Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР»
«Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР»
Учебные цели занятия:
Ознакомить слушателей с общими понятиями и требованиями нормативно-правовых актов по созданию и применению спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований.
Ознакомить слушателей с порядком создания и применения спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований на территориях и объектах экономики.
Метод проведения занятия: лекция
Место проведения занятия: учебный кабинет
Время, отводимое на занятие: 2 (1) академических часа
Нормативные правовые акты
Федеральные законы:
№ 28– ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне».
№ 68 – ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
№ 151 – ФЗ от 22.08.1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».
Приказы МЧС РФ:
№ 999 от 23.12.2005 г. «Об утверждении и введении в действие положения о создании нештатных аварийно-спасательных формирований».
№ 102от 20.02.2013 г. «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
Закон Ульяновской области № 94-ЗО от 20.07.2012 «О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты населения и территорий Ульяновской области от ЧС природного и техногенного характера»
Постановления Правительства Ульяновской области:
№ 640 ДСП от 29.12.2006 года «О спасательных службах Ульяновской области».
№105-П от 16.03.2011 г. «Об утверждении примерной программы обучения личного состава спасательных служб Ульяновской области».
№121-П от 25.03.2011 г. «О территориальной комиссии по аттестации АСС, АСФ и спасателей при Правительстве Ульяновской области».
№ 129-П от 29.03.2011г. «О подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера на территории Ульяновской области».
№318-П от 14.07.2011 г. «О профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях Ульяновской области».
Постановление Администрации г. Ульяновска от 29.05.2013 г. N 2265 «Об определении организаций, создающих территориальные нештатные аварийно-спасательные формирования»
Литература:
Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований. /Под общ. ред. В.А.Пучкова.
Методические рекомендации по применению и действиям НАСФ при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации ЧС. /Под общ. ред. В.А.Пучкова.
Учебно-методическое пособие по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в муниципальных образованиях и организациях.
Методические рекомендации. «Спасательные службы организаций (объектов) и муниципальных образований (районов)». Служба ГЗ и ПБ Ульяновской области.
Методические рекомендации по аттестации нештатных аварийно–спасательных формирований Ульяновской области.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.
Примерная программа обучения личного состава НАСФ. 2013 г.Организационно-методические указания
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия с должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
главы местных администраций и руководители организаций – 1 час (лекция);
должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС – 2 часа (из них: 1 час - лекция, 1 час – самостоятельное изучение с использованием ДОТ и ЭЭ);
должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС – 6 часов (из них: 2 часа – лекция, 4 часа – самостоятельное изучение с использованием ДОТ и ЭЭ).
Материал лекции имеет направленный прикладной практический характер, содержание темы значительно превышает время, выделенное на проведение занятия и поэтому изложение материала должно носить проблемный характер с отражением основных блоковых вопросов, которые позволили бы на практике расширить теоретические и практические знания и навыки слушателей.
Учебные вопросы и расчёт учебного времени
№
п/пНаименование учебных вопросов Время (мин)
2
часовое занятие 1
часовое занятие
I. Вступительная часть
Проверить готовность слушателей к занятию.
Объявить тему и учебные цели. 5 2
II. Основная часть
Первый учебный вопрос:
Нормативное правовое регулирование создания и применения нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. 80
20 40
10
Второй учебный вопрос:
Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб и НАСФ. 30 10
Третий учебный вопрос:
Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб и НАСФ.
Организация подготовки к выполнению задач. 30 20
III. Заключительная часть
Подвести итоги занятия. Поставить задачи на самостоятельную работу по изученному материалу. 5 3
Содержание занятия
Вступительная часть
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Нештатные аварийно-спасательные формирования - это самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Большой объём задач, выполняемых гражданской обороной на объектах экономики, как при ведении военных действий, так и при ЧС природного и техногенного характера, вызывает необходимость заблаговременно, еще в мирное время, создания, оснащения техникой и имуществом, подготовки и содержания в готовности сил и средств ГО для проведения АСДНР.
От оснащения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований техникой и имуществом, умения действовать в условиях, близких к реальным, готовности к выполнению поставленных задач, его морально-психологической подготовки будут зависеть жизни многих тысяч людей, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций.II. Основная часть
Первый учебный вопрос:
«Нормативное правовое регулирование создания и применения нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб».
1.1. Федеральный закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
Определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации. Устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации.
Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
3. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне».
Статья 1. Основные понятия
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 15. Силы гражданской обороны
1. Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
1.3. Федеральный закон от 24.04.1996 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
п.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
1.4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»
п.2. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
п.13. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
п.14. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».
Статья 2. Аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.7. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 №999
п.1. Настоящий Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.
п.4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
1.8. Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»
п.7. Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
п.8. По решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.
п.15. Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
п.п.15.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
- создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий;
п.16. Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
п.п.16.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
- создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
- создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону производственную деятельность в военное время, спасательных служб;
1.9. Приказ МЧС РФ от 17.12.2008 №783 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
п.11. Для решения задач ГО привлекаются силы МЧС России:
- спасательные воинские формирования МЧС России;
- подразделения ФПС;
- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;
- авиационные формирования МЧС России;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Второй учебный вопрос:
«Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб и НАСФ».
Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения.
Основными задачами спасательных служб являются:
- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения и другие.
Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.
Спасательные службы подразделяются на следующие:
- спасательная служба общего назначения;
- медицинская спасательная служба;
- противопожарная спасательная служба;
- инженерная спасательная служба;
- коммунально-техническая спасательная служба;
- автотранспортная спасательная служба;
- спасательная служба оповещения и связи;
- спасательная служба охраны общественного порядка;
- спасательная служба торговли и питания;
- спасательная служба защиты животных и растений;
- спасательная служба материально-технического снабжения;
- спасательная служба снабжения ГСМ;
- спасательная служба убежищ и укрытий;
- спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей;
- спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- служба радиационной и химической защиты;
- спасательная служба ритуальных услуг.
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие спасательные службы.
Порядок создания, оснащения и применения НАСФ
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005 №999.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
Основными задачами НАСФ являются:
- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения. Согласовываются с территориальными органами МЧС России - ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.
В планах предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.
Спасательные воинские формирования МЧС России и НАСФ составляют основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны.
Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» вправе:
- определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе:
- определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;
- организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
Организации, создающие НАСФ:
- разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с примерным табелем оснащения, в том числе за счет существующих в организации в мирное время аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других штатных подразделений;
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ;
- осуществляют всестороннее обеспечение применения НАСФ;
- осуществляют планирование и применение НАСФ;
- поддерживают НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
При создании НАСФ учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.
Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6 часов.
НАСФ подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности НАСФ, а также контроль в этой области (Приказ МЧС России от 23.12.2005г. №999, п.12).
Основаниями для ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования.
Решение о ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, на которые возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.НАСФ подразделяются:
- по подчиненности: на территориальные формирования и формирования организаций;
- по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: на посты, группы, звенья, команды;- по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий ГО и ликвидации ЧС на соответствующих территориях, наращивания группировки сил ГО и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.
Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной ОИВ субъектов РФ, ОМСУ.
Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.
Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.
Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.
Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.
Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений, предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:
- группы инженерной, радиационной, химической и биологической разведки - для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;
- посты радиационного, химического и биологического наблюдения - для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- команды, группы радиационной, химической и биологической защиты - для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;
- команды и звенья связи - для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;
- медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;
- инженерные команды, группы, звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;
- аварийно-технические команды - для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;
- автомобильные и автотранспортные колонны - для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил ГО к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;
- подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;
- подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;
- команды защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;
- команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);
- команды защиты животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;
- команды защиты растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;
- противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;
- подвижные пункты питания - для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;
- подвижные пункты продовольственного снабжения - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;
- подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;
звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.
Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.
В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются команды (группы) радиационной и химической защиты.
В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований могут создаваться спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.
На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках.
В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.
Третий учебный вопрос:
«Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб и НАСФ. Организация подготовки к выполнению задач».
3.1. Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований
Личный состав НАСФ и спасательных служб комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях НАСФ и спасательные службы доукомплектовываются невоеннообязанными.
Зачисление граждан в состав НАСФ производится приказом руководителя организации.
Основной состав руководителей и специалистов НАСФ и спасательных служб, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Обеспечение НАСФ техникой и имуществом.
Обеспечение НАСФ и спасательных служб специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.
