Организация и проведение аварийно-спасательных работ


1«Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ»
ppt_xppt_y 21. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28-ФЗ3. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. №151-ФЗ2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗНормативно-правовые документы4. "Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций", 1996 г.

37. "Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г.6. "Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г.8. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Учебное пособие ; Под общ. ред. Г.Н. Кириллова , г. Москва, 2002Нормативно-правовые документы

4Одной из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС)Источники ЧСопасное природное явлениеаварияопасное техногенное происшествиешироко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растенийприменение современных средств пораженияЧСприродныетехногенныебиолого-социальныевоенныепо характеру источника



5Радиоактивноезагрязнениевследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные веществаРазрушениявозникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях.Химическоезаражениев результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,перевозящем указанные веществаМассовыепожарыявляющиеся следствием природных явлений, аварий инесоблюдения правил пожарной безопасностиЗатоплениявозникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явленияхЭпидемии,эпизоотии,эпифитотиимассовые заболевания людей,сельскохозяйственных животных и растенийНаиболее характерные последствия ЧС








6Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы(АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на: спасение жизни и сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов


7Аварийно-спасательныеи другие неотложные работыАСДНР – это совокупность действий, осуществляемых по различным технологическим процессам и включающих в себя порядок их проведенияТехнологии выполнения АСДНР в значительной степени зависят от совокупностей объекта (РОО, ХОО и т.д.), на котором должны осуществляться работы по спасению пострадавших и от среды их проведенияАСДНР – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС, заключающаяся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающего воздействия, предотвращении воздействия вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.АСДНРдругие неотложные работыаварийно-спасательные работы



8Аварийно-спасательные работыв очагах пораженияАварийно-спасательные работы - это действия по: спасению людей материальных и культурных ценностей защите природной среды в зоне ЧС локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторовЦель проведения аварийно-спасательных работ: розыск и деблокирование пострадавших оказание им первой медицинской помощи эвакуация из опасной зоны



9Аварийно-спасательные работы включают:разведку маршрутов движения и участков работ;локализацию и тушение пожаров подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работрозыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, заваловвскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людейподачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системойоказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждениявывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районысанитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т.д.




10Аварийно-спасательные работы:Собственно спасательные работыВспомогательные работыСпециальные работыСпасательные работы, связанные со спасением людей:поиск пострадавших в местах возможного блокирования;извлечение пострадавших из поврежденных, горящих, зараженных ОВ (АХОВ), РВ зданий;оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим;эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;вывод (вывоз) населения из зон заражения в безопасное место.Специальные работы включают:тушение пожаров;локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях;устройство проездов (проходов) в завалах;укрепление (обрушение) неустойчивых конструкций;проведение специальной обработки.Вспомогательные связаны с подготовкой участка спасательных работ:расчистка площадок;установка на них техники, ограждений и предупреди-тельных знаков;освещение рабочих мест.Специальные и вспомогательные работы осуществляются для обеспечения эффективного проведения собственно спасательных работ.






11Другие неотложные работы - это деятельность по: всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ;оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи;созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;Цель проведения неотложных работ:создание условий для проведения спасательных работ;предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.Другие неотложные работы в очагах поражения



12прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках;локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;санитарную очистку территории в зоне ЧС;сбор материальных ценностей;создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.Другие неотложные работы включают:




13обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;санитарную очистку территории в зоне ЧС;сбор материальных ценностей.Другие неотложные работы включают:

14II этапI этапIII этапПроведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНРПроведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧСЛиквидация последствий ЧСЭтапы проведения аварийно-спасательныхи других неотложных работ

15Режим повышенной готовностиРежим повседневной деятельностиРежим чрезвычайной ситуацииПри отсутствии угрозы возникновения ЧСПри угрозевозникновения ЧСПри возникновении ЧСОрганизационные мероприятияпо подготовке и проведению АСДНР




16Проводимые мероприятия при отсутствии угрозы возникновения ЧСсбор информации о ЧС;планирование АСДНР в возможных зонах ЧС;создание органов управления ;создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР;организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих ним территориях;создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.


17Проводимые мероприятия при угрозе возникновения ЧСприведение органов управления в готовность к выполнению задач; уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ее масштабов;создание группировок сил и средств и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

18Проводимые мероприятия при возникновении ЧСвосстановление нарушенных функций управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС);организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке;восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты;выдвижение сил в районы проведения работ;управление проведением АСДНР.
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x 19Организация взаимодействия и всестороннего обеспеченияПринятие решения на ликвидацию ЧСПостановка задачОценка обстановкиОрганизация АСДНРОрганизация АСДНР
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y 20Технологии выполнения АСДНРОбъекты проведенияТребования к организации и ведению работОсновные этапы проведения АСДНРРазрушенные промышленные здания и гражданские сооруженияКоммунально-энергетические сетиНефте-газо-аммиакопроводыЗатопленные объекты и пространстваОчаги химического и радиоактивного зараженияПромышленные предприятия, хранилищаТранспортные средстваВзрыво-пожароопасные объектыорганизация и проведение работ в короткие сроки;применение способов и технологий, обеспечивающих быструю локализацию и снижение масштабов заражения;достаточная надежность и эффективность работ по ликвидации последствий ЧС;безопасность применяемых способов и технологий для спасателей (формирований) и окружающей среды.Инженерно-технические работыОбщая и спец. разведка района бедствия и объекта работПодготовительные работыПоисково-спасательные работыНеотложные аварийно-спаса-тельные (технические) работыЛиквидация пожаров на объектахОказание первой медпомощи и эвакуация пострадавшихИзвлечение, эвакуация, опознание и захоронение погибшихНаиболее сложным технологическим этапом являются инженерные работы по обеспечению доступа к пострадавшим, их деблокирование и последующее извлечение. 21Поддержание устойчивой связиСбор данных об обстановке, ее анализ и оценка Поддержание взаимодействия и обеспечения силВедение учета выполнения АСДНРУточнение задач, доведение их до подчиненныхВедение учета потерь населения, сил РСЧС(ГО)Обмен информацией об обстановкеПоддержание устойчивого управленияПроведение АСДНР
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x 22Организация проведения АСДНРАварийно-спасательные и другие неотложные работы в ЧС мирного и военного времени проводятся круглосуточно, посменно до полного завершения.Непрерывность работУспешное выполнение задач проведения АСДНРД О С Т И Г А Е Т С Ярациональной их организацией;оперативным и твердым управлением;своевременным маневром силами и средствами;полным обеспечением необходимыми средствами защиты и материально-техническими средствами;своевременной заменой формирований и спасателей с учетом режимов работы в условиях заражения (ОВ, АХОВ, РВ)своевременной организацией и непрерывным ведением разведки;своевременным вводом сил и средств в очаги поражения;заблаговременным изучением командирами (руководителями) формирований участков (объектов) работ;организацией взаимодействия сил и средств, всесторонним их обеспечением;соблюдением правил и мер безопасности при проведении работ.Все задачи при проведении АСДНР выполняются в максимально короткие сроки, в три этапа
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x 23II этапI этапIII этапПроведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНРПроведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧСЛиквидация последствий ЧСЭтапы проведения аварийно-спасательныхи других неотложных работ


24 Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение о возникновении ЧС использование средств защиты эвакуация из опасных районов соблюдение режимов поведения розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им мед. помощи Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС: локализация очагов поражения перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) приостановка или отключение технологических процессов тушение пожаров;санитарная обработка и обеззараживание. Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР: проведение разведки оценка обстановки и прогнозирование ее развития приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС принятие решения на проведение АСДНР 1 этапПринятие экстренных мер



25Окончательная выработка решения на проведение АСДНРПостановка задач формированиям Организация управления, взаимодействия и обеспечения Контроль за выполнением поставленных задачПроведение АСДНР 2 этапПроведение полномасштабных АСДНР




26Основные работы 2 этапав ходе проведения АСДНРРозыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средствЭвакуация населения из опасных районовОказание пострадавшим первой медицинской помощи и других видов помощиЛокализация очага пораженияРазборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушениемВосстановлением энергетических и коммунальных сетей, линий связи в интересах обеспечения спасательных работПроведение специальной обработки (санитарной обработки людей, дегазации, дезактивации техники, имущества, сооружений территорий и т.д.)







27Первая группа работСоздание условий и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшегонаселенияВторая группа работВосстановление деятельности объектов, пострадавших при ЧС 3 этапЛиквидация последствий ЧС

28 Организация проведения специальной обработки, дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района Организация восстановления систем и объектов первоочередного жизнеобеспечения населения Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения Реэвакуация населения Организация топливо - энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населенияОрганизация медико-санитарного обеспечения и другие необходимые меры. Организация медицинского обслуживания населенияСодержание работ первой группыВременное размещение населения, оставшегося без кроваОбеспечение населения продуктами питания, водой и предметами первой необходимости
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y 29Содержание работ второй группы Восстановление или строительство зданий Восстановление энергоснабжения и транспорта Восстановление гидротехнических сооружений Восстановление или установка нового оборудованияВосполнение материальных средствВосстановление хозяйственных связей
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y 30Группировка сил и средств для проведения АСДНРПри ЧС мирного времениГруппировка сил и средств для проведения АСДНР определена в «Плане действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС», который вводится в действие Председателем КЧС или руководителем местного самоуправления, организацииПРИВЛЕКАЮТСЯТерриториальные аварийно-спасательные формирования решением КЧС органов местного самоуправленияОбъектовые аварийно-спасательные формирования решением объектовой КЧСОбщее количество сил и средств определяется Председателем КЧС с учетом объема выполняемых работ 31Группировка сил и средств для проведения АСДНРПри ЧС военного времениГруппировка сил (на основе оценки прогнозируемой обстановки) отражена в специальном разделе «Плана ГО и защиты населения»Основное звено организующее проведение АСДНР – субъект РФ (область)Группировка силПервый эшелонМобильные, подготовленные и оснащенные техникой силы для выполнения работ в высоком темпевойска ГОвоинские части и подразделения, выделяемые по планам взаимодействияаварийно-спасательные формирования категорированных городоваварийно-спасательные службы и формирования привлекаемые в интересах ГОРезервДля внезапно возникающих задач, замены силаварийно-спасательные формирования муниципальных образований;силы ГО, выделяемые по планам взаимодействия.Второй эшелонДля наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ и замены подразделений первого эшелонасилы ГО муниципальных образованийчасти и подразделения МО РФвойска ГО с более поздними сроками развертывания 32Управление при организации и в ходеведения АСДНР включает:организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС;непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения;принятие решений;уточнение планов (планирование действий);своевременное доведение задач до подчиненных;организацию и поддержание взаимодействия;организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил;непосредственное руководство подразделениями и контроль исполнения поставленных задач.




33Организация управления АСДНРОценка обстановкиПринятие решения на ликвидацию ЧСПостановка задачОрганизация взаимодействия и всестороннего обеспеченияОрганизация управления 34Главная цель управленияОбеспечение эффективного использования сил и средств по спасению людей и выполнению неотложных работВыполнение АСДНР в полном объеме, в короткие сроки и с минимальными потерями сил и населенияОсновой управления является Решение руководителей местного самоуправления и организаций (председателя КЧС) и указаний вышестоящего органа управления по ГОЧСУправление в ходе ведения АСДНРТребования к управлениюНепрерывностьГибкость и твердостьОперативность 35Управление в ходе ведения АСДНРТребования к управлению достигаются:приближением пунктов управления (ПУ) к местам действий подразделений (сил и средств);выполнением задач во взаимодействии с комиссией по ЧС и формированиями аварийного объекта, а также с территориальной комиссией по ЧС и ее оперативной группой;знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения;настойчивым претворением в жизнь принятых решений и технологий выполнения задач;соблюдением мер безопасности при проведении АСДНР. 36При оценке обстановки командир (руководитель) должен изучить:характер и объем разрушений, пожаров и других поражений на участке работ и пути выдвижения к ним;виды предстоящих работ и их объем;радиационную, химическую и биологическую обстановки (РХБ) и их влияние на выполнение задач;состояние готовности и обеспеченности своего и приданных формирований и их возможности;характер действий и задачи соседей;влияние местности на действия формирования и состояние маршрута выдвижения к очагу поражения и на участок работ;влияние погоды, времени года и суток на выполнение задач.Оценка обстановки
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation 37В оценку обстановки входит:анализ основных факторов обстановки и оценка последствий ЧС (вид экстремальной ситуации, характер и масштабы аварии), тип, характер и масштабы радиоактивного, химического заражения;факторы, осложняющие обстановку (пожары, взрывы и др.);оценка имеющихся сил и средств, состояние их готовности к действию;характер местности в районе аварии, состояние погоды, время года и суток, их возможное влияние на обстановку и выполнение задачи;обеспеченность и потребность в материально-технических средствах для выполнения поставленной задачи;выбор наиболее целесообразных вариантов действий населения;определение мероприятий по защите населения и ликвидации последствий ЧС;возможности аварийного объекта и территориальных органов по ликвидации последствий аварии.Оценка обстановки
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y 38Организация и ведение разведкиРуководитель (председатель) КЧС определяет цель, задачи, силы и средства разведкиОрган управления по ГОЧС (штаб) организует разведкуЦель разведки:обеспечение органов управления достоверными данными об обстановке при ведении АСДНР;уточнение обстановки на объекте, масштабов зон заражения, динамики развития поражающих факторов.Задачи разведки:уточнение состояния обстановки (аварийного объекта) границ зоны заражения на участке ведения работ;уточнение (обследование) местности на участке работ и ее возможное влияние на выполнение поставленной задачи;определение мест нахождения пострадавших, их состояние и способов спасения;непрерывное наблюдение за изменением степени и характера заражения;уточнение состояния коммунально-энергетических сетей в местах действий формирований;выявление факторов, препятствующих ведению АСДНР.


ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y 39Основные виды обеспеченияРазведка Техническое ТранспортноеМатериальное Медицинское
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y 40Цели обеспеченияполучение исчерпывающих данных об обстановке;своевременное оказание медицинской помощи; бесперебойное удовлетворение потребностей в материальных средствах;выполнение перевозок;поддержание техники в исправном состоянии;создание благоприятных условий для своевременного и организационного проведения АСДНР и выполнения других задач.


41постановку задач подразделениям обеспечения контроль за выполнением мероприятий определение взаимодействия сил участвующих в обеспечении доведение задач до исполнителей по обеспечению работ Организация обеспечения включает
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y 42целям (задачам)месту и времени действийспособам выполнения поставленных задач Взаимодействие заключается в согласовании действий формирований по :
style.rotation
style.rotation
style.rotation 43порядок действий при вводе на участок (объекты) работ; организация ликвидации или снижения до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ; порядок действий при ведении спасательных работ в сложных условиях обстановки; порядок взаимодействия с территориальными (объектовыми) формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях; порядок действий при смене; порядок действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни спасателей; порядок связи и информации; места размещения пунктов управления.При взаимодействии согласовываются







44Использованные ресурсы: 45Использованные ресурсы: