План-конспект урока Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека
Описание материала: Предлагаю вам план - конспект урока по физической культуре на тему «Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека» для учащихся четвертого класса. Данный ресурс будет полезен учителям, так как и включает в себя полезную информацию о , которая отображает в себе . Для учащихся будет познавательно и необычно, что повысит интерес к занятиям физической культуры.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 49
III четверть
Класс: 4; дата: 12.01.2017 г.
Учителя физической культуры – Брежневой Л.С.
Тема: «Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека».
Цель: понять, какую роль играет дыхание во время движений и передвижений человека, как устроены органы дыхания, как они функционируют; узнать какие виды спорта позволяют увеличить объем легких; научиться дыхательным упражнениям.
Место проведения: классная комната.
Инвентарь и оборудование: мультимедийный проектов, ПК, презентация.
Основные задачи:
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке.
Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе.
Планируемые результаты: (Формируемые УУД)
Предметные: иметь представление о роле дыхания во время движений и передвижений человека, о строении органов и функционировании дыхания, о видах спорта, позволяющих увеличить объем легких; о технике выполнения дыхательных упражнений.
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления, определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: осуществлять социальные функции обучающегося, уметь видеть и ценить красоту, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сочувствовать другим людям, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить им выходы из спорных ситуаций; развивать навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, следовать установке на безопасный и здоровый образ жизни.
Содержание Дозировка Методические замечания
Характеристика деятельности учащихся
( УУД)
Вступительная часть.
Здравствуйте, дети!
Тема сегодняшнего урока "Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека".
Сегодня мы узнаем ответы на вопросы:
Как устроены органы дыхания, как они функционируют?
Что такое глубокое дыхание и какова его роль в организме?
Как кислород влияет на пищеварение?
Как кислород влияет на иммунитет ?
Что происходит во время сна?
Какие виды спорта позволяют увеличить объем легких?
Какие бывают дыхательные игры-упражнения. 2-3 мин
Иметь представление о роле дыхания во время движений и передвижений человека, о строении органов и функционировании дыхания, о видах спорта, позволяющих увеличить объем легких.
Освоить технику выполнения дыхательных упражнений.
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе.
Основная часть:
Итак, сейчас мы узнаем ответ на первый вопрос:
Как устроены органы дыхания, как они функционируют?
Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет углекислый газ. Без кислорода человек не в состоянии прожить и несколько минут. Организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся носовая
полость, гортань,трахея, бронхи, лёгкие.
Рассмотрим их по порядку.
Носовая полость, образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа. Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов. Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.
Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Здесь расположены голосовые связки, вибрация которых при прохождении воздуха вызывает образование звуков. Далее воздух поступает в трахею, имеющую форму трубки длиной 10–14 см.
Здесь они ветвятся на бронхиолы и заканчиваются лёгочными пузырьками (альвеолами). Бронхиолы и альвеолы образуют два лёгких. В лёгких насчитывается более 300 миллионов альвеол. По артериям малого круга кровообращения в лёгкие поступает венозная кровь, которая обогащается здесь кислородом и становится артериальной. Одновременно венозная кровь освобождается от углекислого газа, который проникает в лёгочные пузырьки и во время выдоха выводится из организма. Далее уже артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения движется по направлению к органам тела и обогащает их ткани кислородом.
Кислород необходим для процессов жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, поступающий из клеток тканей в кровь, в результате чего кровь из артериальной становится венозной. Поступление воздуха в лёгкие происходит автоматически под влиянием нервной системы в результате дыхательных движений – вдоха и выдоха, которые осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы (мышечной перегородки, разделяющей грудную и брюшную полости).
Кислород необходим для процессов жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, поступающий из клеток тканей в кровь, в результате чего кровь из артериальной становится венозной. Поступление воздуха в лёгкие происходит автоматически под влиянием нервной системы в результате дыхательных движений – вдоха и выдоха, которые осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы (мышечной перегородки, разделяющей грудную и брюшную полости).
