Урок по географии на тему Мировой океан и его части


План-конспект урока в 6 классе.
«Мировой океан и его части»
Тема урока:  Мировой океан-главная часть гидросферы.
Тип урока: изучение нового материала и первичное его закрепление
Форма проведения урока: путешествие
Цель: сформировать представление о Мировом океане, его частях
Задачи :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы,
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы по карте и наносить их на контурную карту; делать выводы
о соотношении площадей океанов;
Коррекционно – развивающая – способствовать развитию грамотной речи учащихся, самостоятельности при ответе на вопросы.
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формировать умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Основные понятия: океан, море, залив, пролив.
Технологическая карта урока
Этап урока Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся Формирование УУД Комментарий, примечание
I этап. Организационный момент.
Цель:
1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; - С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень На уроке не зевать, а работать и искать.                                                  
-Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
установка на здоровый образ жизни; Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.
Поднятие жизненного тонуса и укрепление здоровья.
II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Дети, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? (Это багаж наших знаний ). Теперь мы можем смело отправиться в путь.
Диалог с учителем
Личностные УУД
Формирование мотивационной основы учебной деятельности
Познавательные УУД
Формирование целостной картины мира
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу; I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий
Поиск информации.
Физкультминутка
-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 )
Открываем глазки, и так что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)
Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд2)
-Дети, а как вы думаете На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды)
Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим? Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). А чтобы понять с чего начнётся путешествие, отгадайте загадку.
В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан)( слайд 3)
-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.
Сколько океанов на планете?
Давайте их назовем
Учитель задает вопрос – почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.
-Итак, ребята, сколько всего океанов-, Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?
-А теперь откройте контурные карты и подпишите названия океанов.
- А мы продолжаем путешествие , а что бы понять куда мы поплывём дальше отгадайте следующую загадку
Шириною широко,
Глубиною глубоко
,День и ночь о берег бьётся
,Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька и солона(Море)( слайд5)
_Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны)
А что является причиной волн? (ветер).
А почему вода не пьётся? (солёная)Это одно из свойств морской воды подробнее узнаете немного позже.
-Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. (слайд 4)
-Выполняем задания: находим внутренние моря и окраинные (слайд5)
Отметили эти моря в контурных картах
Ребята подготовили опережающее задание(сообщения о Красном и Саргасовом море)
-Куда же мы движемся дальше?
Для этого вновь загадка.
Он ведёт из моря в море
Не широк - всего верста
И в нём как в школьном коридоре,
И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)
Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.
-Самый широкий пролив-Дрейка, названный в честь капитана Ф.Дрейка. Отметили его в контурной карте.
-Назовите пролив разделяющий Африку и Евразию
(Гибралтарский),Южную Америку и о. Огненная Земля(Магелланов)
-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.
Он у моря - как язык
Он берега лизать привык,И пляж в часы разливаОн вылизал на диво (залив) (слайд7)
Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.
Сравните с определением в учебнике.
Самый крупный залив - Бенгальский.) отметили его на карте). А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда).
Физкультминутка
А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте дети на песок,Продолжаем наш урок.                                       Слушают музыку.
Целеполагание.
Коллективный поиск информации в атласах
Работают с информацией, представленной учителем.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают с атласом
Работают с контурной картой
Отгадывают загадку.
Работа с контурной картой
Рассказывают о морях, остальные делятся своими впечатлениями.
Отгадывают загадку
Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь
Работа в контурных.
Отгадывают загадку
Работа с атласом
Взмахи руками, покачивания, изображение морских фигур.
Коммуникативные УУД
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Личностные УУД
Формировать умение способности к саморазвитию
Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные (умение, слушать собеседника, выражать свои мысли)
Регулятивные УУД
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
ПознавательныеУУДПознавательные
Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации.
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации.
Работа в группах
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;- навыки делового партнерского общения;- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного Составить схему Мировой океан (слайд8)
-Ребята един ли океан? (да)
-Что вам было не понятно?
_Что вас заинтерисовало?
Работа с атласом
Анализируют карту и определения, делают вывод
V. Этап информации о домашнем задании
Отметить на контурной карте по 5 объектов Мирового океана.
По желанию
Составить кроссворды по теме « Мировой океан»
VI.Этап закрепления изученного. обобщения и систематизации Цифровой диктант, -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).(слайд9)
2-й по величине океан - Индийский
Тихий океан – самый большой по площади океан
Самый теплый океан – Северный Ледовитый
Марианский желоб расположен в Тихом океане
Саргассово море - это море без берегов
Самый холодный - Тихий океан
Узкое водное пространство, ограниченное берегами островов, материков - это залив
Самый широкий в мире пролив-Дрейка
Красное море- внутреннее море
Аравийское море - окраинное
Ответы:0101 100 111
Обменялись тетрадями и проверили друг друга. Воспринимают информацию.
сообщаемую учителем.
Выполняют задания
письменно в тетради
Осуществляют:
взаимопроверку; Коммуникативные УУД
умение отвечать на вопросы
- умение спрашивать,
- умение управлять VI1.Этап подведения итогов Выставление оценок за урок VI11.Этап рефлексии сегодня я узнал
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… Рефлексивные умения:
умение отвечать на вопрос