Конспект открытого урока 5 класс по технологии на тему «Фартуки в национальном костюме. Виды одежды. Чтение чертежа. Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Конспект открытого урока по технологии в 5 классе.
Тема урока: «Фартуки в национальном костюме. Виды одежды. Чтение чертежа. Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Учитель технологии: Лоскутова Ирина Анатольевна.
2015 год.
Урок №1-2
Тема: «Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Цели урока:
*Изучить правила снятия мерок;
*Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
*Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
*Научить определять положение этих линий;
Задачи:
Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды, познакомить с историей фартука, сантиметровой лентой.
Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус;
Воспитательные – воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок); приобщать учащихся к работе в коллективе.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук. Карточки с заданиями.
Тип урока:
Урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Формы работы:
фронтальная, групповая
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Средства обучения:
Учебники, раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания), компьютер, экран, проектор.
Наглядные пособия:
Образец фартука, манекен, презентация.
Инструменты и приспособления:
Сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка) для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь.
На классной доске выписаны новые слова:
Манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;
мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Ход урока
I. Организационный момент Сл.1 Презентация №1
II. Проверка знаний (повторение): Сл.2 . 1.Нарисовать на доске графическое изображение и условное обозначение , стачного шва вразутюжку. 2.Какие требования предъявляют к выполнению машинных работ?
3.Какими нитками пришивают пуговицы со сквозным отверстием, на стойке?
4.Для чего применяют прямые, копировальные стежки?
5.На какие две группы делятся текстильные волокна?
6.Какие ткани мы изучили на уроках?
7.Как делятся ткани по отделке?
III. Переход к изучению новой темы. Сл. 3-4
Чтобы перейти к новой теме необходимо группам разгадать кроссворд.
Выделенное слово и будет темой урока. Отвечаем по очереди.
1 группа
Бывает ручной и машинный (шов)
Бывает гладильная и классная (доска).
Бывает портновский, белый, и полезным ископаемым(мел)
«Два конца ,два кольца в середине гвоздик» (ножницы)
Человек, рисующий картины. (художник)
Ручной инструмент для шитья (иголка) 2 группа
1.Бывает у милиционеров, и у школьников (форма)
2.Бывает х\б и льняная (ткань)
3.Бывает у швейных машинок, у рубашек, кофточек (рукав).
4.На пальчик надеваю, от проколов защищаю. (наперсток)
5. электроприбор, предназначенный для глажения одежды (утюг)
6. Что служит сырьем для х\б ткани (хлопок)
Какие слова получились? (Одежда, фартук.) Сл.5-6 Сегодня на уроке вы познакомитесь с историей появления фартука, научитесь снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука и также узнаете о видах рабочей одежды и требованиях, которые к ней предъявляются.
Сл. 7 Тема урока. Сл. 8. Цели и задачи.
IV. Изучение новой темы
Одежда – одно из древнейших изобретений человека. Сл .9. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки.
Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткань специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин, появилось также разделение одежды будничную, т.е. повседневную, и праздничную.
СЛ. 10. По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную. Сл.11-12. К бытовой одежде относится - повседневная, домашняя, нарядная одежда.
Сл 13. К производственной одежде – спецодежда для выполнения различных работ.
Сл. 14. К форменной одежде – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
Сл. 15. К спортивной одежде - спортивные костюмы.
Сл 16. Запишите в тетрадь, какая бывает одежда. (Повседневная, домашняя, рабочая, нарядная, спортивная, форменная.)
Игровая ситуация. CЛ. 17. Разделите картинки с одеждой по группам: 1.Бытовая. 2.Спортивная. 3.Форменная 4. Производственная.
Диалог по теме. - Давайте ещё раз повторим, как делится одежда по назначению.
- Какая разница между нарядной и повседневной одеждой? Нарядная одежда сшита из более дорогих тканей, она может быть очень яркой, даже блестящей, для неё допустима броская отделка. Повседневная одежда более строгая, она не так привлекает внимание, как нарядная, цветовая гамма сдержанная, отделка скромная
- Для чего предназначена рабочая одежда? Рабочая одежда нужна для того, чтобы не испачкаться, чтобы было удобно работать.
- Какие виды рабочей одежды вы знаете? Комбинезон, халат, фартук, поварская куртка.
- Представителям, какой профессии необходим комбинезон? Механизатору, строителю, слесарю, рабочему у станка: токарю, фрезеровщику.
- А кому нужен халат? Врачу, медсестре, санитару, фармацевту, лаборанту, воспитателю, продавцу, повару.
- А кто наденет фартук? Художник, официант, парикмахер, продавец, мойщик автомобилей, домашняя хозяйка.
Итак, сегодня вы узнали, как классифицируется одежда по назначению.
Сл.18. В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях;
художник-конструктор воплощает идеи художника-модельера в чертежи и выкройки;
технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, современной технологии пошива одежды и свойств ткани;
швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.
Сл 19. Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).
Учащимся предлагается проблемный вопрос: Сл.20.
**Какую спецодежду носят официантка, кулинар, повар, продавец?
Обобщив ответы учащихся, отмечаем, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.
Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани.
**Какую одежду носят при выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи?
Обобщив ответы учащихся, отмечаем, что для выполнения домашних работ надевают фартук и повязывают косыночку. Головные уборы исключают возможность попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др.
Сл .21. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, гладкокрашеной или с печатным рисунком. Так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
Сл .22-23-24. Фартуки могут быть нарядными: для сервировки стола при обслуживании гостей или как дополнение и украшение костюма и дополнением народного костюма.
Фартук или передник имеет очень древнее происхождение. В русском языке не было слова «фартук». Оно пришло к нам из немецкого языка. Тух – по-немецки «платок», «тряпка»; фор – приставка со значением «перед». Фартук старше всех видов одежды. Платье, рубашка и брюки появились в пятом веке нашей эры.
Сл 25 . А фартук надевали ещё строители египетских пирамид. Это подтверждают рисунки на стенах гробниц фараонов. Древнегреческий бог огня Гефест, бог-кузнец, изображался на античных вазах тоже в кожаном фартуке.
В ранний период существования египтяне пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. В древнем царстве одежду мужчин составлял именно передник. Продолговатый четырехугольный или треугольный изготавливался изо льна и кожи и обвязывался он вокруг талии. Назывался он схетни.
С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды.
Основой жизни каждой женщины всегда была домашняя работа. И, конечно, каждой был необходим фартук, который, образно говоря, так «прирос» к женской одежде, что стал её неотъемлемой частью.
Сл. 27. Выступление ученицы. (Из истории фартука)
Фартуки появились на Руси очень давно,но само слово фартук –сравнительно недавн, а именно в конце 17 века.Фартук всегда служил элегантной спецодеждой при работе на кухне и занятии ручным трудом.
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами.Пверх нее надевали сарафан,обычно шерстянной, а в южных областях носили клетчатую домотканную юбку-понгеву, голову покрывали платком.
С сарафаном носили передники, которые крепеились на завязках выше груди.Другой – запон с грудкой или нагрудникой – завязывался на талии с дополни тельной тесьмой на шее.Такие передники были характкрны для Поволжья, Урала и Сибири.
Кроме того, с конца ХIХ века широко применялся передник(«фартук»), укреплявшийся на талии.Его носили с юбками.
Помимо своего непосредственного назначения – защиты одежды от загрязнения, передникт несли большую декоративную нагрузку: закрывали не урашенные части костюма, способствовали созданию цельной композиции ансамбля.
Фартуки получили очень широкое распространение и сохраняются в обиходе до настоящего времени.Будничные фартуки делались преимущественно из домотканных тканей, праздничные – из белого холмста, украшенного вышивкой , аппликацией,нашивками шелковых лент, а также из ярких фабричных тканей – ситца , сатина, кашемира, шелка, атласа.
(Рассказ учителя)
Сл. 28. Русские женщины называли эту часть одежды «завеска», «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного.
Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет, так любимый русскими красавицами, был не только красивым. Он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, щедро украшенным яркой вышивкой, женщины полагали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь». Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.
С развитием ремесел передник становится неотъемлемой частью гардероба людей таких профессий, как кузнец, повар, сапожник. Фартук выполняет функцию защиты одежды от рабочей грязи и становится незаменимым аксессуаром.К счастью, фартук используют не только для черновой работы. Он также становится украшением костюма знатных дам, которые предпочитали два его вида – таблион и таблье. А на Руси он становится традиционным элементом одежды для праздников и для повседневной жизни.