Ответ на второй вопрос: Что такое глубокое дыхание и какова его роль в организме?
Оно очень важно для общего состояния здоровья человека. Если он неправильно дышит, кровь не до конца очищается – тело не получает необходимой ему нормы питания. Как результат – болезнь, падение жизненного тонуса, сил и настроения, отсутствие энергии и бодрости. Начинаются проблемы со всеми органами: в их работе происходит сбой, они выполняют свои функции на недостаточном уровне. Дальше падает иммунитет: вирусы один за другим нападают на ваше и без того ослабленное тело. Вы лечите последствия в поликлинике, не понимая, что первопричина банальна – недостаточное обогащение крови кислородом.
Значение органов дыхания человека неоспоримо. Без достаточного количества свежего воздуха кровь не обретает ярко-красный оттенок, оставаясь синюшной и тёмной. Человек очень теряет в весе, выглядит измождённым и усталым. И наоборот, тот, кто дышит правильно и глубоко, отличается отменным здоровьем и отличным телосложением. В норме, артериальная кровь должна содержать в себе 25% кислорода.
Ответ на третий вопрос: Как кислород влияет на пищеварение?
Вы, наверное, и не догадывались, каково значение органов дыхания для работы желудочно-кишечного тракта. Он, кстати, нормально функционирует только при условии, что перевариваемая еда в достаточной степени насыщена кислородом. А происходит это, безусловно, только с помощью свежего воздуха, который путешествует по крови и с её помощью попадает в желудок и кишечник. Слабые лёгкие и плохое пищеварение – неразлучные друзья. Тело получает полезные вещества из продуктов, переработанных и усвоенных организмом. Сбой этой функции, вызываемый недостаточным поступлением кислорода, приводит к малокровию. Слабое дыхание провоцирует и проблемы в работе лёгких: они становятся слабыми и болезненными. В результате организм в большей степени не получает необходимых для его здоровья и жизнедеятельности веществ. Образуется замкнутый круг, выходом из которого является открытый и бесперебойный доступ человека к источнику свежего воздуха.
Ответ на четвертый вопрос: Как кислород влияет на иммунитет ?
Значение и функции органов дыхания нельзя недооценивать. Любой врач расскажет вам, что в то время, когда кровь насыщается кислородом, в организме происходит сгорание, вызванное заменой истраченного материала. Благодаря этому, поддерживается ровная температура тела, а также сохраняется тепло. Люди, которые дышат правильно, практически не болеют простудами. В их жилах достаточно тёплой крови, которая способствует адаптации к смене погоды. В результате иммунитет не страдает от перепада температуры воздуха на улице. Органы дыхания исполняют роль так называемого мусорщика, извергающего из недр организма всё вредное и ненужное. Поэтому развитие органов дыхания – залог крепкого иммунитета и богатырского здоровья.
Ответ на пятый вопрос: Что происходит во время сна?
Как ни странно, но в это время наше здоровье наиболее уязвимо. Мы ложимся в кровать, чтобы набраться сил, восстановить запас энергии. Но часто просыпаемся усталыми, разбитыми, раздражёнными и злыми. Всё из-за элементарного отсутствия кислорода. Закупориваясь в тесной комнате на 8 часов, человек дышит всеми вредными веществами, выброшенными организмом. А это – 290 литров углекислого газа за одну ночь! Если в комнате спят два человека, то эту цифру нужно умножить на два. Каково значение органов дыхания во время сна? Они должны также функционировать, наполняя организм кислородом. Поэтому говорят, что сон при открытой форточке в любое время года – залог здоровья и долголетия. Главное, не устраивать сквозняков. Не бойтесь простудиться. Помните, что современные методы лечения чахотки основаны на постоянном пребывании пациента на свежем воздухе, даже если за окном мороз и ненастье. Накройтесь несколькими шерстяными одеялами: вскоре вы привыкнете к температуре и заснёте здоровым сном.
Еще одно важное правило - дышать нужно носом. Потому что только нос оснащен сложной системой фильтрации воздуха и предназначен только для дыхания, а рот - для употребления пищи. В случае нормального носового дыхания воздух, проходя через носовые ходы, подвергается "биологической обработке", согревается и очищается от пыли. Кроме того, в случае носового дыхания воздух, раздражая рецепторы слизевой оболочки носовых ходов, рефлекторно способствует расширению капилляров головного мозга и таким образом улучшает его функции и усиливает глубину дыхания.
Ответ на шестой вопрос:
Какие виды спорта позволяют увеличить объем легких?
Развить объем легких и силу дыхания возможно путем систематических и специальных тренировок. Развитию объема легких способствуют занятия теми видами спорта, которые предполагают аэробную нагрузку, а также специальные упражнения. К «аэробным» видам спорта относятся бег, спортивная ходьба, велосипедный спорт, плаванье, лыжные гонки, конькобежный спорт, биатлон, греблю, альпинизм, йогу и многие другие. Также подходят для этого и тренировки по многих видах боевых искусств. Почти все интенсивные тренировки, характерные для данных видов спорта способствуют развитию и укреплению сердечной мышцы, увеличению объема легких и многому другому. Наиболее положительное влияние на увеличение объема легких оказывает плавание, кстати именно плавание считается одним из самых безопасных и гармонично развивающих все тело, видов спорта. Именно в процессе тренировок по плаванию и тем более глубоководному погружению, спортсмены вынуждены надолго задерживать дыхание, что приводит к увеличению объема легких. Существует огромное множество методик и упражнений по увеличению объема легких. 38-40 мин Заключительная часть:
А сейчас мы с вами поиграем в дыхательные игры, которые помогут вам научиться правильно дышать, насытить клетки кислородом, повысить иммунитет, повысить работоспособность, быть здоровыми, умными и красивыми.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Носик дышит
Крепко сожмите губы и хорошо подышите носом.
Правая – левая
Дышите попеременно то одной ноздрей, то другой. Для выполнения этого упражнения при вдохе и выдохе нужно закрывать указательным пальцем правую или левую ноздрю.
ЕжикСделайте несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик.
ЧасикиРезко произнесите: «Тик», чтобы живот подтянулся к спине. Произнося: «Так», нужно выдыхать спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.
ВетерокВдыхая носом, плавно отведите плечи назад, соединяя лопатки. Затем вытяните губы трубочкой и медленно выпускает через нее воздух тонкой струйкой, расслабляя плечи.
ТрубачСделайте из ладоней "трубу"" - сложите ладони в кулачки, приставит их друг к другу и приложит к губам, как трубач трубу. Медленно выдыхая, громко произнесите: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».
ПаровозикХодите по комнате, с согнутыми в локтях руками и изображайте поршни паровозика и приговаривает: «Чух-чух-чух».
НасосСтоять прямо, ноги - вместе, руки - опущены. На вдох наклоняйте туловище вправо, левая рука скользит по боку вверх. На выдох наклоняет туловище в другую сторону, произнося: «С-с-с-с-с-с». (Затем на вдох нужно наклоняться влево, а на выдох - вправо).
Большой – маленький
Стоять прямо, ноги - вместе. Делаете вдох и приподнимается на носочки, поднимает руки вверх и тянется. На выдох - опускаете руки вниз, встаете на всю ступню. Выдыхая, произносите: «У-х-х-х-х».
Радуга улыбается
Разводите руки в стороны и поднимаете их над головой, как бы рисуя дуги радуги. Одновременно делаете медленный вдох. На выдохе широко улыбается, произносит: «С-с-с» и плавно опускает руки вниз.
3-5 мин. Д/З – Каждое дыхательное упражнение выполнять 2 раза в день по 3-5 раз. Рефлексия:
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Сумел ли ты получить новые знания?