Роль таксономии Блума в развитии функциональной грамотности учащихся
Роль таксономии Блума в развитии функциональной грамотности учащихся
В современном образовательном процессе всё большую актуальность приобретают вопросы воспитания мотивированной, инициативной личности обучающегося, ориентированного на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. В связи с этим, требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с более привычной для него парадигмы передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Как результат осмысления поставленных перед педагогами задач возрос их интерес к проблеме формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Одной из самых известных моделей, описывающих процесс становления мышления, является Таксономия Бенджамина Блума, представляющая шесть уровней мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого.
ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (Российский энциклопедический словарь. Орфографический словарь русского языка).
В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:
когнитивная: умственные навыки;
аффективная: область чувств и эмоций;
психомоторика: физические умения и навыки.
Когнитивная область включает в себя мыслительные умения разных уровней сложности: от самого простого (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка).
Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, которые являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.
Для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни Анализ, Синтез, Оценка.
Вопрос, стоящий перед педагогами – каким образом возможна реализация теории Б.Блума в практике преподавания отдельных дисциплин? Как, например, применить эти идеи в процессе преподавания русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе?
На первом, самом низком уровне, уровне знаний, деятельность ученика сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.
Второй уровень, уровень понимания, заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
Третий уровень, применение полученных знаний, требует от ученика умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.
Уровень анализа информации формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.
Уровень синтеза, наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.
Уровень оценки полученных знаний призван формировать навыки мышления, которые помогают ученику делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.
Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют:
правильно ставить цели в обучении;
правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся;
подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям;
правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.
Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках русского языка и литературы, учителю следует придерживаться практических рекомендаций:
обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы;
научить ученика ставить вопросы;
научить выявлять причины явлений;
научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности.
Хочется привести примеры заданий, составленных по уровням таксономии Блума, по произведению С. Муратбекова «Запах полыни».
Разноуровневые задания на основе таксономии Блума в процессе изучения повести С. Муратбекова "Запах полыни".
Уровень1: "Знание"
1. Назовите автора повести "Запах полыни".
2. Расскажите, в какое время происходят события в данной повести?
3. Назовите главного героя повести "Запах полыни".
4. Расскажите, как Аян очутился в ауле?
Уровень 2: "Понимание"
1. Какое влияние оказывают сказки Аяна на ребят?
2. Изложите тему и идею повести.
3.Чем отличается Аян от деревенских мальчишек?
4. Назовите последовательность всех событий в повести.
Уровень 3: "Применение"
1. Что позволяет Аяну быть сильным?
2. Каковы были тяготы войны?
3. Что бы вы чувствовали на месте Аяна?
4. Сочините сказку о своих одноклассниках. Какое бы место вы заняли в этой сказке?
Уровень 4: "Анализ"
1. Какие взаимоотношения были у Аяна с другими мальчишками?
2. Были ли у Аяна друзья?
3. Почему Аян стал рассказывать сказки?
4. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.
Уровень 5: "Синтез"
1. Почему повесть называется "Запах полыни"?
2. Предложите свой вариант концовки повести.
3. Представьте, что отец Аяна вернется с войны. Как изменится жизнь мальчика?
4. Как вы представляете встречу Аяна и рассказчика?
Уровень 6: "Оценка"
1. Предложите обложку к данной книге.
2. Оправдываете ли вы автора за незаконченность произведения?
3. Составьте аннотацию к произведению.
4. Создайте рекламу для этой повести.
5. Напишите киносценарий по этой повести.
Возникшая острая необходимость не просто обучать учеников, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.
Список литературы
1. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004.
2. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
3. Педагогический словарь, с.145.
4.Финкельштейн, Э.Б .Теоретические основы активных методов обучения. – М.,2002.
4. Дайана Халпер, Психология критического мышления.
5. http://www.fp.education.tas.gov.au
6. http://www.uwsp.edu
7. www.nestafuturelab.org
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]