Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6-9 классах коррекционной школы на тему: Жемчужины русского языка.


Снежнянская специальная общеобразовательная школа – интернат № 42
Разработка внеклассного мероприятия на тему:
«Жемчужины русского языка»
(турнир знатоков)

Подготовила: Заватина А.С.
2016 – 2017 у. г.
Задачи:
Воспитывать через пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы и т.д. любовь к русскому языку, к своему народу; прививать интерес к их изучению;
Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями;
Научить правильно употреблять пословицы и поговорки в различных жизненных ситуациях, правильно определять смысл пословиц и поговорок;
Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения обучающихся;
Развивать творческие способности, командный дух, фантазию, ассоциативное мышление, умение принимать верное решение;
Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи;
Формировать патриотические чувства, любовь и интерес к народному творчеству.
Оборудование: медиа проектор, презентация, С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, В.П.Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, карточки с заданиями, две нити, белые кружочки из картона – «жемчужины», рисунки, предметы, высказывания о русском языке и т.д. Ход мероприятия
I Организационный момент. Трое чтецов декламируют наизусть стихотворение.
Чтец 1:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Чтец 2
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания круги-
Выучи русский язык!
Чтец 3:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
II Вступительное слово учителя, сообщение цели и задачи игровой программы:
Учитель: Слова «русский язык», «школа», «учение», «знание» неотъемлемы от понятия «мудрость». Сокровищницей народной мудрости, её драгоценными жемчужинами являются пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, былины, сказки и многое другое. И сегодня мы с вами прикоснемся к энциклопедии народной мудрости в нашей игровой программе «Жемчужины русского языка». Давайте начнем игру. Для любой игры нам нужна судейская коллегия. (Выбрать из гостей). Участвуют 2 команды (представление). Каждая правильно выполненное задание приносит команде определённое количество победных очков – «жемчужин». Чья нитка жемчуга окажется к концу игры самой длинной, та команда будет объявлена победительницей. В течение одного мероприятия охватить все народное творчество мы не сможем, поэтому остановимся на а) пословицах, поговорках, б) фразеологизмах, в) загадках.
1 конкурс: «Домино пословиц». Как точно подметил Н.В. Гоголь в пословицах есть «издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое». А русский народ обобщил их достоинства по-своему: «Каждая поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Мы в праве гордиться пословицами, которые создал наш народ, так как до сих пор продолжаем употреблять в своей речи пословицы и поговорки.
Этот конкурс является интеллектуальной разминкой для знатоков. На одних бумажных прямоугольниках записано начало пословицы, а на других – окончание. Игра проводится по правилам домино. Ваша задача - верно собрать пословицы, соединить начало пословицы с ее окончанием. Для зрителей и судьей – задание на экране. Зрители могут принимать участие в случае, если команды не справятся с заданием.
1) Делу время - потехе час.
2) Кошке игрушки, а мышке слёзы.
3) Бедному одеться, только подпоясаться.
4) Голова умная, только дураку досталась.
5) Видом орел, а умом тетерев.
6) В одной руке пусто, а в другой ничего.
7) Одежда лучше новая, а друг старый.
8) Сам пропадай, а друга выручай.
9) С кем поведешься – от того и наберешься.
10) Не зная броду – не суйся в воду.
За каждую верную пословицу – «жемчужина».
Работа с залом. « Закончи предложение».
Золотые …
Изо дня …
Ломать …
Спустя …
Как снег …
Зарубить …
Тише воды …
Кто в лес …
2 конкурс:  «Перевертыши пословиц и поговорок». Задача команд – по «перевертышам» узнать пословицу. Отвечаем поочередно. Материал показывается на экране. Подсказка на листочках. Из перечня пословиц нужно выбрать нужный вариант.
Например: Счастье перемещается кучами (Беда не ходит одна).
1) У смелости затылок мал (У страха глаза велики).
2) На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит).
3) Курица кабану подружка (Гусь свинье не товарищ).
