Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя, Диагностика социализированности личности учащегося
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателяДиагностика социализированности личности учащегося
Педагог как субъект педагогической деятельностиПедагог является основным субъектом педагогической деятельности . Своей профессиональной позицией он воздействует на учащихся, подавая пример суждений и действий. Исходя из этого, можно говорить о референтности учителя.Референтная личность-человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания.
Позиция педагога-система интеллектуальных, эмоционально-оценочных отношений к миру. Выработка педагогом собственной педагогической позиции во многом обусловлена его мировоззренческими взглядами на проблему в целом.Профессиональная позиция педагога выражает те отношения педагога к воспитаннику, к коллективу, к себе, которые определяют его профессиональные действия. В МКОУ Венгеровская СОШ №1 проводилась диагностика исследования профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (автор Н.И. Григорьева)У педагогов данного учреждения-сильная и относительно сильная позиция. Можно сделать вывод, что в МКОУ СОШ №1 нет случайных людей среди педагогов и их профессиональные действия оказывают позитивное влияние на воспитательный процесс.
Диагностика социализированности личности учащегося (методика М.И. Рожкова)
Диагностика социализированности личности учащегося (методика М.И. Рожкова)
Диагностика социализированности личности учащегося (методика М.И. Рожкова)
Диагностика социализированности личности учащегося (методика М.И. Рожкова)
Анализ результатаВ целом дети из 3-4 классов, 6-7 классов имеют высокий и средний уровень социализированности личности. И такие показатели как социальная адаптированность, социальная активность, приверженность подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) имеют высокий и средний уровень развития у учащихся, только один из показателей имеет другой результат это- автономность.
Автономность личности учащегосяИз 182 опрошенных учащихся-57 имеют низкий уровень развития автономности личности , что составляет-31%. Следует обратить внимание педагогов на развитие этого качества личности.
Автономность личности проявляется прежде всего в самостоятельной деятельности. В.И. Андреев выделяет следующие способности, свойственные человеку как субъекту самостоятельной деятельности:Мотивационно-творческая активность и направленность личности. Она передается в любознательности, интересе, чувстве увлеченности, эмоциональном подъеме, стремлении к творческим достижениям, к лидерству, получению высокой оценки, личной значимости творческой деятельности, самообразованию, самовоспитанию.Интеллектуально-логические. Проявляется в способности анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления, процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать, систематизировать и классифицировать.
Автономность личности проявляется прежде всего в самостоятельной деятельности. В.И. Андреев выделяет следующие способности, свойственные человеку как субъекту самостоятельной деятельности:Интеллектуально-эвристические. Состоят в способностях генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, ассоциировать, видеть противоречия, переносить в новые ситуации знания и умения, отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления, иметь независимость суждений, критичность мышления.Самоуправление личности. Проявляется в целеполагании и целеустремленности, умении планировать, самоорганизовываться, иметь самоконтроль, оценивать самого себя, рефлексировать и корректировать, быть прилежным.Коммуникативные. Передаются в способностях использовать опыт других, сотрудничать с ними, организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других, избегать конфликтов.
Кроме названных способностей в самостоятельную (автономную) личность включаются мировоззренческие качества (убежденность, способность отстаивать свои творческие позиции), нравственные качества (честность, скромность, смелость, решительность), эстетические свойства (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений), индивидуальные особенности (темп деятельности, работоспособность, характеристики стиля деятельности).Таким образом, в психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, раскрытию своих способностей, к самостоятельной деятельности. Автономной личность может стать лишь приобретая значительный спектр способностей и качеств.
С точки зрения педагогики, развитие автономности личности в образовании тесно связано с необходимостью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий. В рамках традиционного подхода к развитию системы образования в качестве основной цели в первую очередь становится приобретение знаний, а не умение проявлять творческую самостоятельность в нестандартных ситуациях. В условиях новой образовательной парадигмы необходимым представляется формирование нового содержания обучения, формирование не столько знаний (хотя без этого не обойтись), сколько творческого мышления и способов действия с новой информацией.Таким образом, содержание понятия «автономность личности» раскрывается во многих психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе.
Этот феномен представляет собой единство двух компонентов - мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй - знания данной конкретной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправдано, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности. Именно мотив играет роль вектора, способного направить деятельность обучаемых на достижение поставленных целей. При этом особенно важно, чтобы сам обучаемый был субъектом процесса целеполагания, самостоятельно определял задачи своей деятельности, задавал проблемные вопросы и стремился найти на них ответы. В этом заключается сущность внутренней мотивации, на которой основана автономность личности в учебно-воспитательном процессе.
Учащийся-субъект образовательного процесса, работающий в режиме автономности, способен ответить на следующие вопросы:Что я хочу узнать? Чему хочу научиться?Что мне для этого нужно сделать? Как выстроить свою деятельность так, чтобы достичь требуемого результата?Где найти нужную мне информацию и какую именно?Как использовать имеющиеся у меня знания в новой, нестандартной ситуации?Как проверить, соответствует ли полученный мною результат поставленным целям?
На данные вопросы нельзя дать однозначные ответы, каждый ищет свой собственный ответ, путь познания нового. Остается неизменной только внутренняя напряженность, неудовлетворенность отсутствием ответов на эти, как кажется на первый взгляд, не такие уж и сложные вопросы. Это обстоятельство объясняется тем, что эти вопросы лежат в основе внутренней мотивации познания.Как известно, на самостоятельном решении поставленных вопросов построено проблемное обучение. Важнейшим средством развития активности, самостоятельности и, в конечном итоге, автономности, обучаемых является система творческих задач. Однако, еще одним основным показателем развития автономности обучаемого является ответственность.
Какие же возможности для развития автономности, обучаемых предоставляет современная отечественная система образования?Во-первых, развивающаяся в настоящее время личностно-ориентированная система обучения, которая нацеливает обучаемых на будущее, способствует успешной социализации, профессионализации, социальной адаптации. Личностно-ориентированное обучение способствует развитию и становлению активной роли индивида. Обретая свободу в рамках этого направления, обучаемые не приспосабливаются к изученному, а адаптируются к нему, используя знания и навыки, полученные в ходе автономной учебной деятельности.
Во-вторых, профилизация обучения в школе, которая способствует раннему выявлению склонности учащихся к тем или иным предметам, профессиональному самоопределению школьников, осознанию необходимости расширять свои знания и умения самостоятельной познавательной деятельности для подготовки к дальнейшему обучению в системе среднего или высшего профессионального образования.В-третьих, дистанционное обучение, активно развивающееся и пользующееся все большим спросом на рынке образовательных услуг. Среди множества отличительных черт дистанционного обучения наиболее важной является новая роль в деятельности обучающегося: комплексная виртуально-тренинговая технология обучения с применением всей совокупности организационных форм позволяет ученику стать самостоятельным исследователем, истинным субъектом познавательной деятельности; педагог выполняет лишь функцию консультанта, советника, помогает направлять деятельность в нужное русло, все остальное - задача ученика.
В-четвертых, концепция непрерывного образования, согласно которой человек постоянно, в течение всей своей жизни приобретает знания, умения, навыки, самосовершенствуется как специалист-профессионал. Процесс обучения не заканчивается в момент получения диплома об образовании, а переходит в иную плоскость -превращается в процесс самообразования. Здесь уже никто не направляет познавательную активность обучающегося, он обретает полную свободу в определении содержания своего образования, методов, форм и средств его реализации, способов контроля за результативностью обучения. И самое главное - весь процесс самообразования обусловлен внутренней мотивацией обучающегося. Он говорит: я не только могу научиться чему-либо, а я хочу этого и знаю, как этого достичь. Таким образом, возникает истинная автономность в образовании. И это уже не миф, предположение, радужная перспектива, а вполне реальная ситуация, через которую проходит каждый человек, стремящийся к новому знанию, к новым способам деятельности. Именно автономность личности в образовании обеспечивает дальнейшее развитие всех наук.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!