Урок по окружающему миру в 1 классе на тему Откуда берутся снег и лед?

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Уралинская основная общеобразовательная школа»
Большеуковского района Омской области




Разработка урока окружающего мира
в 1 классе
«Откуда берутся снег и лед?»





подготовила
учитель начальных классов
Купрейкина Елена Николаевна

Уралы
2015 г.


Оборудование: презентация «Откуда берутся снег и лед?», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» часть 1, рабочая тетрадь, карточки с загадками, картинка снеговика, карточки: снег, лед, рыхлый, хрупкий, белый, бесцветный, непрозрачный, прозрачный, в тепле тает, Откуда? Как? Какие?, конверт с загадками, снежинки.

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Как, откуда и куда?»
Технологическая карта изучения темы
Тема
Откуда берутся снег и лед?

Тип урока по целеполаганию
Урок «открытия новых знаний» путём исследования

Цель урока
Познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности

Основные термины и понятия
снег, лед, рыхлый, хрупкий, белый, бесцветный, непрозрачный, прозрачный, в тепле тает

Личностные результаты
Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности; умение слышать и слушать своих товарищей

Предметные результаты
Исследовать свойства снега и льда; проводить опыты по исследованию снега и льда; формулировать выводы из
опытов; наблюдать форму снежинок и отображать ее на рисунке



Метапредметные результаты
Оценивать свои знания и незнания (самооценка, оценка при работе в паре); предлагать собственные способы решения

Организация пространства

Межпредметные связи
Формы работы

Окружающий мир, русский язык (развитие речи)
Фронтальная, парная, индивидуальная

1 этап: Самоопределение к деятельности


Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Добрый день, дорогие ребята!
У нас на уроке сегодня гости. Поприветствуйте их.
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. Садитесь, пожалуйста. (1 мин)
Ученики настраиваются на работу

2 этап: Актуализация знаний

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело.
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
-О каком времени года говорится в стихотворении?
Слайд 1 (рисунок зимы)
-Назовите признаки зимы.
-Поднимите руки, кто любит зиму.
-Почему вы ее любите?
( 1 мин)

ученик читает стихотворение



















О зиме




Холодно, снег, лед, мороз.



Ответы детей














3 этап: Постановка учебной задачи.


- Ребята, к нам на урок пришел гость, а кто он – вы узнаете, отгадав загадку:
Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза-угольки, Ручки-сучки. Холодный, большой - Кто я такой?
- А вот и снеговик. (рисунок снеговика)
-Наш гость пришел не с пустыми руками. Он принес письмо. Давайте узнаем, что в нем.
Белый, а не сахар,
Мягкий, а не вата,
Без ног, а идет.

Он появляется тогда,
Когда замерзнет пруд, река.
На нем так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься!
(появляются карточки снег и лед на доске)
-Ребята, предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
-Откройте учебник на странице 68. Прочитаем тему урока. Слайд 2
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Прочитаем то, что нам говорит Муравей Вопросик.
-Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы:
Как появляются снег и лед?
Какие свойства имеет снег и лед?
(4 мин)












снеговик



(письмо с загадками)




Снег




лед




о снеге и льде


Откуда берутся снег и лед?



Как появляются снег и лед?
Какие свойства имеют снег и лед?

(чтение в учебнике)



(на доске карточки со словами:

Как?
Какие?)

4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи)


-Ребята, для того, чтобы ответить на первый вопрос: Как появляются снег и лед? Я предлагаю вам поработать в парах и отгадать загадки. На каждой парте есть текст с загадкой.











- Проверяем. Один читает загадку, другой – отвечает.

- Как вы думаете, где образуется снег?
-Из чего он состоит?
-Снежинки образуются высоко над землей в облаках. Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.
-Рассмотрите снежинки.
Слайд 3
-Что вы заметили?

-Продолжаем работать.
-Ребята, где вы видели лед?
- А когда можно увидеть лед на речке?
-Как вы думаете, можно ли в домашних условиях получить лед?
-Как?


- Из чего образуется снег и лед?
-Из чего они состоят?
Слайд 4
-Мы ответили на вопрос: как появляются снег и лед?
-Где образуется снег?
-А лед где?
-Когда мы можем увидеть снег и лед?
-Прочитаем вывод в учебнике, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.
(7мин)
(работа в паре с карточками)

1.Всю зиму лежит, а весной убежит. (снег)
2.Рыбам в зиму жить тепло: крыша – толстое стекло. (лед)
3.Летели серые гуси, нароняли белого пуха.
(тучи и снег)

Ответы учеников

На небе
Из снежинок





Каждая снежинка имеет 6 лучей


На речке, на лужах
зимой

да


воду заморозить в морозильной камере

из воды
это замерзшая вода


да

на небе

на речке, лужах
зимой

5 этап: Физкультминутка

Слайд 5,6
-Ребята, поднимите руки, кто любит играть в снежки.
-Мы сейчас с вами поиграем, только играть будем глазами.
(1мин)

Музыкальная физминутка для глаз


6 этап: Продолжение изучения нового материала



-Посмотрите на снеговика. Что вы заметили?

-Он предлагает нам изучить свойства снега и льда.
Слайд 7
Попробуем ответить на следующий вопрос: Какие свойства имеет снег и лед?
-Для того чтобы узнать свойства снега и льда, возьмем два стакана. В одном вы видите снег, в другом – лед.
Опыт 1.
-Ребята, попробуйте палочкой вырыть в снегу ямку.
-Получилось?
-Я могу перемешать снег. И вы попробуйте.
-О каком свойстве снега говорится?

-А во льду можно сделать ямку?
-Можно ли лед перемешать?
-Лед крепкий, прочный. А если его уронить, как вы думаете, что произойдет?
-О каком свойстве льда говорится?
(Карточки рыхлый, хрупкий на доске)
-Прочитаем вывод в учебнике.

Опыт 2.
-Ребята, какого цвета снег?
-Есть выражение, которое говорит о снег «белоснежный».
-Снег белый потому, что снежинки отражают солнечные лучи. Но иногда нам кажется, что снег розовый, голубой, фиолетовый. Это происходит потому, что снежинки отражают все цвета, которые на них падают.
-А какого цвета лед?
-Давайте, сравним его с полосками цветной бумаги.
-О каком свойстве льда говорится?
(карточки белый, бесцветный на доске)
-Прочитаем вывод в учебнике.

Опыт 3.
- Ребята, посмотрите на снег и скажите, можем ли мы что-то разглядеть через него?
-Снег покрывает крыши домов, дороги, поля. И мы до весны не можем увидеть, что под ним находится.
- О каком свойстве снега говорится?

-А теперь посмотрите на лед. Можем ли мы увидеть через лед что-то?
- Сквозь льдинку можно посмотреть на предметы и увидеть их. Подо льдом на речке можно даже рыбок увидеть. Но только до тех пор, пока лед не засыплет снежком.
- О каком свойстве льда говорится?
(карточки непрозрачный, прозрачный)
-Прочитаем вывод в учебнике.
Опыт 4.
-Сейчас мы посмотрим, что произойдет со снегом и льдом, если в стаканы добавить теплой воды.
-Что мы видим?
-Что с ними произошло?
-Правильно, снег и лед превратились в воду.
-Итак, что происходит со снегом и льдом в тепле?
(карточки в тепле тает на доске)
-А почему же снег и лед зимой на улице не тают?
-Прочитаем вывод в учебнике.
-Мы ответили на вопрос: Какие свойства имеет снег и лед?
-Назовите свойства снега.
-Перечислите свойства льда.

(10 мин)

у него появились снежинка и сосулька







да
рыхлый
нет
нет
разобьется
хрупкий
снег рыхлый, а лед хрупкий
белый




ответы детей
бесцветный
снег белый, а лед прозрачный

нет
непрозрачный

да



прозрачный



снег и лед исчезают
тают
холодно
в тепле снег и лед тают, образуется вода

чтение вывода учеником


7 этап: Физкультминутка


-Сейчас мы немного отдохнем
(1 мин)
Музыкальная физминутка

8 этап: Обобщение и закрепление

1) Работа в тетради.
- На странице 46 выполним задание.
-В каком столбике описаны свойства снега, а в каком льда? Укажите стрелками.
-Давайте проверим. Для этого поменяемся тетрадями, возьмем зеленый карандаш и оценим.
2) Работа в тетради.
-Ребята, посмотрите еще раз на снежинки.
Слайд 11
-Сколько лучей имеет каждая снежинка?
-Снеговик не успел дорисовать снежинки в ваших тетрадях. Давайте поможем ему.
-Ребята, оцените ту снежинку, которая вам больше всего понравилась.
(10 мин)




Самостоятельная работа




Работа в паре, оценивание + - !









6

Работа в тетради



!

9 этап: Итог урока

-Вернемся к учебной задаче урока.
-Откуда берутся снег и лед?



-Как появляются снег и лед?

-Какие свойства имеет снег и лед?

(1 мин)

Снег образуется высоко в небе, а лед – в лужах, на речке

При холоде

Перечисляют свойства

10 этап: Рефлексия

-Ребята, сейчас мы с вами устроим настоящий снегопад.
-У меня на столе лежат снежинки разного цвета.
-Если вам урок понравился и все было понятно – возьмите желтую снежинку.
-Если остались вопросы – возьмите зеленую снежинку.
-Если урок не понравился и было непонятно, откуда берутся снег и лед – красную снежинку.
-Прикрепите их на доску.
-Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Урок окончен, всем спасибо.
(3 мин)








Дети выбирают снежинки и крепят их на доске
















13PAGE 15


13PAGE 141015








15