Презентация по литературе на тему Поэма А. А. Блока Двенадцать


Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»«Всё отчётливее сквозят в нашем времени черты не промежуточной эпохи, а новой эры…» (А. Блок)«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» (А. Блок)«Сегодня я – гений!» Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью. В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько раз ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитый (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи…» О поэме«Этой поэме суждено бессмертие» (А. В. Луначарский)«Блок задумывал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное» (И. А. Бунин)«Поэмой зачитывались «белые» и «красные». (В. В. Маяковский) Жанр и композицияЭпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую.Сюжет двухслойный: внешний, житейский (зарисовки с петроградских улиц) и внутренний (побуждения, обоснование поступков «двенадцати»). Мотивы Мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…Лежи ты, падаль, на снегу!Революционный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг! МотивыМотив ненависти, который проявляется и как святое чувство:Злоба. Грустная злобаКипит в груди…Чёрная злоба, святая злоба…и как святотатство:Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнём-ка пулей в святую Русь – В кондовую,В избяную,В толстозадую!Эх, эх, без креста! МотивыМотив бдительности:Неугомонный не дремлет враг!Вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста»Основные темыКрушение старого мираПредставление народной стихииСвятость революции Образы героев поэмы{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Представители старого мираНовый мирПоп, барыня в каракуле, писатель, буржуй. Изображены сатирически.12 красноармейцев Стиль поэмыВ поэме звучит музыка революции, которая отражена в ритмическом и лексическом разнообразии поэмы.В поэме звучат интонации марша:В очи бьётся Красный флаг.Раздаётся Мерный шаг.Вот проснётсяЛютый враг. Стиль поэмыСлышен городской романс:Не слышно шуму городского,Над Невской башней тишина,И больше нет городового – Гуляй, ребята, без вина!Часто встречается частушечный мотив:Запирайте етажиНынче будут грабежи!Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба! Стиль поэмыПрямо процитирована революционная песня:Вперёд, вперёд,Рабочий народ!Бросаются в глаза лозунги:Вся власть Учредительному Собранию!Доносятся обрывки разговоров:… И у нас было собрание…… Вот в этом здании…Вся эта разноголосица, треск выстрелов сливаются в единое целое. Лексика поэмыЯзык лозунгов и прокламацийРазговорный язык с просторечиямиИскажение слов: етажи, елестрическийСниженная, «ругательная» лексика: холера, жрала, подлецВысокий слогНежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос. Образ Христа«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов)«Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов) Образ Христа«… я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» Образы-символыВетер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивыЧисло «двенадцать»«Пёс безродный»Христос Символика цвета: чёрный ветер – белый снег, кровавый флаг Заключение Мечтам Блока о духовной гармонии и совершенном мироустройстве не суждено было сбыться, и очень скоро после написания «Двенадцати» поэт это понимает. 4 мая 1919 года он запишет в своём дневнике: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства»