Статья Таксономия Блума при конструировании заданий и целей на уроках русского языка и литературы
Таксономия Блума при конструировании заданий и целей
на уроках русского языка и литературы
В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время ученику нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития [1].
Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде.
Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников [1]. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.
В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения [3], согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогонозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.
Таксономия педагогических целей в познавательной сфере (по Блуму)
Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание Воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы
Ключевые слова в заданиях: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.
2. Понимание Объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
3. Применение Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.
4. Анализ Вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.
Следующие задания: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.
5. Синтез Пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.
Направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.
6. Оценка Оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.
При конструировании заданий возможно использование таблицы – «Конструктор задач», предложенная Ильюшиным Л.С. [4] В данном конструкторе цель будет достигаться посредством определённых вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться со следующих формулировок – назовите основные части… (см. табл. столбец «Ознакомление»). Так же и остальные столбцы в данной таблице будут опираться на таксономию целей обучения Блума. Таким образом, используя таблицу, мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту её дидактического наполнения.
Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1. Назовите основные части… 8. Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию о… графически 22. Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной) вариант… 36. Ранжируйте… и обоснуйте…
2. Сгруппируйте вместе все… 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16. Предложите способ, позволяющий… 23. Проанализируйте структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… 37. Определите, какое из решений является оптимальным для…
3. Составьте
список понятий, касающихся… 10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24. Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… 31. Найдите необычный способ, позволяющий… 38. Оцените значимость… для…
5 Расположите в определённом
порядке… 11. Постройте прогноз развития… 18. Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25. Постройте классификацию… на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39. Определите возможные критерии оценки…
5. Изложите в форме
текста… 12. Прокомментируйте
положение о том, что… 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33. Предложите новую (свою) классификацию… 40. Выскажите критические
суждения
6. Вспомните и напишите… 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки зрения… и … на… 34. Напишите
возможный
(наиболее
вероятный)
сценарий
развития… 41. Оцените возможности…
для…
7. Прочитайте самостоятельно… 14. Приведите пример того, что (как, где)…21. Рассчитайте на основании данных о… 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение(понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния…
Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Есть мнение, что существуют в большинстве своем два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» иногда называют «закрытыми» или «буквальными». Они направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом [1]. Оба типа вопросов имеют место в рамках эффективной педагогики; тип задаваемого вопроса и его форма меняется в зависимости от цели. Кроме того, вопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников. Вопросы можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация.
Побуждение: вопросы для побуждения необходимы для получения первоначального ответа и оказания помощи в его корректировке, к примеру – упрощение формулировки вопроса, возвращение к пройденному материалу, подсказки, частичное принятие того, что правильно, и побуждение к более полному ответу.
Апробирование: вопросы для апробирования формулируются таким образом, чтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, развивать свои идеи. Кроме того, подобные вопросы направляют ученика в процессе решения задач, к примеру: «Вы не могли бы предложить нам пример?».
Переориентация: вопрос-перенаправление другим ученикам, к примеру: «Кто-нибудь может помочь?».
Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в:
стимулировании учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям;
развитии у учеников неподдельного интереса и положительных эмоций к обучению; любознательности и стимула к исследованиям;
содействии формированию и вербализации знаний;
поддержке креативного мышления;
развитии критического мышления;
развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;
углублении и концентрации мышления и действий посредством разговора и размышлений;
выявлении особых сложностей или недопонимания, которые могут затруднять обучение.
Пользуясь данными таблицами, как опорными инструментами для составления заданий, попытаемся сконструировать задания.
Алгоритм составления задания можно представить в виде следующего:
ГЛАГОЛ УСЛОВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Каждое задание начинается с глагола. Это связано с тем, что Б. Блум исходил в своей таксономии из того, что деятельность любого рода ассоциируется с определенными действиями.
Текст учебной задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- опишите как систему;
- проклассифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните как элементы системы;
- предложите вариант определения понятия.
ЗНАНИЕ: Например, Вспомни и запиши пропущенные слова. … «ж» и «ш» пиши букву…
ГЛАГОЛ УСЛОВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Вспомни … «ж» и «ш» пиши букву… запиши
Пример:
Неправильно: Прочитай текст и определи ключевые слова.
Правильно: Определи ключевые слова, прочитав текст, и запиши их.
ПОНИМАНИЕ (переложение)
Представь в виде кластера …
ПРИМЕНЕНИЕ
Как пишется слово – ц…новка.
Глагол Ситуация Что я должен делать.
Напиши открытку бабушке с использованием «ж» и «ш».
При использовании развивающих заданий следует помнить следующие важные правила [2].
Новый тип заданий можно вводить только после объяснения и демонстрации способов его решения.
Не следует ругать ученика за неправильные ответы. Каждый случай неудачи должен быть разобран и объяснен с точки зрения правильности и эффективности применения тех или иных мыслительных операций.
Оценивать отметкой выполнение задания следует только в том случае, если ученик успешно с ним справился (в оценке выполнения заданий львиная доля принадлежит не оценке знаний, а диагностике уровня сформированности общих мыслительных навыков, что выходит за рамки «оценки по предмету»).
Учащимся удобнее всего записывать решения развивающих заданий с обратной стороны рабочей тетради. Исправления, зачеркивания, неминуемые при выполнении диктантов, не украсят тетради. Но в то же время сосредоточение решений в одном месте, самостоятельная оценка всех вариантов покажут ребятам их уровень владения разными навыками, продемонстрируют динамику их роста.
Для каждого уровня заданий дается перечень глаголов, а также вопросы и мыслительные операции, которые необходимо выявить у обучаемого.
