Конспект урока по теме:Фартуки в русском национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Тема урока по планированию: Фартуки в русском национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Цели урока:
Изучить требования, предъявляемые к рабочей одежде. Обучить правилам снятия мерок для построения чертежа фартука и записи результатов измерений. Воспитывать готовность к труду, стремление применять знания в выполняемой работе, чувство товарищества и взаимоуважения. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к изучаемому предмету, самостоятельности учащихся. Развивать потребность в трудовой деятельности.

Межпредметные связи: история, математика.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация трудовых приёмов и иллюстраций, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование. Для учителя: компьютер, проектор, экран, манекен, образцы фартуков, эластичная тесьма, сантиметровая лента, коллекция х/б тканей.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, сантиметровая лента, эластичная тесьма.

Ход урока.

1. Организационная часть урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке вы узнаете о видах рабочей одежды и требованиях, которые к ней предъявляются, научитесь снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука. Кроме того, мы с вами поговорим о том, как подразделяется одежда по назначению, и ненадолго заглянем в прошлое русского народного костюма женщины.
3. Подготовка учащихся к восприятию материала, актуализация знаний.
Рассказ учителя:
Одежда – одно из древнейших изобретений человека. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки. Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин, появилось также разделение одежды на будничную, т.е. повседневную, и праздничную. Сначала одежда мягко окутывала тело (мы можем судить об этом по произведениям искусства древних египтян, греков и римлян), и только в 5 веке н.э. одежда стала воспроизводить формы тела, т.е. появились приталенные платья, рубашки и брюки. Проходили века, менялась одежда, её становилось больше, и в гардеробе человека появились вещи для разнообразных ситуаций и занятий.
4. Изучение нового материала.
Беседа:
Учитель - Кто из вас может ответить, что такое ГАРДЕРОБ?
Учащиеся -(Шкаф для хранения одежды. Помещение для хранения верхней одежды. Одежда одного человека.)
Учитель - А для каких случаев жизни должны быть вещи в гардеробе современного человека?
Учащиеся - ( Для занятий в школе, для торжественных случаев, для работы по дому, для отдыха и занятий спортом.)
Учитель - Так как же мы можем классифицировать, т.е. разделить одежду по назначению?
Учитель - Запишите в тетрадь, какая бывает одежда.
Учащиеся - (Повседневная, домашняя, рабочая, нарядная, спортивная, форменная.)
Учитель - Сейчас я покажу вам снимки, а вы должны будете ответить, для каких случаев предназначена одежда, изображённая на них.
(Демонстрация снимков. Ответы учащихся.)




Учитель - Давайте ещё раз повторим, как делится одежда по назначению.
- Какая разница между нарядной и повседневной одеждой?
Учащиеся- (Нарядная одежда сшита из более дорогих тканей, она может быть очень яркой, даже блестящей, для неё допустима броская отделка. Повседневная одежда более строгая, она не так привлекает внимание, как нарядная, цветовая гамма сдержанная, отделка скромная.)
Учитель - Для чего предназначена рабочая одежда?
Учащиеся- (Рабочая одежда нужна для того, чтобы не испачкаться, чтобы было удобно работать.)
Учитель - Какие виды рабочей одежды вы знаете?
Учащиеся- (Комбинезон, халат, фартук, поварская куртка.)
Учитель - Представителям какой профессии необходим комбинезон?
Учащиеся- (Механизатору, строителю, слесарю, рабочему у станка: токарю, фрезеровщику.)
Учитель - А кому нужен халат?
Учащиеся- (Врачу, медсестре, санитару, фармацевту, лаборанту, воспитателю, продавцу, повару.)
Учитель - А кто наденет фартук?
Учащиеся- (Художник, официант, парикмахер, продавец, мойщик автомобилей, домашняя хозяйка.)
Учитель - Итак, сегодня вы узнали, как классифицируется одежда по назначению. Давайте проверим, как вы запомнили новый материал – попробуем разгадать кроссворд.











2
А








3

Р







4



Т


5



У





















1. Костюм военнослужащего или милиционера. (Форма)
2. Как называется одежда, которую надевают в торжественных случаях? (Нарядная)
3 .Совокупность предметов одежды, принадлежащей одному человеку. – Это же слово обозначает помещение, где оставляют верхнюю одежду. (Гардероб)
4. Предмет гардероба, который может быть и домашней и рабочей одеждой. (Халат)
5. Урок, на который школьники должны являться в спортивной одежде.(Физкультура)
6. Рабочая одежда, верхняя часть которой соединена с брюками.(Комбинезон)

Учитель - Посмотрите внимательно на кроссворд. Какое слово мы не разгадывали, а оно появилось? (Фартук.)
Это слово помещено в кроссворд неслучайно. Мы с вами будем шить фартук.
Этот предмет служит человеку очень давно. Фартук старше всех видов одежды. Платье, рубашка и брюки появились в пятом веке нашей эры. А фартук надевали ещё строители египетских пирамид. Это подтверждают рисунки на стенах гробниц фараонов. Древнегреческий бог огня Гефест, бог-кузнец, изображался на античных вазах тоже в кожаном фартуке.
Древние египтяне.
Гефест.



Основой жизни каждой женщины всегда была домашняя работа. И, конечно, каждой был необходим фартук, который, образно говоря, так «прирос» к женской одежде, что стал её неотъемлемой частью. Во многих национальных костюмах фартук – необходимый элемент.
Посмотрите на старинный русский костюм.



В русском языке не было слова «фартук». Оно пришло к нам из немецкого языка. Тух – по-немецки «платок», «тряпка»; фор – приставка со значением «перед». Русские женщины называли эту часть одежды «завеска», «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного. Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет, так любимый русскими красавицами, был не только красивым. Он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, щедро украшенным яркой вышивкой, женщины полагали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь». Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.
В костюме кубанской казачки фартук также был очень важной деталью, для которой было характерно обилие кружев и оборок. Кружева, как и вышивка, имели магическую силу, были оберегом от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую одежду. Фартук кубанской красавицы был короче юбки на 5 см, он мог быть любой модели, чаще всего, белого цвета, и обязательно с оборками и кружевами. Надевали его и в будни и в праздники.

Учитель - А для чего сейчас, в наши дни, нужен фартук?
Учащиеся- (Для работы по дому.)
Учитель - Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды.
Учитель -1. Санитарно-гигиенические. Учащиеся – В фартуке мы будем готовить пищу, значит, он должен быть чистым. Поэтому его нужно шить из ткани, которая легко стирается.
2. Эргономические требования. – Удобен ли фартук? В фартуке должно быть удобно двигаться, в нём не должно быть жарко во время работы.
3. Экономические. – Целесообразно ли шить фартук из дорогой ткани? Нет. Это рабочая одежда, которая может быть сильно испачкана, повреждена.
4. Эстетические. – Должен ли фартук быть красивым? Конечно, да. Для того, чтобы мы сами чувствовали себя уверенной и красивой, чтобы близким было приятно на нас смотреть.
Учёные доказали, что цвет влияет не только на нашу психику и настроение, но и на аппетит. Оттенки красного, оранжевого и жёлтого цветов возбуждают аппетит, а синий, зелёный и фиолетовый воздействуют иначе. Хорошо бы помнить об этом, выбирая цветовую гамму для убранства кухни, покупая посуду.
Так из каких же тканей нужно шить фартук? Какие ткани легко стираются и гладятся, хорошо пропускают воздух и к тому же яркие и дешёвые? (Это хлопчатобумажные ткани.)
(Демонстрация коллекции тканей (ситец, сатин, бязь).)

Учитель - А сейчас две девочки из класса примерят фартуки.
(Примерка большого и маленького фартуков.)
Учитель - Как вы думаете, удобно ли будет девочкам работать в этих фартуках, и если нет, то почему?
Учащиеся- (Фартуки сшиты не по их размерам.)
Учитель - А что нужно сделать, чтобы сшить фартук, подходящий по фигуре?
Учащиеся- (Нужно сделать выкройку по их меркам.)
Учитель - Давайте прочтём в учебнике, что такое мерки и как правильно снять мерки.
(Работа с учебником.)стр.52
- Перед началом практической работы я покажу вам на манекене, как вы должны будете снимать мерки друг с друга.
В первую очередь вы фиксируете эластичной тесьмой линию талии. Сняв мерку, сразу же записываем её в таблицу. Не забывайте, что мерки длины нужно записывать полностью, а обхваты делить пополам.
(Демонстрация приёмов снятия мерок на манекене.)
Мы с вами будем шить фартук с нагрудником, потому что такая модель лучше защищает одежду от загрязнений во время работы на кухне. А значит, нам нужно снять ещё две мерки: длину нагрудника – она обозначается Дн, и ширину нагрудника – Шн. Посмотрите, как снимаются эти мерки.
(Демонстрация приёмов снятия мерок.)
5. Закрепление изученного.
Учитель - Расскажите, для чего снимают мерки.
Учитель - Какие мерки длины снимают для построения чертежа фартука? Покажите, как их снять.
Учитель - Какие мерки записывают в половинном размере?
Учитель - Покажите, как снять мерку Сб.
А сейчас вы начнёте выполнять практическую работу – снимать мерки друг с друга и записывать их. Таким образом, каждая из вас побывает в роли клиента ателье по пошиву одежды и в роли мастера, принимающего заказ. Помните, что клиенты не шумят, а работник ателье должен быть очень деликатным и не произносить в полный голос результаты измерений.

Физкультминутка
Цель
-Проведение упражнений направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины.
«Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза. (слайд 25)
«Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза.
«Наклоны». И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз.
«Непоседа». И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков.
«Лицо релаксанта». Дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук ы, стремятся расслабить все мышцы лица, ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия.

6. Практическая работа (по парам). Контроль учителя в ходе выполнения работы, текущий инструктаж.
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок за практическую работу.
8. Задание к следующему уроку: повторить правила снятия мерок, принести линейку закройщика, бумагу для выполнения чертежа в натуральную величину.
Используемая литература:
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений(вариант для девочек). – Под ред. В.Д. Симоненко. – М.; Вентана-Граф.
Журналы «Ателье» ЗАО «ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА» №№ 04/2005, 06/2005, 11/2005, 01/2006.
В.В.Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.; АСТ – ПРЕСС, 1996.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://steb-clair.narod.ru
Рисунок 1Описание: 2-2Рисунок 2Описание: z_bd6dec79Рисунок 4Описание: x_b5068843Рисунок 5Описание: x_17ef1c6dРисунок 9Описание: 14061_b_releaseРисунок 11Описание: 53171_releaseРисунок 12Описание: a6ca5001d14ffe7062ed42e17d3afc90Рисунок 23Описание: imagesРисунок 13Описание: 1247038144_1999913Рисунок 15Описание: img17