Открытый урок по теме Работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ на примере методико-исполнительского анализа двухголосной инвенции до мажор И.С.Баха.
Работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ
На примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции До мажор И.С.Баха.
Характеристика урока (занятия)
Уровень образования: дополнительное образование детей
Класс: 3 класс
Предмет: специальность (фортепиано)
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний
Учащихся в классе: 1
Используемое оборудование:
Инструмент – фортепиано.
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Открытого урока педагога Порвиной Л.Е. в классе фортепиано
Дата проведения: 27 января 2015 года.
Тема урока: Работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ.
Тип урока: урок совершенствования новых знаний и умений.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДМШ на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции до мажор И.С.Баха.
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков полифонического мышления.Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминаций, трехчастной формы.
Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.Методы: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.
Структура урока
1.Начало урока
- Организационный этап
-сообщение цели и хода работы на уроке
2.Основная часть урока
- теоретическая часть
- работа над инвенцией домажор И. С. Баха
3.Заключительный этап
- Оценка
- Домашнее задание.
Основная часть урока.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игре на фортепиано.
Изучение полифонических пьес дает много учащимся не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для музыкально – пианистической подготовки в целом. Значительна роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового звучания, в умении вести напевную мелодическую линию. Но также работа над полифоническими приемами приносит большую пользу в области технического мастерства. Такая работа позволяет выработать точность, чеканность звучания; а также развивает особую послушность, гибкость кисти и пальцев.
Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.
Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления является клавирное наследие И.С.Баха.
Но прежде чем приступить к изучению «Инвенций», ученик должен получить определенные полифонические знания. И почерпнуть их он должен в других произведениях Баха.
Необходимо изучить хотя бы по несколько произведений из «Нотной тетради» А.М.Бах, а также из «Маленьких прелюдий и фуг» И.С.Баха.
При изучении произведений Баха очень важна постепенность и последовательность. В сборнике «Нотная тетрадь» ученик знакомится с контрастной полифонией. Поскольку основной задачей при изучении полифонии остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса, то ученик должен очень хорошо представлять , в чем же проявляется эта самостоятельность?
Вопрос: в чем проявляется самостоятельность голосов?
Ответ:
- в различном характере звучания голосов, в инструментовке голосов (если верхний голос можно иногда представить себе как звонкое звучание скрипки, то нижний – как бархатное звучание виолончели);
- в разной, часто не совпадающей фразировке (несовпадение кульминаций мелодий);
- в несовпадении штрихов (в одном голосе – легато, в другом – нон легато);
- в разной ритмике (подвижный верхний голос, спокойное движение четвертями – в нижнем голосе);
- в несовпадении динамического развития (в одном голосе – крещендо, в другом – диминуэндо).
Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» дает возможность педагогу углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения; объяснить ему такие важнейшие для полифонического стиля понятия, как тема, противосложение, скрытое многоголосие, имитация и многое другое.
От этого сборника мы переходим к изучению «Инвенций».
Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?
Ответ: Инвенцию
Вопрос: Что означает слово «инвенция»?
Ответ: изобретение, выдумка.
Педагог: почти не употреблявшимся в то время словом «инвенция» Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес
Коротко познакомившись с пьесой (знакомство происходило таким образом: поскольку девочке очень сложно было сразу сыграть пьесу двумя руками, Диана некоторое время играла произведение отдельными руками. Затем с педагогом соединили два голоса – педагог играл верхний, Диана – нижний голос, и наоборот). После такого короткого ознакомления приступили к изучению главного звена инвенции – темы, ее границ, характера.
Что такое тема?
Если тема – это главная мысль произведения, то характер и образ всего произведения будет зависеть от характера темы.
Вопрос: какой характер темы?
Ответ: оживленный, решительный и певучий.
Вопрос: в чем выражается решительность характера?
Ответ: сначала в энергичном движении мелодии вверх на кварту, затем – в волевом движении на квинту вверх. 16 –е ноты также указывают на активный, оживленный и отчетливый характер звучания.
Соответственно выбираем динамику звучания: пропеваем тему на mf светлым и вместе с тем решительным звуком.
Добиваемся певучести и безупречной ровности – звуковой и ритмической (ритмослоги, счет на «раз – два»). Заостряем внимание на динамической устремленности темы к D.
Противосложение в этой инвенции органично спаяно с темой, оно словно вырастает из нее. Тему и противосложение связывают вопросо – ответные соотношения. Противосложение сдерживает активный взлет темы спокойными ответными интонациями.
Отдельно проучиваем все темы, противосложения, имитации темы. В разных октавах, тональностях, с нужным звуковым освещением (представляя звучание разных инструментов).
Затем прослеживаем связи (и звучание) темы – противосложения, темы: – имитации (ответ). Ученик – педагог, и наоборот.
Попутно выясняем форму инвенции.
Вопрос: сколько частей в этой инвенции?
- три части
1 часть - начинается в до, заканчивается в соль мажоре;
2 часть - начинается в соль, заканчивается в ля миноре;
3 часть - ля минор -до мажор.
В инвенции вызывает интерес даже не сама тема, а все те изменения, которые с ней происходят.
Какие же превращения происходят с темой в каждой из частей? Вместе с ученицей прослеживаем все превращения темы в каждом голосе. Проанализировав, убеждаемся, что вся инвенция представляет собой живой диалог «собеседников».
По совету Н.Калининой ученице можно объяснить это так: тема в полифоническом произведении Баха играет примерно такую же роль, что и главный герой в драме, где с ним случаются всевозможные приключения, изменяющие его поведение. Важно понять художественный смысл этих превращений.
В 1 части тема с противосложением проходит дважды и, как мы уже выяснили, их связывают вопросо – ответные соотношения; в басу дважды повторяется октавная имитация темы.
При исполнении мы решили не разрушать диалог темы и противосложения и сыграть имитацию очень тихо. Если проучить качественно, имитация должна прослушаться. Игра.
Вопрс: Что происходит с темой дальше, какие изменения?
Ответ:
- начинается первая нисходящая секвенция. Тема звучит здесь в обращении, т. е. звучит в противоположном движении. Игра.
- во втором голосе мелодия построена на начальном мотиве темы, но в увеличении. (вместо 16-х звучат восьмые ноты). Игра.
- Вторая секвенция построена на второй части темы, но в обратном движении.
Игра.
Педагог: происходящая во второй секвенции модуляция приводит в тональность доминанты – соль мажор.
Очень важно показать в первой части кульминации мотивов в нижнем и верхнем голосах, которые являются кульминациями по самой логике внутреннего развития голосов. Игра кульминаций.
И, может быть, не стоит привлекать внимание к теме, которая звучит между ними, чтобы не разрушать этой логики.
2 часть
Вопрос: что же делается во второй части?
Ответ: ведущим становится нижний голос, а имитация темы - проходит в верхнем. Здесь также звучит красивый диалог голосов.
Вопрос: А что происходит с секвенциями? Они здесь есть?
Ответ: Да. Но голоса здесь «обменялись» мелодиями. Мелодия, которая звучала в нижнем голосе, теперь звучит в верхнем.А та, что звучала в верхнем, теперь прозвучит в нижнем. Игра.
Педагог: Такой прием полифонического письма называется двойной контрапункт.
А секвенции восходящие или нисходящие?
Ответ: нисходящие, но звучность будем усиливать, потому что они развивают и утверждают тему.
Педагог: обращаем внимание на несовпадение кульминаций. После кульминаций голоса движутся в полном согласии к окончанию части.
3 часть.
3 часть начинается с имитаций темы – это еще один диалог. Но в отличие от прежних, тема здесь заканчивается выдержанным звуком. На это стремление темы к кульминационному длинному звуку следует обратить внимание и сыграть его более значительно.
И, наконец, мы переходим к изучению последней секвенции (т.19 – 20). Ведущая роль опять переходит к верхнему голосу. Последняя секвенция интересна своеобразным сходством с первой. Оба голоса излагают те же самые мелодии, но в обращении. Игра.
Нисходящее движение 16-х нот на тему в обращении здесь становится восходящим (на тему в прямом движении). Так же меняется и движение басового голоса: первый мотив темы в увеличении звучит в обращении. Такой полифонический прием называется обратимым контрапунктом.
Вопрос: секвенция восходящая?
Ответ: да. И она уверенно и активно ведет к кульминации всей инвенции.
Игра кульминаций.
Динамический план инвенции очень прост:
Как известно, кульминации в произведениях Баха совпадают с каденциями. Они исполняются звучно, энергично. После – наступает спад: 2 часть мы начинаем c mf или mp; 3 часть - начинается p. Последняя секвенция совпадает с наибольшим динамическим подъемом к заключительному кадансу.
Исполнение всей инвенции ученицей.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Работа над соотношением голосов, поиск необходимого звучания, работа над динамикой.