Практическое занятие №7 «Виды ритмических движений в костюме»
Практическое занятие № 7
Тема: Виды ритмических движений в костюме.
1 Цель занятия:
Уметь применять на практике выразительные средства композициикостюма- как важнейшее условие достижения художественнойвыразительности костюма.
Научиться правильно использовать различные виды ритмичнойорганизации костюма в проектировании одежды в зависимости от ееназначения и сферы использования.
2 Применяемые приборы и оборудование
Иллюстрированный материал.
Журналы мод.
Чертежные принадлежности.
3 Общие сведения
Закономерное чередование, повторение, последовательное изменение сопоставляемых элементов называется ритмом.
Ритм существует во всех видах искусства: в музыке- это сочетание звуков, впоэзии- чередование рифм, в архитектуре, изобразительном и прикладномискусстве- разнообразное повторение и чередование форм и ихна
плоскости или пространстве.
Частным случаем ритма является метр, который организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки, что сообщает композиции устойчивость и монотонность. Однако, если необходимо создать более яркий и динамичный образ, художник использует ритм как средство организации формы. Композиции построенные с приёмом ритма и метра могут быть с интервалом и без них, могут быть простыми (состоящими из одного повторяющегося элемента) и сложными (когда в них сочетаются несколько простых ритмичных рядов или повторяющиеся элементы двух или более видов).
Ритм в костюме- это убывание или нарастание в чередовании объемов, конструктивных деталей, а также сгущение цвета, тона, фактуры.
Ритм в костюме может проявляться в 3 видах:
изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интерваловмежду ними
сохраняется величина чередующихся элементов при изменении интерваловмежду ними
изменяются и величины элементов и интервалов между ними
- изменяются и величины элементов и интервалов между ними
Ритм может приобретать различное направление: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиально-лучевое, веерное. В каждом случае возникает новый характер движения, а значит и новое образное звучание костюма в целом.
Композиционная ритмика в костюме должна начинаться с ритма главных форм, каковыми являются по меньшей мере три величины- облегающие голову (воротник, капюшон, ГУ); корпус (лиф и юбка); руки (рукав). Общий ритм крупных форм дополняется ритмом мелких деталей. Обычно в композиции постоянно используются несколько видов ритмов, т. к. ритмизации подвержены все свойства формы: объем частей костюма, конструктивные и декоративные линии, фактуры, светлотные и цветовые отношении, размер и расположение деталей и т. д.
4 Список использованных источников
Е.И.Рачицкая, В.И.Сидоренко «Моделирование и художественноеоформление одежды» (серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов Н/Д.издательство «Феникс», 2002. -608с.
Т.В.Козлова, Л.Б.Рытвинская, З.И.Тимашева «Моделирование ихудожественное оформление женской и детской одежды». -М.,Легпромбытиздат, 1990. -320с.
43 Т.О.Бердник «Моделирование и художественное оформление одежды». -Ростов Н/Д. «Феникс»., 2001. -352с. (серия «Учебники 21 века»).
5 Контрольные вопросы
Что такое ритм и метр?
Как ритм и метр могут проявляться в костюмной композиции?
Какие направления могут иметь ритмичные движения в костюм?
Каким может быть ритмичный порядок по способу организациичередующихся элементов в костюме?
5.5В какой последовательности осуществляется композиционная ритмика в
костюме?
5.6 Какие свойства и элементы формы подвержены ритмизации в
композиции костюма?
6 Порядок выполнения работы
6,1 Выполнить разработку эскизов моделей одежды с ритмичной и метрической организацией элементов формы, хроматических и ахроматических пятен, линий членения формы- вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями