Металлическая и ионная связь
Якуби С.Н.
учитель химии
Урок №26.
«Ионная связь. Металлическая связь»
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид занятия: Комбинированный урок.
Цель урока: Сформировать представления о металлической и ионной связи.
Задачи урока:
выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов
узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ
обобщить знания о химической связи
Оборудование:
Компьютер, проектор, диск с презентацией.
Методы и приемы: «Знаешь ли ты, что?», «Щадящий опрос», «Мудрые слова»,
«Найди ошибку», «Кластер».
План урока
Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
Актуализация опорных знаний по вопросам.
Повторение опорных знаний о ковалентной связи (полярной и неполярной)
Изучение нового материала:
Закрепление материала.
Ход урока.
1-й этап урока
Вводное слово учителя о цели и задачах урока
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим об ионной и металлической связи. (Слайд 1)
Цели нашего урока: (Слайд 2)
выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов
узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ
обобщить знания о химической связи
2-й этап урока
Актуализация опорных знаний
Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, мы проведем тестирование. Для этого нам необходимо вспомнить предыдущий материал.
1. Опрос учащихся у ПС Д.И.Менделеева.
- где в ПС Д.И.Менделеева расположено семейство:
А) щелочных металлов
В) галогенов
Г) щелочноземельных элементов
Д) халькогенов
2. Как определить какое количество p, n, e расположено в ядре атома элемента?
3. Тестирование (10 -15 минут)
4. Метод «Щадящий опрос»
4. Метод «Знаешь ли ты, что?»
3–й этап урока
ПОВТОРЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ О ТИПАХ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
Вопросы:
Какие типы химической связи вы уже знаете? Метод «Кластер».
Что такое ковалентная связь?
Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?
Теперь давайте выполним следующие упражнения.
Упражнение 1 (Слайд 4)
Запишите схемы образования ионной связи в следующих веществах:
а) CaS
б) MgCl2
в) Na3N
Упражнение 2 (Слайд 5)
Запишите схемы образования ковалентной связи в следующих веществах:
а) N2
б) CH4
в) HF
4-й этап урока
Изучение нового материала
Учитель: Вспомнив все виды связи, познакомимся с ионной связью. Ионная связь образуется при взаимодействии атомов, которые сильно различаются по электроотрицательностям.. Например, типичные металлы – Li, Na, K, Ca, Sr, Ba –образуют ионную связь с типичными неметаллами, в основном с галогенами. (Слайд)
Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.
Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. (Слайд 6) Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.
Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются (Слайд 7), и атомы металлов превращаются в ионы.
Ме0 – n
· Men+
атомы ионы
металла металла
Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.
Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
Объем металла можно изобразить так (Слайд 8). Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.
Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом». (Слайд 9)
Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической. (Слайд 10)
Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь. (Слайд 11)
Ионную связь (происходит образование катионов,
· связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)
Ковалентную связь (основана на обобществлении
·) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.
Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов (Слайд 12), находящихся в твердом и жидком состоянии.
Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью. (Слайд 13)
Например:
Na( + (Na Na : Na Na – Na
Металлической связью обусловлены основные свойства металлов (Слайд 14)
- электропроводность
Электроны движутся в объеме металла беспорядочно (Слайд 15). Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. (Слайд 16) Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.
- пластичность (Слайд 17)
Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.
- металлический блеск
Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg
5-й этап урока
Закрепление материала
Теперь посмотрите на картинку и еще раз проговорите, каким образом образуется связь в металлах. (Слайд 18)
Сейчас давайте заполним обобщающую таблицу «Типы химических связей» (Слайд 19-23)
Тип хим. связи
Между какими атомами возникает
Разность ЭО 2-х соседних атомов
Примеры
ковалентная
полярная
неМе(1) + неМе(2)
<1,7
H2O
неполярная
неМе(1) + неМе(1)
0
Cl2
ионная
Ме + неМе
>1,7
CaCl2
металлическая
Ме + Ме
0
Na
Теперь давайте выполним следующие упражнения.
Упражнение 3 (Слайд 25)
Выберите формулы веществ
а) с ковалентной полярной связью: Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;
б) с ионной связью: HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.
Ответ: (Слайд 26)
а) Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;
б) HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.
Упражнение 4 (Слайд 27)
Найдите лишнее:
а) CuCl2, Al, MgS
б) N2, HCl, O2
в) Ca, CO2, Fe
г) MgCl2, NH3, H2
Ответ:
а) CuCl2, Al, MgS
б) N2, HCl, O2
в) Ca, CO2, Fe
г) MgCl2, NH3, H2
Сначала учащиеся самостоятельно выполняют упражнения в тетради, отдельные ученики комментируют выполнение упражнений, а затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы.
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.
Рефлексия «Сегодня на уроке..»
Домашнее задание (Слайд 28)
Параграф 62, карточки с разноуровневыми заданиями ( раздаются индивидуально).
Источники материала (Слайд 29)
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2007.
Диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атомы и молекулы».
http://www.pereplet.ru/news/index.cgi?id=9208
http://zv.innovaterussia.ru/project/gallery/17091
http://rcio.pnzgu.ru/personal/43/3/2/kristall.htm
http://sci.informika.ru/text/database/chemy/Rus/Data/Text/Ch2_8-1.html
http://him.1september.ru/view_article.php?id=200901205
http://minerals.region-istra.ru/4/2.htm
Рисунок 1Рисунок 115