Авторская программа дополнительного образования Дизайн и мода.
Рекомендована к реализации:Утверждаю
методическим советомДиректор
МБОУ СОШ №9МБОУ СОШ №9
г.Ноябрьскаг.Ноябрьска
Протокол №__________________ А.Ю.Мельников
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей художественно - эстетической направленности
"Дизайн и мода"
(тип программы - авторская, уровень программы - программа основного образования)
Целевые группы - дети 10-14 лет
Срок реализации программы - 2 года
Разработчик программы - Чикота Олеся Валерьевна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №9 г. Ноябрьск
Год разработки программы - 2015
г. Ноябрьск
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………3 стр.
Ожидаемые результаты………………………………….10 стр.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы……………………………..12 стр.
Учебно – тематический план первого года обучения….14 стр.
Учебно – тематический план второго года обучения….15 стр.
Содержание учебных тем первого года обучения……..17 стр.
Содержание учебных тем второго года обучения……..19 стр.
Методологическое обеспечение программы…………...23 стр.
Материально техническое обеспечение программы…..23 стр.
Список литературы для педагога………………………..24 стр.
Список литературы для детей……………………………24 стр.
Дизайн - это искусство гармонии несовместимого.
(Леонид Сухоруков, человек афоризм)
Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда. (Коко Шанель)
Я моделирую не одежду - я моделирую мечты.
( Ив Сен- Лоран)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Сущностью и спецификой дополнительного образования детей является:
ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах;
осознание само ценности каждой личности, ее уникальности;
неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;
приоритет внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней;
требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые реализуются путем
освоения новых видов деятельности освоение новых способов решения проблем в различных видах деятельности;
изучение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социального окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего школьного возрастов;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к историй и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающегося, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
особое значение дополнительное образование детей имеетдля решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников;
усиление личностной направленности образования, обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора;
развивающая направленность и построение возростосообразного образования, знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.
Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой.
Слово “дизайн” встречается повсеместно. Можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату.
Представленная образовательная программа “Дизайн и мода” подразумевает знакомство с основными объектами труда дизайнера, модельера – это дизайн костюма, дизайн элементов интерьера, предметный дизайн.
На занятиях по дизайну костюма учащиеся познакомятся с основными и наиболее выразительными средствами декоративного оформления костюма. Научатся определять предназначение и стиль костюма, и декорировать его согласно этим критериям.
Овладеть основами знаний о дизайне, о изменчивости моды, как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека, помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, колористики, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования.
Наблюдая за работой дизайнеров, которые создают костюмы, оформляют интерьеры жилых и офисных помещений, широко используют при этом природный и искусственный материал, различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии. Умело сочетают цвета и фактуры – хочется больше узнать о искусстве дизайна и научиться самому создавать оригинальные композиции.
Познакомить учащихся с широким спектром работы дизайнера, с эстетическим влиянием моды поможет программа дополнительного образования “Дизайн и мода”.
Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся с различными направлениями работы дизайнера, с различными стилями, развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.
Из анализа образовательных программ дополнительного образования детей можно сделать вывод, что дизайну и проектированию, как одному из направлений художественной подготовки, стало уделяться внимание последние несколько лет. Поэтому данная авторская программа была разработана исходя из практической деятельности, в соответствии с интересами и потребностями учащихся. Авторская программа "Дизайн и мода" разработана с учетом следующих программ по дополнительному художественному образованию детей:
•Примерная основная образовательная программа образовательногоучреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение,
2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
•Декоративная композиция. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 34-41.
•Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113
•Конструирование и моделирование одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 63-74.
Программа «Дизайн-студия» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Ориентирована на обучающихся, как имеющих, так и не имеющих начальной художественной подготовки.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
возможность свободного самоопределения самореализации ребенка
единство обучения, воспитания, развития
практика - деятельная основа образовательного процесса
В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования
детей в Российской Федерации до 2020 года»» указано, что «в дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества
установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного образования, выходящие за рамки его стандартов.
Дополнительное образование детей позволяет гибко и эффективно реагировать насовременные вызовы к способностям и возможностям человека, способствуя повышению
конкуретноспособности и инновационному развитию страны.
