Развитие познавательного интереса на этапе активизации мыслительной деятельности
Развитие познавательного интереса на этапе активизации мыслительной деятельности
Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями,
а факел, который нужно зажечь. (Л.Арцимович)
Каким должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Сколько толков, шума и споров вокруг всего этого…
Результаты работы преподавателя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности обучающихся на уроке, отношением обучающихся к предмету, преподавателю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.
В результате моей работы в школе и в училище, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету
Развитие познавательных способностей обучающихся будет осуществляться только в сумме с развитием познавательного интереса. Один из приемов, который позволяет мне на уроках развивать познавательный интерес обучающихся, это прием новизны. Этот прием предполагает включение в содержание материала интересных фактов, сведений, фрагментов современных фантастических фильмов, художественных произведений, как современных авторов, так и авторов из разных эпох. При этом забочусь не сводить изложение материала к простому пересказу, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у обучающихся знания. Например, при изучении темы «Морфология микробов» я использую фрагмент «Бактериады», написанной в начале 20 века. Это поэма, описывает многообразие форм бактериальных клеток в стиле древнегреческой оды.
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.
Не менее важен другой прием – прием значимости изучаемого материала, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для обучающихся. Например, при изучении роли белков, жиров, углеводов в клетке, а также обмена веществ и энергии в клетке обязательно задаю обучающимся (особенно в группе по профессии Повар, кондитер) вопрос: «Почему важно знать содержание белков, жиров, углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующейся в организме при их расщеплении?». Данный прием заставляет обучающихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Однако значимость и яркость изложения не являются для меня самоцелью, а подчинены возбуждению мысленной активности обучающихся. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда обучающиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний.
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед преподавателем. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности и на уроке и на внеклассных мероприятиях. Я с удовольствием использую на своих уроках файндворды.
Файндворд - в переводе с английского «найди слово». В этой игре необходимо найти название терминов или объектов, спрятанных в тексте. Слово разделено на части, при этом буквы должны идти подряд. Такое задание развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному материалу, развивают творческие способности и познавательную активность обучающихся.
Задание по теме «Бактерии, болезни вызываемые бактериями» В тексте спрятано 5 названий болезней человека, вызванных бактериями.
Я позвонила подружке: «Роме, Нина, гитару не отдала ещё? Пошли погуляем, песен попоём». Не хочу маму волновать, надела сапоги и оставила записку, что ушла гулять. Нинка на гитаре так играет, что парни обзавидуются. Как бумеранги на струнах пальцы бегают: туда-обратно. А я из-за своей ленивости флейту так и не освоила.
Для обучающихся, изучающих тему «Генетика» можно предложить найти 5терминов из этого раздела и дать им определения:
Можно провести параллель между сном и бодрствованием. В сон бросаешься как в омут, а генерация снов часто связана с реальностью. Д.И. Менделееву приснилась периодическая система химических элементов. Сигнал от мозга метаморфировался в сновидение. Сновидение пришло к уставшему за день человеку. Потом оказалось, что та проблема, над которой бился человек, обрабатывалась в мозге всю ночь и утром ответ был найден!
Таким образом, использование таких приемов на уроке, уже с первых минут позволяет привлечь внимание и заинтересовать обучающихся дальнейшим изучением темы.