Мастер-класс Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №7 г. Новополоцка»
Мастер- класс
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения»
Подготовила: Крылова Людмила Владимировна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Мастер – класс «Зажги свою звезду»
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения»
Цель мастер-класса: знакомство участников мастер-класса с приёмами, способствующими развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.
Задачи мастер-класса:
- презентовать педагогический опыт по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения на практической основе;
- отработать методические приёмы через вовлечение участников мастер-класса в совместную работу;
- создать условия для самореализации и творческой активности участников.
Ход мастер – класса
I . Организационный этап
Цель этапа: организация внимания группы, мотивация на работу.
Педагогическая задача: подготовить и нацелить участников к работе.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения»
Я приглашаю вас к активному сотрудничеству и прошу высказаться, актуальна ли для вас данная тема? Что ожидаете увидеть? Чему бы вы хотели научиться?
Уважаемые коллеги, предлагаю вам порассуждать, над тем, что же такое творческие способности.
Вступительное слово.
Часто в обыденной жизни под творческими способностями мы понимаем различные виды художественной деятельности, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не существовавшее». Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности. Когда продукт творчества нов не сам по себе, а для человека, который впервые его создал, то такая ценность носит субъективный характер. Таковыми являются продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок.
В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.
Существует множество мнений, что же такое творческие способности, но исследователи единодушно выделяют как их обязательные компоненты - творческое воображение и качество творческого мышления.
II. Презентация педагогического опыта
Цель: представление участникам материала, который освещает опыт работы по теме.
Педагогическая задача: создать условия для совместного взаимодействия, организовать познавательную деятельность участников по усвоению информации о развитии творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.
По мнению Л.Выготского, именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию творческих способностей, так как ученик в учебном процессе старается занять позицию исследователя, творца, а цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.
Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.
Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволит шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:
Словесное развертывание образов произведения.
Театральная творческая деятельность.
Изобразительная творческая деятельность.
Сегодня я представлю вам некоторые из них.
III. Имитационная деловая игра
Цель: проведение занятия с педагогами с использованием различных приёмов технологии сотрудничества, применяемых на уроках литературного чтения.
Педагогическая задача: показать используемые приёмы, организуя практическую работу.
Организационно-мотивационный этап:
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сегодня поработать в группах.
Поскольку подготовка к этому мастер-классу проходила незадолго до Нового года, а в течение января мы продолжаем праздновать многочисленные праздники: Рождество, Старый Новый год, Крещение, а по китайскому календарю новый год наступит вообще 28 января, то я решила не менять новогодние атрибуты и зимнюю тематику этого занятия.
Каждое задание, которое предстоит выполнить, будет загораться на нашей ёлке звёздочкой.
(На слайде – ёлка. На ней зажигается первая звёздочка «В ожидании чуда») Пожалуйста, не глядя, выберите из «чёрного мешка» один из элементов «загадочной картинки»;
- предлагаю объединиться в группы, составив элементы ваших картинок.
- в соответствии с составленными картинками формируются группы: Деда Мороза, Снегурочки, Новогодней ёлки. В таком составе и будет проходить работа далее.
Этап актуализации:
Предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о символах своих групп, обсудить и подготовить краткое выступление. В течение минуты презентовать название своей команды.
(На ёлке зажигается вторая звёздочка «Волшебная рифма»)
С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки. Например:
дополни слоги до слов (му-, про-);
придумай рифму к слову (лучик - … );игра «Кузовок». Можно положить в кузовок всё, что оканчивается на – ок. Дети предлагают свои варианты: грибок, флажок, сапожок, снежок, пирожок и т.дПостепенно задания усложняются.
доскажи чистоговорку:
Ра-ра-ра – это снежная…. (гора)
Ре-ре-ре – веселимся на … (горе)
Ры-ры-ры – мы катаемся с ….(горы)
Ру-ру-ру – взобрались мы на … (гору)
Доскажи словечко:
Снеговик … (письмо) шлёт другу:
«Я тебе …(желаю) вьюгу.
Чтоб … (метель) весь год мела.
Льда, сугробов, …(снежных) горок
И … (морозов) «минус сорок»,
И … (душевного) тепла.
Игра «Буриме» - заключается в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Я предлагаю каждой группе составить из данных слов буриме:
1 группа:
… снежинки… тропинки
… дома
… зима
2 группа:
… зимой
… домой
… хоровод
… Новый год
3 группа:
… сама
… зима … пора
… ура
Как видите, придумывание рифмы – увлекательное занятие. Эта форма способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.
(На ёлке зажигается третья звёздочка «Сказочная шкатулка»)
Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов развития творческих способностей детей. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Примерами творческих работ являются:
Решение «сказочных задач», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился воды из копытца, но козленочком не стал?
«Выворачивание сказки наизнанку»
Это задание дает возможность детям развить знакомое произведение в любом направлении.
- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:
Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
Сочинение сказки по началу или по концу.
Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок.
Техника фантастических гипотез. Суть приема заключается в постановке вопроса: «Что было бы, если…?».
Для постановки вопроса можно взять любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основании которой можно создавать, фантазировать, творить:
Предлагаю каждой группе пофантазировать:
1 группа:
Что было бы, если бы Вы, катаясь в лесу на лыжах, встретили Деда Мороза?
2 группа:
Что было бы, если бы Вас превратили в Снегурочку?
3 группа:
Что было бы, если бы Вас похитила Снежная королева?
Каждый «сказочник» ощущает подъем духовных сил, творческое волнение, вдохновение. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, коммуникативную потребность и развивается как личность.
(На ёлке зажигается четвёртая звёздочка «Сказочная картинка»)На уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями различных жанров. Составляют характеристики героев, высказывают своё к ним отношение, учатся анализировать иллюстрации, написанные к произведениям.
Предлагаю вспомнить русскую народную сказку «Морозко» . Известная нам с детства сказка - русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Основные герои сказки "Морозко" однозначно делятся читателями-детьми на положительных и отрицательных. Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и доброта вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) .
Работа над иллюстрацией строится по следующему алгоритму:
Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.
Какой момент изображен?
Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.
Работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению.
Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
«Рисуется» место, где происходит событие;
Изображаются действующие лица;
Добавляются необходимые детали;
Предлагаю группам поработать с иллюстрациями к сказке «Морозко»:
В ходе использования данного приёма формируется навык осознанного внимательного чтения, умение оценивать поступки героев произведения, высказывать своё отношение к происходящему, развивается устная речь учащихся.
(На ёлке зажигается пятая звёздочка «Хрустальный звон»)
«Слова могут обмануть, люди могут прикидываться, только музыка не может лгать» - гласит древнекитайская мудрость времён Конфуция. Предлагаю группам нарисовать словесную картину после прослушивания отрывка произведения А.Вивальди «Времена года» «Зима. Январь»
1 группа: - Опишите характер музыкального произведения
2 группа: - Назовите инструменты, которые вы услышали?
3 группа: - Какие картины природы навевает это произведение?
Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка как внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Еще средневековые гуманисты говорили:
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. А мы с вами зажигаем последнюю звездочку.
(На ёлке зажигается шестая звёздочка « Пожелания» или рефлексия)
Рефлексия
Уважаемые коллеги!
В заключение нашей встречи хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Не глядя, достаньте из мешка листок и продолжите прочитанную фразу.
Я ожидала получить от мастер-класса …..
Мне запомнилось ….
Сущность данной темы мне ….
Я задумалась над тем, чтобы …
Не запрещай себе творить,
пусть иногда выходит криво –
твои нелепые мотивы
никто не в силах повторить.
Е. Евтушенко.
Творите, учите этому своих учеников, и смело развивайте их творческие способности. Спасибо за внимание!