Развитие человеческого капитала осуществляется также посредством формирования в сфере дополнительного образования детей элиты (научной, культурной) страны через выявление талантливых детей в самых разных областях, развитие их мотивации и способностей. Сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течении всей жизни – модели образования, признаваемого сегодня наиболее эффективной для развития человеческого капитала. Устройство программ дополнительного образования (гибкость, разноуровневость, модульность) для детей становится фактически прототипом программ непрерывного профессионального образования в старших возрастах, и фактически готовит к выстраиванию успешных индивидуальных траекторий.
Общество, находящееся в условиях информационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги.
При разработке авторской образовательной программы дополнительного образования детей "Дизайн и мода" использованы следующие нормативные и программные документы в области образования РФ:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
«Концепция развития дополнительного образования детей» разработана Минобрнауки РФ, утверждена Распоряжением №1726-р, 4 сентября 2014г.
Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно - эпидемиологические требования и нормативы СанПин 2.4.4.1251-03)
Направленность программы художественно - эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их. Использовать комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего, что, так или иначе окружает нашу жизнь. Научиться сближать национальные стили, восприимчивости к новому.
Актуальность данной образовательной программы, современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции развития дополнительного образования детей (Министерство образования РФ от 04.09.2014г № 1726-р). Преимущества дополнительного образования по сравнению с другими видами образования: предоставление выбора, вариативность содержания и форм, доступность знаний и информации, адаптивность к изменениям (запросам), открытость.
Важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность, предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся). Формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами в студии дизайна как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима. Учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.
Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта (например, коллекции одежды).
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ КУРСА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Целью данной программы является развитие личностных качеств детей, ориентируясь на свободное развитие человека, на творческую инициативу. Способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов, способности к сотрудничеству и коммуникации посредством занятий дизайн - проектирования и стилистики (предметный дизайн, дизайн одежды, разнообразие стилей). Сегодня возрастает потребность общества в конструктивности, мобильности, в эстетически организованной среде, но, к сожалению, недостаточно уделяется внимание разработке и практическому использованию этого направления.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Образовательные задачи:
изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта;
овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий;
обучить основам дизайна;
познакомить с основными законами композиции;
научить пользоваться законами цветоведения;
формировать художественно-образное мышление;
формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Воспитательные задачи:
формирование общей культуры учащихся;
изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни;
содействие организации содержательного досуга;
успешную социализацию детей;
воспитание самоорганизации детей;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда;
формировать готовность к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору;
индивидуальной творческой самореализации.
Развивающие задачи:
развивать общий кругозор;
развивать художественно-эстетический вкус при составлении композиции костюма и объектов предметного дизайна;
познакомить с наукой стилистика;
формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства;
обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;
развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
развивать творческую деятельность учащегося;
развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
умение проявлять социальную ответственность, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
Отличительные особенности данной авторской программы от других программ по дизайну заключаются в том, что программа “Дизайн и мода” предполагает обязательное использование моделирования и дизайна одежды, использование ИКТ технологий. Так же изучение различных способов декорирования, изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовление коллекции одежды, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.
Особенностью программы “Дизайн и мода” является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, хореография, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Данная программа дополнительного образования предназначена для детей 10-14 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года.
Основные этапы программы:
• I этап - 1 год обучения – освоение основ материаловедения, колористики, основ дизайна; изучение основных техник декоративно-прикладного искусства.
•II этап - 2 год обучения – изготовление и дизайн игрушки, поделок, аксессуаров, сувениров, дизайн одежды, формирование коллекции одежды.
Режим занятий.
Первый год обучения - 4 академических часа в неделю (по 40 минут) с перерывом 10 минут между каждым часом.
Второй год обучения - 5 академических часов в неделю (по 40 минут) с перерывом 10 минут между каждым часом.
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Педагогические принципы в работе:
личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика);
компетентностный – осуществляется развитие компетенций: коммуникативных, информационных и др.
природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
системно-деятельностный – развитие компетенций каждого ученика на основе учебной деятельности;
систематичности, последовательности и наглядности обучения;
обучение по программе первого года построено по принципу «от простого – к сложному»: от вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций, от работы на плоскости – к проработке объемных форм;особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема подается в течение длительного периода времени с возрастанием степени сложности;
принцип системности проявляется в том, что в результате реализации программы у учащихся формируются целостные представления о разных видах декоративно-прикладного творчества как самостоятельных технологических процессах, с одной стороны, и целостные представления о том, как использовать ту или иную технику в различных видах дизайна для создания общей работы, с другой стороны.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
деятельностный;
эвристический;
исследовательский.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное.
