Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочное время
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра технологии и методики преподавания технологии
Выпускная работа
Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Работу выполнил(а):
Учитель технологии МБОУ «Тюндюковская СОШ»
Кучукбаева Альмира Дамировна
(ф.и.о. полностью)
__________________
(подпись)
Пермь
ПГПУ
2011
Содержание
Введение 3
1.Технология творчества как базис системы образования. 3
2.Современные образовательные технологии, как стимулирование
творческой актвности учащихся. 4
3.Современная деятельность школы и дополнительное образование в
проектной деятельности. 6
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Обычаи и законы человеческие таковы, что если в начале роста, в самом детстве, в расцвете юных сил, когда ум и рассудок очень восприимчивы и не перегружены, когда дарование и способности в расцвете - если в это время человек ничего не постигает в науках, то не постигнет и впоследствии в течение долгой жизни. (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди)
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных областях и экономических системах.
Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Развитие творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно, что это развитие не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.
Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, педагогу приходится уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы. Чем старше возраст учащихся, тем больше трудозатраты. По мере собственно формирования опыта трудозатраты уменьшаются. Огромная трата психологических, временных, моральных и материальных сил и энергии окупаются конечным результатом.
Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.
Современный учитель должен обладать педагогической культурой, глубокой эрудицией, заниматься самосовершенствованием, уважать личность ученика. И только в такой атмосфере сотворчества можно давать детям качественное образование.
1.Технология творчества как базис системы образования
Профессия «учитель» относится к одним из самых важных и постоянно востребованных в обществе. Независимо от того какой ты учитель ,предметник или педагог дополнительного образования в центре внимания, а значит каждого педагога, поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.
В моей жизни в моем становлении как учителя большую роль сыграл именно педагог дополнительного образования. В школьные годы в течении 4 лет занимаясь в кружке « Умелые руки» у творческого педагога, которая обладала определенными навыками и умениями, я смогла получить эти знания, которые сыграли большую роль в моей дальнейшей жизни. Получилось так ,что я вышла замуж за человека в семье которого были педагоги, обратив внимание на то что, я в совершенстве владею практически всеми видами народно-прикладного творчества предложили стать учителем труда. Имея уже высшее экономическое образование ,я поступила в педагогическое училище № 4 с отличием окончив его я получила дополнительную специальность – учитель труда. Так я стала учителем.
За 14 лет своей деятельности в качестве педагога, я убедилась, что все дети обладают природной способностью к творчеству, процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к самовыражению ребёнка. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Ведь сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является важнейшим условием системного и глубокого усвоения ими образовательных и специальных знаний и умений, их актуализации в практической деятельности.
И поэтому моя задача – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности. Ребёнок на моих уроках рассматривается как активный участник процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни
Поэтому я стараюсь вести своих воспитанников дорогой истины, добра и красоты в мир удивительных открытий, полагаясь на творческий опыт, интуитивные решения .
Мое педагогическое кредо: создать условия и обеспечить успешное творческое развитие каждого ученика через его практическую деятельность.
2. Современные образовательные технологии, как стимулирование
творческой активности учащихся.
На уроках технологии активно использую проектный метод обучения, который позволяет повысить познавательную активность учащихся, и интегрировать знания и умения, полученные на различных этапах обучения. На каждом уроке через проектную деятельность идёт развитие творческих способностей учащихся, его личностных качеств, необходимых учащихся для формирования личности конкурентоспособной, способной в дальнейшем правильно выбрать свой жизненный путь. Этому же аспекту подчинены и вопросы знакомства с миром профессий на уроках, анализ профессиональных планов учащихся. В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Однако карьера выпускника профессионального учебного заведения начинается не в момент окончания обучения, а гораздо раньше – при выборе профессии. Наблюдения за практикой набора абитуриентов показывает, что молодые люди при выборе специальности, по которой они будут учиться, ориентируются в основном на мнение родителей и друзей, престижность профессии и стоимость обучения. При этом «за кадром», как правило, остаются такие важные аспекты, как возможность самореализации в профессиональной деятельности и восстребованность профессии.
Построение сотворческих отношений учителя и учеников является на моих уроках обязательным условием обеспечения атмосферы доверия, открытости. Создаваемая на уроках ситуация успеха помогает каждому ученику справиться с возникшими трудностями при выполнении проектных работ. Во время обучения детей проектированию и изготовлению создаю такую обучающую среду, которая сможет сделать их деятельность более ориентированной на запросы человека. Поэтому среди изделий, которые появляются из рук моих учащихся, можно увидеть различные предметы необходимые в обыденной жизни, которые могут быть элементом дизайна комнаты, одежды и т.д.
В современном мире можно выжить, только находясь в постоянном движении, творческом поиске выполнения своих идей и желаний. Использование информационно-коммуникационных технологий обучения включает в себя инновационный аспект моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики.
В настоящее время компьютеры являются незаменимым помощником человека. Они выступают как инструмент деятельности не только программиста, но и конструктора, дизайнера, экономиста. Многие школьники уже не представляют жизни без них: Информационные технологии рассматриваются мною как поддержка проектной деятельности учащихся.
Ещё одним средством использования цифровых образовательных ресурсов является сеть Интернет. Диалог с ресурсами Интернет приобретает характер учебной игры, у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности, компьютерные анимации дают возможность моделировать, что несомненно повышает эффективность всего учебно-воспитательного процесса.
В условиях современной жизни школа должна представлять собой своеобразную лабораторию сотрудничества детей и взрослых, а содержание образования отражать общие целевые ориентиры ученика и учителя. Этому способствует личностно-ориентированная парадигма образования, идея обучения по выбору, с применением современных педагогических технологий.
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Для достижения позитивных результатов внеурочной деятельности в 10 классе веду элективный курс «Основы предпринимательской деятельности». Сегодня пришло новое время-время новых технологий и отраслей. Экономика получает развитие за счет таких сфер как услуги, торговля, связь, туризм, высококачественное сельскохозяйственное производство и многое другое. Предпринимательство использует новые инструменты, новые схемы построения бизнеса-франчайзинг, аутсорсинг, аутстафинг, субконтрактинг и т.д. Крупные города, региональные центры входят в этот процесс быстрее и легче. В сельских территориях бизнес развивается тяжелее и медленнее и поэтому одна из основных целей сельской школы обеспечить технологическое образование учащихся, которое помогло бы выпускнику достойно организовывать свою жизнь на родной земле.
3.Современная деятельность школы и дополнительное образование в проектной деятельности.
В наши дни образование шагнуло вперед и достаточно хорошо. Появились новые формы обучения. Одной из которых является организация агроклассов действующих в рамках реализации проекта министерства сельского хозяйства «Кадры в АПК». Проект «Агроклассы» направлен на увеличение числа молодых специалистов, позволившая не только повысить престиж сельскохозяйственных профессий, но и быть образцом схемы «профориентация - трудоустройство».
МОУ «Тюндюковская средняя школа» участником реализации данного проекта являлась на протяжении 2 лет. Учащимися были изучены новые дисциплины, такие как «Основы аграрного бизнеса» и «Основы аграрной политики» В течение 2009-2010 учебного года агроклассникам читали лекции преподаватели Пермской сельхозакадемии имени Прянишникова и специалисты краевого минсельхоза, давали мастер-классы руководители сельхозпредприятий и представители малого бизнеса. Старшеклассники неоднократно бывали на самых разных производствах, пытаясь оценить менеджмент, маркетинг и опыт ведения хозяйств различного уровня. На современном этапе развития общества технологическое образование обращается к народным традициям воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Актуальность проблемы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении .Процесс возрождения и становления национального культурно-исторического наследия различных этносов в России значительно активизировался, наблюдается тенденция повышения интереса к народным традициям с её богатым многовековым опытом воспитания. Считаю, что одним из важнейших средств формирования технологической культуры подрастающего поколения является изучение традиций народов, проживающих в регионе. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками. А для этого необходимо создание оптимальных условий для развития личности и нахождение ею своего «Я» в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности. Таковым и явился проект « Агроклассы» результатом которого явилась защита проекта Максеевой Альбины «Производства мясо гуся и пуха» на муниципальном-1 место и региональом уровне-3 место.
Проект Альбины оказался тесно связан с особенностями того места, в котором она живет. В Бардымском районе принято по национальным традициям на свадьбу обязательно дарить гуся и пуховые подушки, так что при правильной организации проект обещал быть быстроокупаемым, а производство безотходным. На сегодняшний день Альбина является студенткой Пермской сельскохозяйственной академии имени Прянишникова по специальности бухалтерский учет.
Важным аспектом в становлении личности является и информационная культура использованые в деятельности различные формы обучения позволяют учащимся также повысить информационную культуру. Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Конкурс маркетинговых исследований « Молодому агробизнесу-дорога,кредитору агробизнеса-респект» проведенных Россельхозбанком в рамках этого же проекта позволило учащимся столкнуться и изучить вопросы именно, касающие уровня кредитования малого бизнеса на территории проживания. Используя в работе различные таблицы, диаграммы позволило учащимся использовать, те знания которые ими приобретаются на уроках информатики, а именно использование таблиц в формате Еxsel почувствовать, как влияет уровень доходов на на уровень кредитования. Данная работа Кариевой Илоны заняла -2 место. Участвуя в таких видах деятельности, учащиеся могут уже ориентировать себя при выборе профессии, чем связать свою деятельность с технологией или использование в своей деятельности каких-то расчетов. На протяжении 2 лет являясь руководителем группы учащихся ,участвующих в данном проекте, я приобрела определенный опыт, который с интересом использую на элективном курсе. В 2011 году Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края разработан специальный проект по развитию молодежного предпринимательства-«Золотая тысяча»,благодаря которому агроклассы были перепрофилированы в бизнес-классы. Планируется, что участники проекта «Бизнес-классы» в будущем примут участие в проекте «Золотая тысяча» и в дальнейшем станут эффективными собственниками бизнеса на территории своего муниципалитета. Итогом занятий в данном проекте становится публичная защита лучших бизнес идей, оформленные учащимися в собственные бизнес- проекты. Изготовление сувениров– одна из довольно востребованных бизнес-идей, но среди всей возможной сувенирной продукции необходимо выбрать именно ту, которая привлечет клиентов.
Рынок туристических услуг на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных. Анализ состояния экономики Бардымского района и положение дел свидетельствуют о намечающихся благоприятных тенденциях в развитии.
Каждый год идет постепенное увеличение числа приезжающих на Барда зиен, самый крупный по своему размаху национальный праздник. Число посещающих достигает до 30 тыс.человек.
Отсюда и результат: группа учащихся 9 класса с (Кучукбаева Алина,Кабирова Гузаль,Нурсубина Эльвина) с идеей «Создание производства сувениров ручной работы» заняли 2 место на муниципальном уровне завоевав грант. На сегодняшний день идет реализация этой бизнес-идеи, как на уроках технологии так и внеурочное время.
Для реализации данной идеи была создана инициативная творческая группа из заинтересованных учащихся, родителей, педагогов.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качеств, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
В дальнейшем будет расширен спектр возможных продуктов проекта-создаваться будут не только материальные обьекты труда,но и активно использовать возможности сети интернет: размещать материалы проекта в блогах, рекламировать идею проекта посредством разработки собственных сайтов.
Я как руководитель проекта стала равнозначным членом команды, мой жизненный и профессиональный опыт могу использовать наравне с опытом учеников.
На современном этапе очень много внимания нужно уделять внешнему виду изделия, выполненными школьниками. Рынок переполнен некачественными, дешевыми товарами из Азии, это понимают все. Если ребенок берется представлять свое изделие, то оно должно быть выполнено с применением современных материалов, красок, оборудования, отражать его личное видение и дизайнерский подход. Если раньше ученик использовал для своей деятельности ткани ранее приобретенные бабушками или не имея возможности оплатить расходы на изготовление какого либо изделия старые простыни и т.д ,то в настоящее время стало возможностью создать условия для творчества. Отсутствие должного подхода к оформлению, доисторические рамки (даже без покрытия лаком или элеменов декупажа),неумение авторов преподнести свое изделие-это те минусы, которые я стараюсь ликвидировать во время реализации проекта.
Любой урок или внеклассное мероприятие "удобно" для учителя, когда создана комфортная обстановка, когда создана ситуация творческого самовыражения, самореализации учащихся. А это "удобно" и ученикам! И стимулирует познавательную деятельность интересный урок; интересное занятие создает для учащихся новый стимул к учению, повышает интерес ребят к предмету, воспитывает самостоятельность и творческое мышление.
Заключение
Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, педагогу приходится уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы.
Современный учитель должен обладать педагогической культурой, глубокой эрудицией, заниматься самосовершенствованием, уважать личность ученика. И только в такой атмосфере сотворчества можно давать детям качественное образование.
Сегодня на первый план выходит не формирование ЗУНов, а воспитание и развитие творческой, духовно-нравственной и социально-адаптированной личности, способной применить свои знания и опыт в реальных условиях существующего мира.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Организация бизнес-классов один из методов повышения творческой активности учащихся.
Список литературы
Щукина Г.С.Активизация позновательной деятельности учащихся в учебном процессе./Г.С Щукина.-М.:Просвещение,2006г.
Проект бизнес-классы.Методические материалы для суппотеров».Открытое акционерное общество «Пермский центр развития предпринимательства».2011.
Технологическое образование в регионе : опыт, достижения, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции / Перм. гос. пед. ун-т; / ред. кол. А.Н. Ильин. Е.А. Гилева. – Пермь, ОТ и ДО, 2010. – 186 с.( Сборник научных трудов)
Инновационные подходы к организации технологического образования,ориентированного на подготовку инженерно-технических кадров. материалы Всероссийской научно-практической конференции / Перм. гос. пед. ун-т; / ред. кол. А.Н. Ильин. Е.А. Гилева. – Пермь, ОТ и ДО, 2012. – 380 с.( Сборник научных трудов)
Емельянова,Н.В Проектная технология обучения в условиях компетентностного подхода//Альма мастер.Вестник высшейшколы.-2009.-№10.
13PAGE 15
13PAGE 141515
15