Конспект АМО-урока технологии Конструирование юбок. Снятие мерок для построения чертежа основы юбки (6 класс)
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока: Юшкова Л.А
Предмет: технология
Класс: 6 класс, обучение в подгруппе (15 человек - девочки)
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Конструирование юбок. Снятие мерок для построения чертежа основы юбки.
Автор учебника:
Тип урока: комбинированный урок (первый урок в теме: "Конструирование юбок" из 6 уроков, запланированных на изучение данной темы. Базовая модель обучения (70 ч в год, 2ч в неделю).
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Учащиеся 6 класса относятся к среднему школьному возрасту (12-13 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».
Появляются следующие центральные личностные образования:
произвольная саморегуляция поведения и деятельности,
появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,
ориентация на группу сверстников.
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классе:
формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии),
развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,
усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.
Кроме того, основным и необходимым является
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.
В связи началом половым созревания замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Психологические особенности школьника 10-12 лет:
«Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.
Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Создание условий для вовлечения обучающихся в продуктивную деятельность для ознакомления с процессом конструирования юбки.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
Дидактические:
Актуализировать знания учащихся по теме.
ознакомить обучающихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
научить правильному измерению фигуры человека;
показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.
Развивающие:
продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
развитие навыков работы в парах.
зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
Воспитательные:
Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении практических приёмов на уроке;
воспитывать чувство ответственности при выполнении коллективной работы.
организовать работу в парах.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Приобретут знания о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки;
Закрепят умения работать в парах, с типовыми технологическими инструкционными картами.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Беседа о разновидностях юбок по силуэту и покрою, подчеркнуть их особенность, показать разные фасоны юбок, приемлемых для изготовления в 6 классе, проанализировать конструкции юбок их общие и отличительные черты.
Юбка – один из самых распространенных видов одежды для любого времени года. В сочетании с различными блузками, жакетами, свитерами она является составной частью одежды, легко изменяется и может приобретать любое назначение: нарядное, повседневное, для отдыха. Юбка может быть частью костюма, самостоятельным изделием или частью платья.
Изготовление одежды – одно из самых древнейших ремесел. Раньше все операции по изготовлению одежды выполнялись одним мастером – портным. И сегодня индивидуальный пошив сохраняется. В середине 19 столетия во Франции возникло массовое производство одежды.
Меняются времена, формы, детали, но присутствие юбки в гардеробе современной женщины остается неизменным.
Для того, чтобы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала размеру и росту человека, нужно правильно, снять мерки. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии. При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру.
Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.
Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).
Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие"Здравствуй, это я!"
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
2 мин
– Ребята, слева от меня группа №1, справа №2. Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Группа №1, поприветствуйте своих товарищей напротив воздушным поцелуем. А теперь группу №2 я попрошу помахать в ответ рукой. А теперь разотрите ладоши так, чтобы они горели и пожмите руку соседу справа (или напротив, по усмотрению учителя). Чья рука оказалась горячее? Вот так вы передали часть своей энергии друг другу.
Погружение в тему"Фасон"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
3 мин
На доске висят карточки: «Карандаш», «Баллон», «Тюльпан», «Колокол», «Солнце», «Купол», «Пачка»…
- О чем идет речь? (Это различные юбки).
- А чем они отличаются друг от друга? (Покроем, конструкцией, фасоном).
- А что такое фасон? Обратимся к толковому словарю В.И.Даля. «Фасон-покрой, образец по которому сшито что-либо». Именно об этом мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока: конструирование юбок. Сформулируем задачи для сегодняшнего урока.
- Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.
Фаза 2 «Работа над темой»
Давайте с вами покопаемся в копилке нашей памяти. Попробуйте ответить на вопрос: для чего нам нужна одежда?
Учитель подводит итог ответов: Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений. Помогает избежать чувства стыдливости (закрывает наготу). Украшает нас. Но это еще не все. Оказывается, одежда умеет разговаривать. Представьте себе, что к нам в класс вошла новая ученица, поздоровалась и села за парту. Вы смотрели на нее всего минуточку, успели заметить: модница она или нет, аккуратная ли она, подражает другим или стремится к индивидуальности, т.е. хочет быть не похожей на других. Хотя вы не успели еще поговорить с этой девочкой, вы уже сделали о ней свои выводы. А помогла вам ее одежда, она рассказала вам кое-что о своей хозяйке.
Как это происходит расскажет 1 группа.
Закрепление изученного (обсуждение д/з)«Иллюстрация»
Передача информации
5 минут
Группа обучающихся, подготовивших презентацию «Разновидности юбок». показывает презентацию о разновидностях юбок по силуэту и покрою, их особенность, разные фасоны, приемлемые для изготовления в 6 классе. Затем учитель вместе с ученицами анализируют конструкции юбок и находят общие и отличительные черты.
Вывод: Юбка – один из самых распространенных видов одежды для любого времени года. В сочетании с различными блузками, жакетами, свитерами она является составной частью одежды, легко изменяется и может приобретать любое назначение: нарядное, повседневное, для отдыха. Юбка может быть частью костюма, самостоятельным изделием или частью платья.
«Кластер «Юбки бывают:»Закрепление ранее изученного5 минут
После просмотра презентации о разновидностях юбок и анализа их конструкции, заполняют на доске и в тетради кластер "Юбки бывают:"298704013970Прямые
Расширенные к низу
Зауженные к низу
00Прямые
Расширенные к низу
Зауженные к низу
1417320123190По силуэту
0По силуэту
24980751030037015501030040
2987527130160Классические
Спортивные
Романтические
00Классические
Спортивные
Романтические
-9842570485Юбки бывают:
0Юбки бывают:
141668595250По стилю
0По стилю
249872544450701675552450
70155012333800
298640581915Прямые
КлиньевыеКонические или клешевые
00Прямые
КлиньевыеКонические или клешевые
1348740166370По крою
0По крою
24348561185530
- Скажите, а можно ли утверждать, что юбка всегда была в гардеробе девушки?
(Ответ: Нет, она была в гардеробе египетских мужчин, да и сейчас есть в гардеробе мужчин)- Как вы думаете, а нужна ли юбка в гардеробе современной девушки?
- Изготовление одежды – одно из самых древнейших ремесел. Раньше все операции по изготовлению одежды выполнялись одним мастером – портным. И сегодня индивидуальный пошив сохраняется. В середине 19 столетия во Франции возникло массовое производство одежды.
Инпут "Швейная мастерская"
Знакомство с новым материалом
6 мин.
Процесс создания любого швейного изделия можно представить в виде схемы.
После просмотра видео ролика. Заполняется в тетради таблица "Процесс создания швейного изделия:
ЭСКИЗ – выполняет художник-модельер
↓
КОНСТРУКЦИЯ – выполняет художник-конструктор
↓
ТЕХНОЛОГИЯ – выполняет технолог
↓
ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ – выполняет оператор швейного оборудования.
Вывод: Модельер – проектирует, создает новый фасон
Конструктор – конструирует, строит чертеж, выкройки изделия
Технолог – разрабатывает способы изготовления швейного изделия
Оператор – выполняет швейные операции
Проектирование – это создание нового образа изделия, включающее исследование рынка, экономические расчёты и обоснования, подготовку эскиза модели, а также построение чертежа изделия.
Эскиз – графическое изображение на бумаге. Художник-модельер воплощает свой замысел в модели.
Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя измерение фигуры человека, расчёт основных параметров и построение чертежа основы швейного изделия.
- Самое главное - юбка должна быть, красивой, удобной, хорошо сидеть на фигуре, не стеснять движений. Для того, чтобы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала размеру и росту человека, что нужно сделать? (Ответ: снять мерки).
- Вспомните: какие правила следует соблюдать при снятии мерок? Какие мерки необходимы нам были для построения фартука? (Ответ: Для изготовления фартука нам были необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длины изделия).А какие мерки нужны, чтобы сшить юбку?
Инпут "Снимаем мерки"
Знакомство с новым материалом
6 мин.
Перед учащимися манекен.
- Какие правила следует соблюдать при снятии мерок?
Обучающиеся объясняют и показывают на манекене характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии, по которым снимаются мерки.
На доске силуэт женской фигуры, чертёж выкройки и набор карточек.
- Покажите линии, которые необходимы для изготовления выкройки юбки. Прикрепите карточки – названия так, чтобы они соответствовали линиям, обозначенным на макете человеческой фигуры с помощью полосок цветного материала. Работа проводится по группам
1 группа - определить эти линии на крое,
2 группа - определить эти линии чертеже выкройке,
3 группа - определить эти линии манекене.
Проработка темы "Ателье"
Проработка учебного материала
10 мин
Практическая работа по снятию мерок проводится по парам, первая снимает мерки (закройщик) со второй (заказчик) и записывает их в технологическую карту («Мои мерки» для заказчика). Затем меняются ролями.
Текущий инструктаж
При снятии мерок нужно помнить следующее.
1.На измеряемом должна быть одета легкая одежда.
2. Стоять надо прямо, без напряжения.
3.Талию предварительно опоясывают шнурком.
4 Сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
5. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
6. Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длины.
7. Мерки длины записывают полностью.
8. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере.
Все величины записывают в сантиметрах.
Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.
Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка). Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.
- Молодцы, с заказом вы справились.
Проработка темы "Волна"
Взаимопроверка работы
5 мин
- И теперь давайте закрепим полученные знания. В этом нам поможет «Волна». На листе у вас луч, поделенный на отрезки. Отвечая на вопросы на экране на ответ «да» над номером вопроса ставится дуга сверху, если ответ «нет» – дуга ставится снизу.
Вопросы:
1.Мерка Дст необходима для определения линии бедер? (Да)
2.Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет)
3. Мерки полуобхватов обозначаются буквой П? (Нет)
4.Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да)
5.Длина юбки определяется по мерке Сб ? (Нет)
6.К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да)
7.Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет)
8.Масштаб 1:1 используется при построении чертежа изделия в натуральную величину? (Да) 9.Моделирование — это творческий процесс создания новых моделей? (Да)
10.Конструирование – это исправление дефектов в одежде? (Нет).
- Теперь обменяйтесь с соседом по парте рабочими материалами и проверьте друг друга. Нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», три-четыре ошибки – «3».
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Рефлексия"Я-учитель"
Время 2 минут
Учитель раздает обучающимся лист достижений, учащиеся оценивают свою работу на уроке, чему они научились и урок в целом.
Домашнее задание
Время 1 минута
учебник § 19, приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика.
- Я благодарю всех за урок, за то, что вы работали добросовестно, аккуратно, на уроке царила доброжелательная обстановка, взаимовыручка, взаимопонимание. Все большие молодцы!