Сл. 29 .Фартушек-передник украшают богатыми и яркими узорами, при этом узоры каждой русской губернии отличаются своей неповторимостью. (Презентация№2 фартуки областей)
Сл .30. Функция аксессуара одежды теряется фартуком с приходом 20 века. Теперь это неприметный атрибут гардероба для кухни и хозяйственной работы. Его надевают на производстве, для работы в саду и на кухне. Но все чаще и чаще для этих целей стали использовать специальную универсальную одежду – комбинезоны, халаты и формы.А для чего сейчас, в наши дни, нужен фартук? (Для работы по дому.)
**Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук, и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды.
Требования к рабочей одежде. Сл. 31. Санитарно-гигиенические.
В фартуке мы будем готовить пищу, значит, он должен быть чистым. Поэтому его нужно шить из ткани, которая легко стирается.
Эргономические требования.
Удобен ли фартук? В фартуке должно быть удобно, двигаться, в нём не должно быть жарко во время работы. Экономические.
Целесообразно ли шить фартук из дорогой ткани? Нет. Это рабочая одежда, которая может быть сильно испачкана, повреждена.
Эстетические.
Должен ли фартук быть красивым? Конечно, да. Для того, чтобы мы сами
чувствовали себя уверенной и красивой, чтобы близким было приятно на нас смотреть. Учёные доказали, что цвет влияет не только на нашу психику и настроение, но и на аппетит. Оттенки красного, оранжевого и жёлтого цветов возбуждают аппетит, а синий, зелёный и фиолетовый воздействуют иначе. Хорошо бы помнить об этом, выбирая цветовую гамму для убранства кухни, покупая посуду. Так из каких же тканей нужно шить фартук? Какие ткани легко стираются и гладятся, хорошо пропускают воздух и к тому же яркие и дешёвые? (Это хлопчатобумажные ткани.)
( Презентация №3) СЛ .1.
Проблемная ситуация:
Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал. (Вопросы детям)
Сл.3. “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Сл.4. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека.
Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Сл.5. Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.Мерки снимают по условным линиям на фигуре человека.
Сл.6. Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды.
Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
1370965290195На уровне середины колена проходит линия колен.
Сл.7. (работа в тетрадях) Сл.8. (повторим)
К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.
При снятии мерок нужно помнить правила. Я буду показывать на МАНЕКЕНЕ. СЛ. 9..Нам встретилось новое слово МАНЕКЕН. Что такое манекен? (отв. Детей)
Сл.10. (МАНЕКЕН - фигура в форме человеческого туловища для примерки или показа одежды). СЛ. 11. Правила снятия мерок:
Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнурком.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры. (С)
СЛ .12. Учащиеся вклеивают в тетрадь памятку с правилами снятия мерок.
СЛ.13. Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки: СТ, СБ, ДИ, ДН. (Учитель демонстрирует правильность снятия мерок) СЛ. 14.
Обозначение мерок Название мерок Как снимать мерки
СТ Полуобхват талии Измеряется по самому узкому месту фигуры человека
СБ Полуобхват бедер Измеряется по линии бедер горизонтально
ДН Длина нагрудника Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины
ДИ Длина изделия Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины
Проверка знаний:
Запишите обозначения согласно названиям мерок. Сл.15 – 16.
Подставьте обозначение мерок СЛ.17.
Закрепление темы:
Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)
Практическая работа.
Измерение фигуры человека и запись результатов проводим в виде игры "Ателье". В ателье работают следующие специалисты: закройщица, она снимет мерки с клиента.
Сл.18. Нам встретилось новое слово ЗАКРОЙЩИК. Что такое закройщик? ( Закройщики работают в ателье по пошиву одежды. В его обязанности входит первое общение с клиентом, уточнение всех его пожеланий по поводу заказа. Затем, закройщик снимает мерки, изготавливает лекала, проводит раскрой).
СЛ.19.
1.Работа выполняется в виде игры «Ателье мод» (заказчик и приемщик заказа). 2.Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки”, в графу “Мои мерки” для заказчика).
Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках. СЛ. 20 -21.
Заключительный инструктаж:
Домашнее задание. СЛ .22-23.
Раскрасить фартук и юбку поневу для русского народного костюма (вырезать). Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё разукрашенный фартук. Вклеить в тетрадь.
Записи в тетради, Учебник стр. 46-48 отв. на вопросы.
Подведение итогов работы учащихся.
Выставление оценок за работу на уроке
Учитель: Вам с нами было интересно?
Прежде чем закончится наш урок, каждый из вас оценит свое настроение Сл. 24.
- Мне захотелось… уйти с урока на перемену …… ( с улыбкой, грустью ,равнодушием ко всему)
Урок закончен. СЛ. 25.