Конспект урока Понятие о бессоюзном сложном предложении
Тема урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация в бессоюзных сложных предложениях».
Сегодня вы познакомитесь с бессоюзным сложным предложением; выясните, в чём особенности бессоюзного сложного предложения; получите немного дополнительной информации о БСП.
Мы уже знаем, что сложные предложения состоят из простых предложений. В сложном предложении должно быть две или более предикативные части. Сложные предложения могут быть бессоюзными или союзными.
Союзные предложения (в зависимости от типа связи) делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, с которыми мы успели подробно познакомиться на уроках. И каждый раз мы много времени уделяли средствам связи в таких предложениях.
Например:
[Прозвенел звонок], и [урок начался]. Схема: [= -], и [- =].
В этом предложении две предикативные части, средством связи служит сочинительный соединительный союз И. Перед нами сложносочинённое предложение.
[Пора надевать шапку], (потому что похолодало). Схема: […], (потому что…).
В этом предложении две предикативные части: главная и зависимая. От главной к зависимой части задаём вопрос почему? Средством связи служит подчинительный союз причины потому что. Перед нами сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
Средства связи помогают нам определить, какие отношения существуют между предикативными частями.
В сложносочинённом предложении –Прозвенел звонок, и урок начался – мы легко определяем отношения последовательности. А в сложноподчинённом предложении видим отношения причины.
Но насколько нам необходимы союзы в сложных предложениях? Рассмотрим предложения:
-Прозвенел урок, и урок начался.
-Пора надевать шапку, потому что похолодало.
-Мне сказали, что вы играете в шашки.
Посмотрите, ведь из многих предложений союзы можно просто удалить! Попробуем сделать это.
-Прозвенел урок, урок начался.
-Пора надевать шапку: похолодало.
-Мне сказали, вы играете в шашки.
Получаются вполне осмысленные предложения. Но чем тогда связываются части сложного предложения?
В союзных предложениях средством связи являются не только союзы. В сложносочинённых предложениях части связываются при помощи сочинительных союзов и интонации. В сложноподчинённых предложениях части связываются при помощи подчинительных союзов и интонации. И если мы убрали из наших предложений союзы, то осталась интонация. И предложение в таком случае будет бессоюзным. В бессоюзных сложных предложениях предикативные части связываются при помощи интонации.
Но что будет, если связывать простые предложения в составе сложного только при помощи интонации? Получится что-то странное. Например:
Села муха на кирпич,
Нам не нужен пенопласт,
Это песня про любовь,
Красной Армии ура!
Простые предложения в этом стишке выглядят нормально, но между ними нет никакого смысла. Поэтому, бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (без помощи союзов и союзных слов).
На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи знаков препинания. Бессоюзное сложное предложение можно сократить так: БСП. Запомните эту аббревиатуру!
Считается, что БСП возникли раньше, чем союзные. Посмотрите на БСП из древних памятников письменности.
-Наказуи дети во юности, покоить тя на старость твою («Домосторой»).
-Той же осени много зла ся створи, поби мразъ обилье по волости (1 Новгородская летопись).
-И бе гладъ великъ, по полугривне голова конячья (1 Новгородская летопись).
Они переводятся примерно так:
-Наказывая детей в юности, присмотрят тебя в старости твоей.
-Та осень много зла принесла, мороз побил урожаи в окрестностях.
-И был великий голод, конская голова стоила полгривны.
Доказательством того, насколько популярны были БСП, служат пословицы и поговорки.
-Поспешишь – людей насмешишь.
-Тише едешь – дальше будешь.
-Любишь кататься – люби и саночки возить.
Но почему же тогда возникли союзные предложения? Дело в том, что смысловые отношения между частями предложений продолжали развиваться. Такое количество смысловых отношений уже нельзя было выразить только при помощи бессоюзия. И вот тогда – то появились сначала сложносочинённые, а потом сложноподчинённые предложения.
А теперь давайте сравним союзные предложения и бессоюзные.
-Прозвенел урок, и урок начался.
-Прозвенел урок, потому что урок начался.
-Прозвенел звонок, поэтому урок начался.
Мы сразу можем сказать, какие отношения возникают между частями этих предложений. В 1-ом предложении – отношения последовательности, во 2-ом – причины, в 3-ем – следствия.
А если союзов не будет?
-Прозвенел звонок, урок начался.
-Прозвенел звонок: урок начался.
-Прозвенел звонок – урок начался.
Чтобы определить отношения между частями предложения, нам придётся приложить усилия. В союзных предложениях отношения между частями выражены ярче, чётче, чем в бессоюзных. Особое внимание поэтому мы должны уделять интонации в БСП.
Рассмотрим основные типы интонации в БСП и их особенности.
Сначала поговорим о БСП, между частями которых возникают отношения перечисления. Между частями в таких предложениях делают равные между собой паузы. В каждой части интонация повышается к концу. И только в конце самого предложения интонация понижается. Между частями, в таком случае, ставится запятая. Приведём примеры:
-[Олег читает], [Мария пишет], [Николай отвечает у доски].
В первых двух частях интонация повышалась, но к концу предложения интонация понизилась. Начертим схему этого БСП:
[- =], [- =], [- =].
Теперь поговорим о БСП, между частями которого возникают отношения сопоставления. В таких предложениях делаются логические ударения на словах, которые особенно важны, актуальны для сопоставления. В первой части предложения голос повышается, создаётся интонация незаконченности, делается пауза (обычно значительная). Во второй части предложения тон понижается. Между частями ставится тире. Приведём пример предложения с такой интонацией:
Олег читает – Николай отвечает у доски.
В первой части мы логически подчёркиваем сказуемое читает повышением голоса, во второй части также подчёркиваем сказуемое отвечает, но уже с понижением голоса. Составим схему:
[- =] - [- =].
Поговорим теперь о БСП, между частями которых возникают отношения причины, пояснения.
Между частями, в этом случае, создаётся значительная пауза. Первая часть произносится с серьёзным, так называемым предупредительным понижением голоса. Вторая часть тоже произносится с понижением голоса, но уже с обычным. Между частями ставится двоеточие. Приведём пример такого предложения:
-Ученики слушают: учитель объясняет новое правило.
Как видите, мы дважды понизили тон голоса. Составим схему:
[- =]: [- =].
В речи большое значение для понимания отношений между частями БСП приобретает контекст.
Контекст – законченный отрывок текста или речи, достаточный для понимания слова, фразы, предложения. Потерять контекст в разговоре – значит перестать понимать то, на что опирается собеседник. Проще говоря, мы иногда можем не понять смысл изолированного предложения. Тогда нужно посмотреть на предложения, которые окружают контекст, и смысл сразу станет понятен.
Итак, нам необходимо запомнить следующее:
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (без помощи союзов и союзных слов).
На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи знаков препинания.
Бессоюзное сложное предложение сокращается как БСП.
Следует обращать внимание на особенности интонации в БСП.
А) если между частями возникают отношения перечисления, то в каждой части интонация повышается.
Б) если между частями отношения сопоставления, то в первой части предложения голос повышается, создаётся интонация незаконченности, а во второй части голос понижается.
В) при отношениях причини или пояснения первая часть произносится с серьёзным, предупредительным понижением голоса, вторая часть тоже произносится с понижением голоса, но уже с обычным.
Таким образом, при определении отношений между частями БСП необходимо ориентироваться на интонацию, знаки препинания и контекст.