4) Чужие ботинки дальше ног (Своя рубашка ближе к телу).
5) Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь).
6) Борщ соусом поправить (Кашу маслом не испортишь).
3 конкурс: «Блицтурнир». Командам предлагается ответить на вопросы блицтурнира. Команды отвечают по очереди, если команда затрудняется с ответом, право ответа переходит команде – сопернику.
Чья команда даст больше правильных ответов, та и получает «Жемчужину».
Вопросы для блицтурнира:
1) Он красен платежом (долг).
2) Разлетаются при заготовке дров в лесу (щепки).
3) Праздник, не являющийся круглогодичным для кота (масленица).
4) Приходит во время еды (аппетит).
5) Специалистка по поиску грязи (свинья).
6) Не укусишь. Не смотря на близость местонахождения (локоть)
7) Без труда из водоема не вытащишь (рыбка)
8) Дорога к обеду (ложка).
9) По нему провожают (ум)
10) Тихое место обитания нечистой силы (омут).
11) Птица, на которую похоже вылетевшее слово (воробей).
12) Он не приходиться товарищем свинье (гусь).
13) Если своя, то не тянет (ноша).
14) Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руке (синица).
15) Его невозможно накинуть на всякий роток (платок).
16) Порядковый номер блина, получившийся комом (первый).
17) Всему голова (хлеб).
18) Куда не рекомендуется ходить со своим уставом (в чужой монастырь).
19) У них нет товарищей (вкус и цвет).
20) Он спит, а служба идет (солдат).
21) Путеводитель до Киева (язык).
22) Им нельзя испортить кашу (масло).
23) Головной убор, который указывает на нечестного гражданина (шапка)
24) Единица счета по осени (цыплята).
25) Чужой, куда бросают камни (огород).
26) Мать ученья среднего рода (повторенье).
27) Знающий свой шесток (сверчок).
28) Любитель кататься в масле (сыр).
29) То, что хвалит каждый кулик, если оно свое (болото).
30) Они падают близко от дерева, на котором росли (яблоки).
31) После её завершения бесполезно махать руками (драка).
32) Для неё всегда хомут найдется (шея).
33) Время года для приготовления саней (лето).
34) Бегущий на ловца (зверь).
35) Мудрое время суток (утро).
4 конкурс: «Шифровка».
- Задача команд – прочитать пословицу, записанную особым образом. Каждая пословица имеет свой секрет записи. Получает «жемчужину» та команда, которой удастся быстрее других восстановить привычный облик пословичных выражений.
ШИФРОВКА ПОСЛОВИЦА
УТЕЛОП ОП АЦИТП АНДИВ Видна птица по полету.
(Чтение фразы справа налево.)
Тирог акпаш еров ан. На воре шапка горит.
Тлиавх отолоб ёовс килук кявс. Всяк кулик своё болото хвалит.
Работа с залом – объяснить пословицы.
Мало уметь читать, надо уметь думать.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
От ученья человек с пути не сбивается.
5 конкурс: «Не совсем обычный вернисаж».
- Демонстрируются иллюстрации, которые выполнил художник, понявший суть некоторых пословиц в прямом смысле. Командам необходимо назвать саму пословицу или поговорку. «Жемчужину» получает та команда, которая первая даст правильный ответ.
1)Заблудиться в трёх соснах.
2)В тихом омуте черти водятся.
3)Денег куры не клюют.
4)Яблоко от яблони недалеко падает.
6 конкурс: «Немые сцены». Каждая команда получает карточку с тремя вариантами пословиц и поговорок. По поводу одной их них (по-своему усмотрению) участники должны разыграть без слов какую-либо сцену, иллюстрирующую смысл изображенной пословицы. Команда соперница должна отгадать.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Глаза страшатся, а руки делают.
Тише едешь – дальше будешь.
Кто не работает – тот не ест.
Собирай по ягодке - наберешь кузовок.
Просмотр видеоролика о пословицах на основе сказки «Болтливая жена». Слово жюри после 6 конкурсов.
Учитель: Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Достаточно взять простое слово рука. Фразеологизмов, в которых встречается это слово, больше пятидесяти: рука об руку, рукой подать, быть под рукой, носить на руках, держать в руках, ухватиться обеими руками, золотые руки, подвернуться под руку и др.
Давайте продолжим наш турнир.
7 конкурс: «Замени одним словом».
Задача команд – заменить фразеологизм одним словом. Отвечать будем по очереди. За правильный ответ – жемчужина.
1. Кот наплакал – мало.
2. Развесить уши - слушать.
3. Как снег на голову - неожиданно, внезапно.
4. Плевать в потолок – бездельничать.
5. Зарубить на носу – запомнить.
6. Бить баклуши – бездельничать.
7. Обвести вокруг пальца – обмануть.
8. Сидеть сложа руки – бездельничать.
9. Навострить лыжи – убежать.
10. Не ударить в грязь лицом – не опозориться.
8 конкурс: «В двух словах».
Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их послушайте и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного. Отвечает команда, первая поднявшая руку.
1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)
3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)
4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)
9 конкурс: «Назови фразеологизм».
На слайде демонстрируется иллюстрация фразеологизма. Задача участников – назвать фразеологизм.
- Белая ворона
- Браться за ум
- Быть на седьмом небе
- Вертеться как белка в колесе
- Взять быка за рога
- Вилами на воде писано
- Витать в облаках
- Глаза разбегаются
- Два сапога пара
- Держать ухо востро
Просмотр видеоролика о фразеологизме «белая ворона». – Как объяснить данный фразеологизм? Слово жюри.
Учитель: Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
10 конкурс: «Отгадай загадку».
Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто. Командам по очереди будут читаться загадки. Если команда не отвечает – право голоса переходит команде – сопернице.1.Начинаем с загадок о человеке: - Их не сеют, не сажают –Они сами вырастают. (Волосы)-Два братца через дорогу живут,А друг друга не видят (глаза)- Тридцать два молотят,Один поворачивает. (зубы и язык)- Всю жизнь ходят в обгонку,А обогнать друг друга не могут. (ноги)2. О доме: - Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)3.Загадки про огород.- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)- Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)- Красный нос в в землю врос,А зеленый хвост снаружи.Нам зеленый хвост не нужен,Нужен только красный нос. (морковь)- Золотая голова велика, тяжела.Золотая голова отдохнуть прилегла.Голова велика, только шея тонка. (тыква)4. О диких животных:- Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:Он в шубке серенькой зимой,А в рыжей шубке – летом (белка)- На овчарку он похож.Что ни зуб-то острый нож!Он бежит оскалив пасть,На овцу готов напасть. (волк)- У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора. (заяц)- Хозяин леснойПросыпается весной,А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой (медведь)5.О природных явлениях- Крашеное коромыслоНад рекой повисло (радуга)- Нашумела, нагремела,Все промыла и ушла.И сады и огородыВсей округи полила.(гроза)- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)- И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет. (иней)
Работа с залом.
“Угадай профессию”
Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.
Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.
На живую нитку. — Портной,
Сложить оружие. — Военный.
Брать на прицел. — Охотник.
Закидывать удочку. — Рыбак.
В час по чайной ложке. — Врач.
Играть первую скрипку. — Музыкант.
Петь с чужого голоса. — Певец.
Открывать Америку. — Путешественник.
Ждать у моря погоды. — Рыбак.
Попасть в ловушку. — Охотник.
Закусить удила. — Конюх.
Сгущать краски. — Художник.
Ход конем. — Шахматист.
С больной головы на здоровую. — Врач.
Слово жюри.
- Наша игровая программа подошла к концу. А теперь посмотрим, чья нитка «жемчуга» оказалась длиннее.
- А наградой вам будут те знания, которые вы получили, прикоснувшись к «жемчужинам» народной мудрости, а значит и сами стали чуточку мудрее.
- Спасибо за вашу работу.