Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
Тема: «Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Цель: познакомить учащихся с ионизирующим излучением, естественными и искусственными источниками излучения, видами облучения людей
Вопросы: 1. Ионизирующее излучение.
2. Естественные и искусственные источники излучения.
3. Виды облучения людей.
Ход урока.
Ионизирующее излучение – в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека.
Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно – в 1895 году физик В. Рентген открыл излучение названное его именем. Чуть позже в 1896 году А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 году М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия.
С этого времени изучение ионизирующего излучения стало приоритетным в области физики. Исследования дорого обошлись научному миру – около 40000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.
Сегодня мы с вами должны понять, что из себя представляет ионизирующее излучение. Для этого мы посмотрим фильм «Невидимые лучи». Ваша задача внимательно смотреть и запоминать о чем в нем говорится, т. к. после просмотра мы будем обсуждать увиденное и заносить некоторые данные в таблицу. Вы уже обратили внимание на листы, которые лежат на ваших партах. Давайте более детально их рассмотрим, так как вам предстоит их заполнить во время урока. Вам поможет в заполнении таблицы текст, который на другом листе.
(изучение рабочего материала под руководством учителя)
Внимание на экран (просмотр фильма – 9 мин.)
Заполнение таблицы №1 (5 мин)
Проверим, что у вас получилось (опрос учащихся)
- Что из себя представляет
·- излучение?
·-излучение?
·-излучение?
(ответы учащихся – 5 мин.)
2. Второй вопрос, который мы должны сегодня рассмотреть – это естественные и искусственные источники излучения. Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, постоянно подвергается воздействию ионизирующих излучений, обусловленных естественным радиационным фоном. Вам предстоит самостоятельно, изучив текст, найти эти источники излучения и записать в табличку №2.
Работа с текстом (5-7 мин).
3. Последний вопрос, который мы с вами должны разобрать – это виды облучения людей. В зависимости от того, расположен источник излучения вне или внутри организма, различают ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ облучение человека. Внимание на экран.
1й слайд – внешнее облучение
2й слайд – внутреннее облучение.
4. Подведение итогов урока.
15