Основным видом деятельности являются практические занятия.
Соотношение практических и теоретических занятий в процентном отношении составляет:
Первый год обучения: 140 часов - из них 28% (40 уч.часов) теоретические занятия, 72% (100 уч.часов) практические занятия.
Второй год обучения: 175 часов - из них 25% (45 уч.часов) теоретические занятия, 75% (130 уч.часов) практические занятия.
Формы занятий:
учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;
учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
учебные занятия выработки и закрепления умений и навыков;
мастер – класс (демонстрация процесса изготовления изделия);
комбинированные (смешанные) учебные занятия;
индивидуальные занятия;
отчетные занятия-выставки, показ модной коллекции;
выполнение творческого проекта.
Учебное занятие в классе по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, хотя во второй год обучения возможны также занятия с двумя-тремя учениками и индивидуальные занятия. Особенно это будет полезно при создании и изготовлении коллекции одежды. Все это дает возможность педагогу работать с учащимися эффективнее и больше внимания уделять развитию основных навыков, предусмотренных программой, а также будет способствовать расширению общего художественного кругозора учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Освоение детьми программы «Дизайн и мода», достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
1 год
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
2 год
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
1 год
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
2 год
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развивать художественный вкус, как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
1 год
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
в результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.2 год
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Учащиеся каждого года выполняют творческий проект.
Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа с целью:
систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических знаний, умений;
формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности.
Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений данного курса и по сопутствующим предметам. Также во второй год обучения итоговой работой является коллекция моды, разработанная и созданная учениками.
Формы подведения итогов реализации авторской дополнительной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС ООО итоговая оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных
задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Результаты итоговой аттестации характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы, необходимых для продолжения образования. При оценке результатов деятельности критериальной базой выступают планируемые результаты освоения программы дополнительного образования.
В ходе реализации данной программы регулярно проводятся отчетные выставки для родителей и сверстников, дети участвуют в школьных, городских и прочих мероприятиях (календарные праздники). Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.
По результатам деятельности в течение года трижды проводится диагностика освоения программы (начальная, промежуточная, итоговая), выявляется их уровень успешности, что позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми, проводить их корректировку.
Учебно - тематический план первого года обучения.
№ Основные разделы, темы Количество учебных часов всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 -
2 Дизайн. Основные виды дизайна. 9 2 7
3 Основы построения общей композиции. Предметный дизайн. 16 7 9
Понятие о композиции. 3 1 2
Цветоведение. 6 2 4
Виды орнаментов 3 2 1
Построение орнамента в круге, квадрате, в полосе. 4 2 2
4 Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна. 41 11 30
Предметный дизайн на примере декупажа. 4 2 2
Предметный дизайн на примере росписи по ткани. 12 4 8
Предметный дизайн на примере вышивки: вышивка нитями, лентами, бисером. 25 5 20
5 Виды техник, используемых при создании объектов дизайна. 67 18 49
Ручное шитье. 17 4 13
Лоскутное ручное шитье (пэчворк).Аппликации из фетра. 25 6 19
Валятие шерсти (фелтинг). Плоскостные и объемные рельефные изделия. 11 4 7
Плетение. 14 4 10
6 Вариативный блок. Подготовка и проведение выставок . 5 5
Итого за первый год обучения 140 40 100
Учебно - тематический план второго года обучения.
№ Основные разделы, темы Количество учебных часов всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 -
2 Изготовление сувениров из различных материалов. 20 4 16
Декорирование бумагой. 6 1 5
Фоамиран - материал декора. 10 2 8
Фетр - материал декора 4 1 3
3 Игрушка - как объект дизайна. 10 2 8
Изготовление и дизайн плоскостной игрушки. 5 1 4
Изготовление и дизайн объемной игрушки. 5 1 4
4 Работа над общей композицией. 6 2 4
Выполнение эскизов в масштабе. 3 1 2
Выполнение эскизов в полную величину. 3 1 2
5 Дизайн костюма. 6 2 4
История и классификация одежды. 3 1 2
Общие принципы сборки одежды. 3 1 2
6 Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров. 55 10 45
Роспись на ткани (батик). 13 2 11
Трафаретная печать на ткани (принт). 10 2 8
Фелтинг. 9 2 7
Вязание крючком. 10 1 9
Художественная обработка ткани (драпировка, моделирование, обтяжка). 13 3 10
7 Основные понятия дизайна костюма (комплект, ансамбль, гардероб). 70 23 47
Стиль костюма и его декоративное оформление. 12 4 8
Повседневный гардероб. 8 3 5
Комплект одежды. 12 5 7
Ансамбль, как показатель целостности композиции. 13 4 9
Коллекция одежды – как композиционное единство. 12 4 8
Принципы формирования и изготовления костюмных коллекций. 13 3 10
8 Вариативный блок. Показ итоговой коллекции. 6 6
Итого за второй год обучения. 175 45 130
Содержание учебных тем первого года обучения.