Основными видами специального имущества, закупаемого и хранящегося в организациях, являются средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства индивидуальной защиты, спецобработки, медицинской защиты, пожаротушения, инженерные связи и оповещения, а также имущество служб тыла, техника, имущество продовольственной службы, загородного пункта управления гражданской обороны, защитных сооружений, тренажеры и специальные учебно-методические пособия.
Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 №999).
3.3. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в том числе прав и гарантий профессиональных спасателей созданных (Федеральный закон от 22.08.1995г. №151-ФЗ, Ст.20):
- федеральными ОИВ - является расходным обязательством Российской Федерации;
- ОИВ субъекта Российской Федерации - является расходным обязательством субъекта Российской Федерации;
- ОМСУ муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения является):- осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны - расходным обязательством Российской Федерации;
- регионального уровня - расходным обязательством субъекта Российской Федерации;
- местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования;
- проводимых организациями - за счет средств организаций.
3.4. Порядок применения НАСФ.
Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.
Порядок применения НАСФ в военное время определяется Планами ГО и защиты населения республики, районов и организаций. НАСФ применяется в соответствии со своим предназначением, сроками готовности и договорными обязательствами.
Созданные в организациях республики, районах и городах НАСФ для защиты населения и территорий решением Руководителя сводятся в группировку сил ГО. Группировка сил ГО - сведенные в определенную систему и расположенные соответствующим образом силы ГО, предназначенные для ведения АСДНР в очагах поражения.
Группировки сил ГО создаются:
- на объекте - из формирований ГО объекта, а также территориальных формирований ГО города (района) и других сил ГО, выделенных по решению старшего руководителя;
- в категорированном городе (без районного деления) - из группировки сил ГО объектов РФ, сил ГО ближайших 2-3 сельских районов, спасательных воинских формирований МЧС России и Министерства Обороны, выделяемых по планам взаимодействия;
- в некатегорированном городе и районе - на группировки сил ГО объектов экономики, ведомственных формирований ГО, местных НАСФ, спасательных воинских формирований МЧС России и МО РФ, выделяемых по планам взаимодействия;
- в республике - из группировки сил ГО категорированнных городов, населенных пунктов с категорированными объектами.
В состав эшелонов включаются:
- первого - спасательных воинских формирований МЧС России, НАСФ повышенной и постоянной готовности категорированных городов, населенных пунктов с объектами особой важности, выведенные в загородную зону до общих эвакомероприятий, а также близлежащих к категорированным городам сельских районов и некатегорированных городов;
- второго - остальные НАСФ категорированных городов и населенных пунктов с объектами особой важности, некатегорированных городов и сельских районов, не вошедших в первый эшелон.
В первый эшелон может включаться до 50%, второй - до 30%, резерв - до 20% общей численности группировки сил ГО.
В эшелонах предусматривается создание смен. Количество смен должно обеспечивать непрерывное проведение АСДНР и может составлять: в первом эшелоне - 2-3 смены, во втором - 2 смены.
Резерв создается:
- города (района) - за счет территориальных НАСФ города (района), а также взаимодействующих с ним некатегорированных городов и сельских районов;
- республики - за счет спасательных воинских формирований МЧС России, территориальных НАСФ республики, а также местных НАСФ некатегорированных городов и сельских районов, наиболее удаленных от категорированных городов.
Готовность сил ГО к выдвижению в очаги поражения из исходных районов в загородной зоне через 2-3 часа после их занятия.
3.5. Организация подготовки к выполнению задач.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются из числа своих работников организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты (далее – опасные объекты) и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. НАСФ могут также создаваться и другими организациями.
Подготовка НАСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны (далее – ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также нормативных правовых актов Ульяновской области.Подготовка НАСФ включает в себя следующие мероприятия:
повышение квалификации руководителей НАСФ по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Областного государственного казённого учреждения «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» и на курсах ГО в муниципальных образованиях «город Ульяновск», «город Димитровград»;получение личным составом НАСФ знаний в ходе усвоения Примерной программы обучения работающего населения Ульяновской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
первоначальную подготовку личного состава НАСФ в учебных центрах и иных образовательных организациях и их аттестацию в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091;
обучение личного состава НАСФ в организациях, расположенных на территории Ульяновской области и создающих НАСФ, по учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы;
участие личного состава НАСФ в учениях, тренировках и соревнованиях, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Настоящая Примерная программа предназначена для обучения личного состава НАСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приёмам и способам коллективных действий при приведении НАСФ в готовность, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий либо ЧС, для совершенствования умений и навыков применения техники, инструментов, приборов и принадлежностей, находящихся на оснащении НАСФ, а также получения личным составом НАСФ знаний и умений по соблюдению мер безопасности.
Обучение личного состава НАСФ по учебным программам планируется и проводится в межаттестационный период в организациях в рабочее время в объёме не менее 20 часов.
Настоящая Примерная программа построена по модульному принципу, включающему модуль базовой подготовки (модуль 1) и модуль специальной подготовки (модуль 2).
Подготовка личного состава НАСФ по модулю базовой подготовки (модулю 1) должна обеспечить:
уяснение личным составом НАСФ предназначения и решаемых задач НАСФ с учётом возможной обстановки, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
отработку слаженных действий личного состава НАСФ при приведении в готовность и подготовку НАСФ к выполнению поставленных руководством задач;
организованные и слаженные действия личного состава НАСФ при выдвижении в район выполнения поставленных задач;
соблюдение личным составом НАСФ мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения, инструментов, находящихся на оснащении НАСФ;
отработку личным составом НАСФ приёмов и способов выполнения задач в условиях заражения (загрязнения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, а также навыки применения приборов радиационной и химической разведки и контроля;
совершенствование навыков личным составом НАСФ в соответствии со специальностью при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
отработку действий личного состава НАСФ при проведении специальной обработки техники, приборов и инвентаря, использовавшихся в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (ликвидации аварии) (далее – специальная обработка техники).
Темы модуля базовой подготовки (модуля 1) личного состава НАСФ отрабатываются в полном объёме (не менее 14 часов) всеми видами НАСФ.
Подготовка личного состава НАСФ по модулю специальной подготовки (модулю 2) должна обеспечить слаженные действия личного состава НАСФ при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от предназначения НАСФ.
Модуль специальной подготовки (модуль 2) содержит рекомендуемые темы подготовки, которые отрабатываются с учётом предназначения НАСФ, создаваемых в соответствии со статьёй 13 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утверждённого приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999. На отработку тем модуля специальной подготовки (модуля 2) отводится не менее 6 часов. В состав модуля специальной подготовки (модуля 2) может включаться одна или несколько рекомендуемых тем исходя из задач, возлагаемых на создаваемое НАСФ. В случае необходимости темы модуля специальной подготовки (модуля 2) могут определяться руководителями организаций по согласованию с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Использование модульного принципа позволяет при разработке учебной программы в организациях определить темы специальной подготовки и количество часов для их отработки с учётом предназначения конкретного НАСФ и степени подготовки его личного состава.
Основным методом проведения занятий с личным составом НАСФ является практическая тренировка.
Теоретический материал излагается путём рассказа или объяснения в минимальном объёме, необходимом для правильного и чёткого выполнения обучаемым личным составом НАСФ практических приёмов и действий.
Практические и тактико-специальные занятия с личным составом НАСФ организуются и проводятся руководителями НАСФ, а на учебных местах – командирами структурных подразделений НАСФ (постов, групп, звеньев, команд).
Занятия с личным составом НАСФ проводятся в учебных городках, на натурных участках или на опасных объектах организации.
На тактико-специальные занятия личный состав НАСФ выводится в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав НАСФ на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
Руководителям организаций разрешается исходя из местных условий, специфики деятельности организации, уровня подготовки личного состава НАСФ корректировать содержание тем и время на их изучение, а также вводить новые темы без уменьшения общего времени на подготовку.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу с применением средств защиты органов дыхания и кожи, а также другого специального снаряжения.
Требования к уровню освоения курса обучения
Личный состав НАСФ, прошедший обучение в соответствии с настоящей Примерной программой, должен:
а) знать:
возможную обстановку в зоне ответственности НАСФ, возникающую при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
способы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
предназначение НАСФ и свои функциональные обязанности;
производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;
порядок оповещения, сбора и приведения НАСФ в готовность;
место сбора личного состава НАСФ, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, находящихся на оснащении НАСФ;
организацию и порядок проведения специальной обработки техники;
порядок оказания первой помощи пострадавшим и эвакуации их в безопасные места;
меры безопасности при действиях в зоне радиоактивного загрязнения, химического заражения и массовых инфекционных заболеваний, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) уметь:
выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, обусловленные спецификой предназначения НАСФ;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальную технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
проводить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, сооружений, территорий, снаряжения, одежды и средств индивидуальной защиты;
пользоваться штатными средствами связи.
3.7. Учебно-тематический план
Цель обучения: поддержание личного состава НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению к ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также получение личным составом НАСФ умений и навыков для действий при приведении в готовность, выдвижении в район выполнения поставленных задач, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ с соблюдением мер безопасности.Категория обучаемых: работники организации.
Продолжительность обучения: 20 учебных часов.
Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности.
Режим занятий: определяет руководитель организации.
Модуль базовой подготовки (модуль 1)
№
п/пНаименование тем Форма занятия Количество
часов
1 2 3 4
1. Нормативные правовые основы функционирования НАСФ. Характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС
природного и техногенного характера, и возможные решаемые задачи НАСФ по предупреждению и ликвидации ЧС Беседа 1
2. Действия личного состава НАСФ при приведении НАСФ в готовность, выдвижении в район выполнения поставленных задач и подготовке к выполнению поставленных задач Тактико-специальное занятие 4
3. Правила использования специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ. Меры безопасности при выполнении задач по предназначению к ликвидации ЧС природного и техногенного характера Практическое занятие 4
4. Приёмы и способы выполнения поставленных задач, в том числе в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, химически опасными веществами и биологическими средствами. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения. Средства индивидуальной защиты. Действия личного состава НАСФ при проведении специальной обработки техники Практическое занятие 4
5. Психологическая устойчивость личного состава НАСФ при работе в зоне ЧС Беседа 1
Итого 14
Модуль специальной подготовки (модуль 2)
№
п/пНаименование тем Форма занятия Количество часов
1 2 3 4
1. Действия личного состава НАСФ при ведении радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения Тактико-специальное занятие 6
2. Действия личного состава НАСФ при ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте Тактико-специальное занятие 3
3. Действия личного состава НАСФ при ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте Тактико-специальное занятие 3
4. Действия личного состава НАСФ при выполнении противопожарных мероприятий на опасном объекте. Порядок использования средств пожаротушения, находящихся на оснащении НАСФ Практическое
занятие 2
5. Действия личного состава НАСФ при тушении пожаров в различных условиях Тактико-специальное занятие 4
6. Действия личного состава НАСФ при ликвидации последствий аварии на радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных объектах Тактико-специальное занятие 3
7. Действия личного состава НАСФ по устройству проездов, обрушению неустойчивых зданий и конструкций, вскрытию заваленных защитных сооружений Тактико-специальное занятие 6
8. Действия личного состава НАСФ по разборке завалов Тактико-специальное занятие 6
9. Действия личного состава НАСФ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС природного характера Тактико-
специальное
занятие 3
10. Действия санитарной дружины, санитарного поста, осуществляемые в целях медицинского обеспечения личного состава НАСФ, персонала опасного объекта и пострадавших Тактико-специальное занятие 6
Форма проверки знаний: в ходе проведения опроса или тестирования, а также в ходе проведения учений и тренировок по оценке действия личного состава НАСФ в целом. Проверку знаний личного состава НАСФ должны в обязательном порядке проводить руководитель занятия по ГО и ЧС или командир НАСФ.
III. Заключительная часть
Так как вопрос защиты рабочих, служащих и населения в ЧС мирного и военного времени является главным в работе руководителя организации, города (района), республики, поэтому он должен находиться в центре его повседневной деятельности.
А это значит, вопросу создания НАСФ, их оснащению и обучению, воспитанию высоких морально-психологических качеств и поддержанию их в постоянной готовности к применению должно уделяться самое пристальное внимание.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Дата
корректировки Содержание
корректировки Должность, фамилия и
инициалы производившего корректировку Подпись
8.12.
2015 г. Страница 8, абзац 2:
К аварийно-спасательным работам относятся (ст. 5, № 151-ФЗ):
поисково-спасательные,
горноспасательные,
газоспасательные,
противофонтанные,
аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС,
работы по ликвидации последствий радиационных аварий (ПП РФ от 28.08. 2014 г. N 867),
другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ. Преподаватель
Потехин А.Б.