Уровень «Знания»
Глаголы: вспомнить, распознать, получить, идентифицировать, ассоциировать, структурировать, запомнить, отметить, повторить и т.д.Вопросы: Что? Когда? Кто? Где?Знание: знания конкретных данных; знание терминологии; знание отдельных фактов; знание средств, которые позволяют оперировать данными; практические знания; знание тенденций и частностей; знание классификаций и категорий; знание критериев; знание методов.
Уровень «Понимание»
Глаголы: перевести, трансформировать, выразить собственными словами, иллюстрировать, подготовить, прочитать, представить, изменить, записать в иной форме, переформулироватьПонимание: переложение; интерпретация; экстраполирование; межпредметная связь.
Уровень «Применение»
Глаголы: Применить, обобщить, установить связи, выбрать, развить, организовать, использовать, руководствоваться, преобразовать, реструктурировать, классифицировать.Вопросы: который? кто? что это такое?Применение: использовать знания для решения конкретных жизненных ситуаций).
Уровень «Анализ»
Определение элементов; Установление связей; Определение принципов организации…
Уровень «Синтез»
Глаголы: производить, развивать, комбинировать, организовывать, синтезировать, классифицировать, доказать, развивать, сформулировать, модифицироватьВопросы: как мы можем улучшить ситуацию? что этому предшествовало? как мы можем решить?Синтез: создание собственного произведения; разработка плана действия; выделение абстрактных связей из целостного комплекса…
Уровень «Оценивание»
Глаголы: рассуждать, аргументировать, консолидировать, сравнивать, стандартизировать, оценивать и др.Оценивание: внешняя критика; внутренняя критика…
Попробую привести пример заданий по Блуму по теме «Сложные предложения» - урок-объяснение новой темы. Так вот, по Блуму, заданием первого уровня (на знание) будет: «Определи признаки сложного предложения, прочитав в учебнике его понятие». Заданием второго уровня (на понимание) – «Найди сложное предложение в тексте и докажи, что оно сложное». Заданием третьего уровня (на применение) – «Трансформируй (преобразуй) это сложное предложение в простое». Задание на анализ – «Сравни эти предложения и выяви сходства и различия». Задание на синтез – «Разработай свой алгоритм по определению типа предложения». Задание на оценивание – «Зачем нужны сложные предложения?» (мини-эссе).
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными условными. Постановка целей урока по таксономии Б. Блума:
Знание: вспоминаем сведения о СПП с придаточными обстоятельственными; узнаем о структурно- семантических особенностях СПП с придаточными условными.
Понимание: расставляем правильно знаки препинания; распределяем СПП по значениям.
Применение: интонируем правильно главные и придаточные предложения, используем правильно союзы.
Анализ: составляем графические схемы, вписываем в табличку номера.
Синтез: составляем и озвучиваем ценные идеи, усвоенные на уроке.
Оценивание: аргументируем оценки по оценочным листам.
На уроках русской литературы функциональная грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Описание соответствующих этим уровням умений, вопросов и заданий представлено в таблице.
Уровень понимания текста Уровень понимания Перечень проверяемых умений Виды вопросов Виды тестовых заданий
Общее понимание УЗНАВАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ 1) определять тему и основную мысль текста; 2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль; 3) находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов; 4) отличать основную информацию от второстепенной Какова тема текста? Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста? Что объединяет данные тексты? О каких проблемах … Какое событие.. Какие перемены…? Что заставило героя…? Кого автор называет…/считает …? с выбором ответа; на установление соответствия; на исключение лишнего; на группировку информации; на определение последовательности; на аналогию; вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом
Выявление информации УЗНАВАНИЕ
ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ 1) быстро просматривать текст; 2) определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию; 3) находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ. Согласен ли ты с тем, что… Аргументируй свой ответ. с выбором ответа; на установление соответствия; на исключение лишнего; на группировку информации; на определение последовательности; на аналогию; вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом
Интерпретация текста ПРИМЕНЕНИЕ
АНАЛИЗ
СИНТЕЗ 1) соотносить заключённую в тексте информацию с информацией из других источников /личным опытом; 2) делать выводы по содержанию текста; 3) находить аргументы, подтверждающие мнения/высказывания; 4) объяснять заглавие текста Соотнеси.... Как бы ты поступил в данной ситуации? Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание... Как ты понимаешь заглавие текста? Как еще можно было бы озаглавить текст? вопросы с открытыми развёрнутыми ответами; задания на аналогию, задания, требующие аргументированных ответов; задания на выделение существенных признаков; сравнение объектов
Рефлексия относительно содержания текста АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА 1) различать объективную и субъективную информацию; 2) связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности; 3) аргументировать свою точку зрения Выскажите своё отношение к позиции автора/героя. Как автор относится к своему герою? Обоснуйте своё мнение. Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему? свободные задания с открытыми ответами; вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения; тексты с ошибками; задания на реконструкцию событий
Рефлексия относительно формы подачи текста АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА 1) обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом Обладает ли автор/герой чувством юмора. Приведите примеры из текста. Используя глаголы, вопросы и цели уровней можно разработать задания, упражнения, возможно тесты для оценки знаний учащихся. Каждую категорию задач можно рассматривать как вопросы или задания разных уровней усвоения. Самым простым вариантом использования приведенных таксономий может быть подбор учителем для проверки знаний вопросов и заданий разных уровней по изученной теме и анализ успешности выполнения заданий.
Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках русского языка, преподавателю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы; научить его ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности. Возникшая острая необходимость не просто обучать детей, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании [3].
Список литературы
1. Руководство для учителей. Третий (базовый) уровень. 3-е издание – АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
3. Дайана Халпер, Психология критического мышления.
4. Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc