Методическая разработка урока географии для 6 класса Мировой океан и его части


Методическая разработка урока географии «Мировой океан и его части» по ФГОС
Цель урока: Изучить особенности водной оболочки Земли, части Мирового океана.
Задачи:
1. Сформировать понятие о Мировом океане и его частях, о свойствах воды.
2. Развивать познавательные умения, умение работать с картой, аналитическое, критическое мышления, умение работать в сотрудничестве.
3. Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям, уважительное отношения к мнению окружающих, развивать требовательность к работе своей и других.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание частей Мирового океана, островных частей океана: море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг;
- знание основных свойств океанической воды;
- умение называть и показывать изученные географические объекты на карте
Метапредметные:
- умение находить информацию в различных источниках;
- умение анализировать информацию, строить схемы;
- умение работать в команде.
Личностные :- умение ответственно относиться к учению;
- умение учитывать мнение других, сравнивая с собственным;
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Материал для учителя: учебник География. Землеведение. В.П. Дронов, Л.Е. Савельев.М.: Дрофа 2010.
Материал для обучающихся: учебник География. Землеведение. В.П. Дронов, Л.Е. Савельев.М.: Дрофа 2010, физическая карта полушарий, карты атласа.
Этапы урока, время Планируемый результат Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы и приёмы
I. Организационный момент. - 1 мин. Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс. Мобилизация внимания, уважение к окружающим;
целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Интересуется самочувствием, предлагает ответить с помощью смайлика
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу.
Принцип психологической комфортности.
II. Усвоение новых знаний и способов действия Подготовка к работе на основном этапе.
- 8 мин. - Формирование, вызов мотивации обучающихся к изучению новой темы.
- Активизация работы обучающихся.
- Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках географии.- Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Демонстрирует слайд презентации «Снимок Земли из космоса».
Формулирует проблемный вопрос: Почему космонавты называют Землю «голубой планетой»
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Метод мозгового штурма.
III. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия – 27 мин. - Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой.
- Самостоятельное изучение и осмысление информации.
- Систематизация знаний. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы. Предлагает ответить на вопросы по актуализации нового материала:
Вопросы: 1) Какую оболочку Земли мы изучаем?
2) Что такое гидросфера?
3) Назовите составные части гидросферы?
4) Чем обеспечивается единство гидросферы?
5) Как происходит мировой круговорот воды в природе?
6) Каково значение гидросферы в жизни Земли?
7) Что составляет главную часть водной оболочки планеты?
Предлагает проанализировать стихотворение Бальмонта и выявить основные свойства гидросферы
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Беседа с учащимися с использованием рисунков учебника, физической карты полушарий, помогает анализировать карту.
Предлагает составить схему: «Части Мирового океана». Помогает сформулировать определения морей, заливов, полуостровов, проливов, архипелагов, островов
Отвечают на вопросы.
Ученик читает заранее подготовленное стихотворение К. Бальмонта.
( Приложение 1)
Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Участвуют в беседе; отвечают на вопросы при помощи анализа физической карты полушарий, формулируют выводы о единстве Мирового океана, делают записи в тетради.
Работают в тетради по составлению схемы «Части Мирового океана»
(Приложение 2 - схема)
Записывают определения в тетрадь. Осмысливают определения. Находят примеры на карте полушарий.
Самостоятельная работа с текстом
Составление кластера
IV. Контроль и самооценка знаний и способов действий. – 5 мин. Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
. Предлагает задания на «новое» знание.
Инструктирует по проведению практического задания ; «Описание географического положения моря»
(Приложение 3 – план)
Учитель устанавливает осознанность ситуации.
Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.
Выбирают любое море с физической карты.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану .Обсуждают в парах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют свои мысли.
Индивидуальная работа
Работа в парах
V. Коррекция знаний и способов действия. – 2 мин. Восполнение пробелов в знаниях Умение скорректировать результат своей деятельности Организует коллективное исправление ошибок Исправляют свои ошибки Метод диалогичности
VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. – 1 мин. Обобщение новых знаний, способов действий и осмысление результата своей работы - Оценка результата своей деятельности
- Планирование, прогнозирование и целеполагание в осуществлении последующей деятельности -Предлагает обучающимся назвать, с чем познакомились на уроке, ответить, достигнута ли цель урока и почему.
Дает домашнее задание:
Изучить п 17- п 18 устно.
На контурной карте обозначить по два примера окраинных и внутренних морей, заливы и проливы.
По желанию подготовить сообщения о Мертвом, Красном и других морях Мирового океана.
- Обучающиеся отвечают на вопрос.
- Слушают и записывают домашнее задание
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Метод диалогичности
VII. Рефлексия.
– 1 мин. Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов - Умение и выражать свои мысли
- Оценивание качества своей и общей учебной деятельности Предлагает один из способов рефлексии. Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Лесенка «Моё состояние».
Приложение 1
Стихотворение К. Бальмонта
Хорошо меж подводных стеблей,
Бледный свет. Тишина. Глубина.
Мы заметим лишь тень кораблей,
И до нас не доходит волна.
Неподвижные стебли глядят,
Неподвижные стебли растут.
Как спокоен зеленый их взгляд,
Как они бестревожно цветут.
Безглагольно глубокое дно,
Без шуршанья морская трава.
Мы любили, когда – то, давно,
Мы забыли земные слова.
Самоцветные камни. Песок.
Молчаливые призраки рыб.
Мир страстей и страданий далек.
Хорошо, что я в море погиб.
Приложение 2
Схема «Части Мирового океана»
35775901847850034251902324100029965652324100021488402324100014154152324100055816518478500Мировой океан
461581525590500493014025590500432054025590500214884025590500151066525590500ПроливыЗаливы Моря Проливы АрхипелагиОстрова
ОкраинныеВнутренниематериковые вулканические
коралловые
Приложение 3
План описания географического положения моря
Название моря;
К какому океану относится море, как от океана отделено;
Между какими меридианами и параллелями находится море;
Какие материки и острова омывает.