слова, полученные из некоторого слова по правилам анаграммы (анаграмма - перестановка букв в слове в любом порядке, образующая новое слово).
Мирта,гол. Детка,си. Овод,диск. Ответы: 1 – алгоритм; 2 – дискета; 3 – дисковод.
ШЕСТОЕ - УПОРСТВО
ШИФРОВАЛЬЩИК - максимальное количество баллов 7.
Расшифруйте термин:
№ 1 - 101.10001.1.1010.11.110.10001
№ 2 – 1011.1111.1101.10000.11101.11111.10011.110.10001
№ 3 – 101.1001.10010.1011.1111.11.1111.101
№ 4 - 10010.1001.10010.10011.110.1101.1
№ 5 – 10000.10001.1001.1110.10011.110.10001
№ 6 – 1001.1110.10101.1111.10001.1101.1.10111.1001.100000
Примечание: Каждой букве поставлен в соответствие номер, который переведен в двоичную систему счисления. Таким образом, каждая буква зашифрована последовательностью 0 и 1.
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОП1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭ ЮЯ17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Ответ: драйвер; компьютер, дисковод, система, принтер, информация.
СЕДЬМОЕ - ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - максимальное количество баллов 5 (за каждый правильный ответ - 1 балл)
У Джека машина красная, у Питера – не черная, не синяя, не голубая; у Майкла две машины - черная и синяя, у Берри – белая и синяя; у Алекса есть машины всех вышеперечисленных цветов.
У кого какого цвета была машина, если все юноши приехали на праздник на машинах разного цвета?
Примечание: Для решения подобных задач удобно использовать таблицу, в которой знаком «+» отмечать возможные, а знаком «-» – невозможные ситуации.
Имя Цвет машины
Красная Черная Синяя Голубая Белая
Джек Питер Майкл Алекс Берри Ответ: Джек – на красной, Питер – на белой, Майкл – черной, Алекс – на голубой, Берри – на синей.Имя Цвет машины
Красная Черная Синяя Голубая Белая
Джек + - - - -
Питер + - - - +
Майкл - + + - -
Алекс + + + + +
Берри - - + - +
ВОСЬМОЕ - ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
На листе форматом А4 создать бланк компьютерной фирмы.
Наверху бланка находится шапка, размер которой не должен превышать 1/6 листа. Шапка включает в себя:
Логотип фирмы, который расположен в верхнем левом углу бланка. При создании логотипа необходимо использовать не менее 4 объектов WordArt или автофигур и не более 2 картинок из коллекции Microsoft Office или своих рисунков. Для всех элементов логотипа необходимо применить группировку объектов.
Название фирмы, которое расположено в верхнем правом углу бланка. При создании названия фирмы необходимо использовать объекты WordArt.
Горизонтальную черту – под логотипом и названием фирмы.
Почтовый адрес фирмы – под логотипом.
Телефон, факс (или адрес сайта), электронной адрес – под названием фирмы.
Создайте подходящую рамку для документа.
При оценке работы используются следующая шкала показателей
Показатели оценки Баллы
Логотип из 5 элементов 5
Группировка логотипа 1
Логотип в верхнем углу слева 1
Название фирмы в верхнем углу справа 1
Для названия использовался объект WordArt 1
Почтовый адрес фирмы под логотипом 1
Телефон, факс и e-mail фирмы под названием 1
Горизонтальная черта есть и на месте 1
Рамка + подходящая 1
Общее впечатление (единый стиль оформления) 2
Каждый недочет - 0,5
Всего баллов: 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оператор ЭВМ – профессия универсальная, это первая ступень квалификации в области компьютерных технологий. Но, став на эту ступеньку, можно увидеть перспективу, с неё начинается дорога в будущее. В наши дни обществу требуется много людей, профессиональная деятельность которых тесно связана с компьютерными технологиями и информационными системами. Вот почему профессия «Оператор ЭВМ» так необходима.
Высокий уровень информационной культуры, развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.
И сегодня мы убедились в том, что вы обладаете всеми этими качествами и с легкостью устроитесь на работу и будете востребованы на рынке труда.
(жюри объявляет результаты конкурса и победителей)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глинка Н.В. Школьные олимпиады. Информатика. 8-11 классы – М.: Айрис-пресс, 2007. – 240с.
Киселев С.В. Оператор ЭВМ: учебник для начального профессионального образования – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические задания: учебное пособие для начального профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 112 с.