Теория: Практика:
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).
2 часа 2. Дизайн. Основные виды дизайна ( 16 часов).
7 часов 4 часа
Основные понятия дизайна.
Объекты и предмеры дизайна.
Дизайн интерьера.
Профессия дизайнера - модельера.
Фитодизайн.
Нарисовать свой дизайн интерьера
Нарисовать эскиз
Составить композицию из засушенных цветов
3.Основы построения общей композиции. Предметный дизайн (16 часов).
7 часов 9 часов
Понятие о композиции
Законы композиции
Три закона композиции: гармоничность, симметрия, согласованность композиции с формой предмета
Понятие о цвете (холодные и теплые цвета)
Общая классификация орнаментов
Виды орнаментов по форме и жанру
Изготовить трафарет для отделки интерьера
Раскрасить орнамент используя теплую гамму цветов и холодную гамму
Выполнить эскиз орнамента в определенной форме
4. Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна ( 41 час).
10 часов 31 час
Понятие декупаж, история возникновения, общие сведения, материалы и инструменты
Особенности техники росписи по ткани (батик), различные методы нанесения красок
История искусства вышивания, основные стежки и виды швов Оформить в данной технике предмет на выбор
Применить технику росписи в аксессуаре для итоговой коллекции
Выполнить проверочную работу в одной из техник вышивки
5. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (67 часов).
16 часов 51 час
История швейного мастерства
Материалы для шитья (знакомство с ними)
Организация рабочего места
Основные виды простых и декоративных швов
Понятие аксессуара, их виды и назначение
Понятие "лоскутное шитье", виды лоскутных техник
Понятие аппликации, способы выполнения
Техники объемного лоскутного шитья
История техники валяния, живопись шерстью, цветочные композиции из войлока
История плетения фенечек и бисероплетения, различные виды и техники плетения (спираль, круговое, плоское мозаичное)
Особенности ленточного плетения
Работа с образцами тканей, определение натуральных и синтетических волокон
Освоить технологию ручных и декоративных швов
Самостоятельно выбрать ткань для будущей поделки или аксессуара, выкроить и произвести сборку
Изготовить коллаж из лоскутков тканей
Выполнить аппликации в различных техниках ручной аппликации
Изготовить игрушку подушку с использованием техник объемного лоскутного шитья
Изготовить панно из шерсти "Времена года"
Выполнить цветок методом мокрого валяния
Плетение многоцветовых фенечек по схемам
Изготовить самостоятельно сувенир из бисера
Изготовить браслет из атласных лент, используя схему
6. Вариативный блок. Подготовка и проведение выставок (5 часов).
5 часов
Участие в школьных выставках
Подготовка работ учащихся для участия в выставках ДПИ различного уровня (городской, областной, всероссийский и международный) и различных форм участия (очной и заочной)
Итого за первый год обучения 140 часов. Из них:
40 часов 100 часов
Содержание учебных тем второго года обучения.
Теория Практика
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).
2 часа 2. Изготовление сувениров из различных материалов (22 часа).
4 часа 18 часов
Способы декорирования бумагой, виды и структуры бумаги
Понятие "скрапбукинг" как вид рукоделия
Понятие "туннель - бук" как объемная открытка из бумаги
Фоамиран - как материал для творчества, его свойства и виды
Изучение техник работы с фомомФетр - как несложный, но эффектный материал для творчества
Декорировать любой предмет на выбор
Изготовить объемную открытку из бумаги, картона и других материалов по выбору
Освоить технику кроя деталей для изделий из фоамирана, их тонирование и сборку (на примере цветка мака)
Изготовить декоративный аксессуар для итоговой коллекции (брошь, ободок, бутоньерку или букет) из фоамиранаИзготовить панно из фетра
3. Игрушка - как объект дизайна (10 часов).
2 часа 8 часов
Плоские игрушки на картонной основе, этапы изготовления и художественно - декоративная отделка игрушки
Понятие объемной игрушки , простейшие объемные народные игрушки ("Купавка", "Сударыня Масленица"
Понятие о мягкой игрушке, этапы изготовления и оформление
Изготовить куклу матрешку на картонной основе
Изготовить простейшую объемную куклу
Выбрать тему для выполнения мягкой игрушки, раскроить, соединить детали, осуществить набивку и оформить
4. Работа над общей композицией (6 часов)
2 часа 4 часа
Понятие "эскиз" - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, цветовое решение композиции - эскиз в цвете
Понятие «масштаб» как это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам
Понятие «натуральная величина» как масштаб 1:1
Понятие «технический, рисунок» как изображение, выполненное от руки, по правилам аксонометрии
Понятие «выкройка» как детали изделия, которые вырезаны из бумаги
Понятие «мерка» как определённый размер
Снятие мерок для изготовления плечевых изделий и юбки
Обозначение мерок
Перечень мерок для шитья
Выполнить эскиз в масштабе 3:1
Выполнить эскиз в цвете
Выполнить выкройку изделия в натуральную величину
Снять мерки и применить их в выкройке в натуральную величину
5. Дизайн костюма (6 часов).
2 часа 4 часа
Основные характеристики модных направлений одежды разных эпох
Этапы изготовления одежды
Основные этапы изготовления одежды Выкроить изделие по готовой выкройке
Наметать и примерить
Выучить основные этапы изготовления одежды
6. Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров (55 часов).
10 часов 45 часов
История возникновения искусства росписи ткани - батик, технологические приемы росписи, основные виды ручной росписи (узелковый, сибори, холодный и горячий батик)
Трафаретная печать на ткани
Понятие "принт"
Понятие "аппликация" - как разновидность вышивки
Фелтинг - технология изготовления объемных предметов из шерсти
Технология мокрого и сухого валяния
Понятие "гобелен" - как тканый ковер ручной работы, виды гобеленовых плетений
Знакомство с техникой нетканого гобелена, виды нетканых гобеленов и особенности техники выполнения
Особенности и технология ткачества бисером
Основные приемы вязания крючком, виды петель и столбиков, история вязания крючком
Понятие "декоративный элемент" - как предмет украшения одежды
Структура ткани, ее виды
Драпировка из ткани, декоративная обтяжка
Основные принципы оформления изделий в технике "интарсия" - наклеивание кусочков ткани и других материалов в стыкПонятие о термообработке ткани и кожи
Дополнительное декорирование изделий из ткани и кожи различными материалами (бисер, пайетки, кружево, природные материалы)
Ознакомить с основными видами ручной росписи (холодная и горячая, сибори, узелковая)
Дополнительно декорировать изделие по выбору (платок, шарф, косынку)
Научиться применять трафарет для росписи ткани (подготовить эскиз, выполнить трафарет и нанести на изделие), дополнительно украсить элементами декора
Украсить изделие аппликацией
Повторить технологию мокрого и сухого валяния и выполнить в этой технике изделие
Выполнить изделие в технике нетканого гобелена
Освоить технику ткачества бисером, выполнить не сложную работу
Освоить основные приемы вязания крючком, выполнить элементы вязания (столбик, пышный столбик, шишечка)
Изготовить изделие в технике плетения
Декорировать изделие в технике «интарсия» с дополнительным декорированием росписью и техникой «декупаж»
Составить композицию путем синтеза различных кусочков ткани и кожи
Применить различные техники декорирования при выполнении аксессуаров к итоговой коллекции
7. Основные понятия дизайна костюма (комплект, ансамбль, гардероб) (70 часов)
21 час 49 часов
Понятие "стиль одежды"
Понятие "имидж" - образ, формируемый в общественном сознании (пропагандой, рекламой)
Традиции русского народного костюма (сарафан, рубаха, головной убор, нижняя юбка, панталоны)
Перечень вещей входящих в повседневный гардероб человека, виды повседневной одежды
Формирование повседневного гардероба
Изучаем лекала, их предназначение, работу с ними
Изучаем базовые термины кроя и сборки изделия
Понятие «комплект»- полный набор вещей, выполненных из одного или разных, но сочетающихся по цвету, фактуре, рисунку материалов, имеющих общее назначение и стилевое единство
Выполняем плечевое изделие (рекомендации по выбору ткани, фасона и оформления блузки)
Последовательность и приемы технологической обработки блузки
Понятие «ансамбль» - совокупность всех частей костюма, обладающих определенным художественным стилевым единством
Основная часть ансамбля - собственно одежда - платье, костюм, пальто и др.
Дополнительная часть ансамбля или аксессуары: головные уборы, обувь, сумки, шарфы, перчатки, пояса, украшения, зонтыПонятие "коллекция одежды"
Основные принципы формирования костюмных коллекций
Стиль, новые тенденции в моде как движущие факторы формирования костюмных коллекций
Понятие "базовый гардероб"
Понятие «подростковая мода» как способ самовыражения и желание найти свой собственный стиль Классифицировать стили одежды по критериям: возраст, пол, профессия, социальный статус, принадлежность к субкультуре, личный вкус человека, эпоха жизни общества, религиозная принадлежность, национальность, география, уместность, функциональность и образ жизни, яркая индивидуальностьСоставить схему классификации стилей одежды по различным критериям
Выбрать фасон и выполнить пошив блузки
Сформировать костюмную коллекцию и приступить к изготовлению итоговой коллекции (эскиз, снятие мерок, крой, сметка, примерка, процесс пошива и изготовление дополнительных аксессуаров)
Организовать показ мод, приготовить презентацию представленной коллекции, подготовить музыкальное сопровождение
8.Вариативный блок. Показ итоговой коллекции (6 часов)
6 часов
Показ итоговой коллекции на мероприятиях школы, города
Участие коллекции в конкурсах различного уровня
Итого за второй год обучения 175 часов. Из них:
45 часов 130 часов
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками.
Методы, используемые для реализации авторской образовательной программы дополнительного образования детей "Дизайн и мода":
комплексный метод
метод применения образных моделей
опросный метод
система усложняющихся творческих заданий (методический принцип);
наглядно - образный метод
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Швейные машины, оверлок, отпариватель, утюг, гладильная доска, булавки, нитки, иголки, ножницы, лекала, манекен для моделирования, манекен ростовой.2. Рабочая коробка ребенка. В ней находятся иглы, ножницы, кисти, отрезы тканей, конверт с выкройками и прочее.3. Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые изделия, образцы рисунков и эскизы.
4. Расходные материалы: краски, канцтовары, клей ПВА, клей Момент, бумага, краски по ткани и прочее.
5. Помещение: не менее 12 квадратных метров (согласно СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях), высотой не ниже 3 метров. Помещение хорошо проветривается, светлое и отвечает всем санитарно - гигиеническим нормам.
6. Программное обеспечение: компьютер, много функциональное устройство, электронная библиотека типовых, авторских, примерных программ по профилю образовательной программы дополнительного образования детей, сборников учебно-методических пособий и материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТЫРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004г.
Кузин В.С. Сиротин В.И. " Программно-методические материалы "
"Изобразительное искусство. 5-9 классы". М., Дрофа, 2000г
Иллюстрированное пособие по разработке и построению женской одежды с цельнокроеным рукавом: учебное пособие. Е. С. Антипина, В. В. Киселева. 2005
Каминская М.В. История костюма – М., Легкая индустрия, 2000
Косинец И.Б. Дефекты швейных изделий. 2012 г.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма – М., Молодая гвардия, 2000
Удальцова Л.Л. Закройщик. Женская легкая одежда. 2011 г.
Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 2001
Практическая книга по моделированию женской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 2000
Ханус София. "Как шить?" – М.: Легкая промышленность и бытовой обслуживание, 2001
Черемных А.И. "Основы художественного конструирования женской одежды". – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002
Шитье – мое хобби". – Оффенбург: Энне Бурда, 2000
СПИСОК ЛИТЕРАТЫРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Глинская Е., Наймулин А.; «Азбука шитья» МЕХНАТ, 2004
2. Журналы мод "Бурда" с за 2013-2015 года.
3. Журналы мод "Рукоделие" 2014-2015 года.
4. Зарецкая Т.И. «Азбука шитья», Москва, 2011 год.
5. Ерзинкова Н.В. «Искусство красиво одеваться» г. Рига, фирма «Импак», 2002
6. Ерзенкова Н.В. «Женская одежда в деталях». Изд. «Полымя», 2002
7. Лиин Жак «Техника кроя», Киев, МП «Муза», 2005
8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» «Просвещение», 2003