Презентация по педагогике Понятия способность и одарённость.
Понятие «способность» и «одарённость».Работу выполнила:Белякова Светлана Борисовна,учитель начальных классов,МБОУ «СШ № 31» г. Иваново. 2016 г.
В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. (Приказ №271от 04.02.2010 г.) «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Д.А.Медведев) Актуальность.
Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. (Стефани Дезибур)Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Актуальность.
Одарённые дети – это особые дети, они другие. «Одарённость» – от слова «дар» (дар природы, божий дар). (С. А. Лебедева) Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из землии требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. (В.А.Сухомлинский)Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Из текста «Рабочей концепции одарённости») Понятие «одарённость».
5Одаренность – суммарное, общее личностное свойство человека, состояние и степень выраженности способностей детей. Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (Из текста «Рабочей концепции одарённости») Понятие «одарённость».
Виды одаренности:По широте проявления – общая и специальнаяПо предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), лидерскаяПо интенсивности проявления – повышенная готовность, к обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды)По виду проявления – явная и скрытая (не проявившаяся)По возрастным особенностям проявления – стабильная или преходящая (возрастная)По личностным, гендерным (социально - половым)
Общая одаренность представляет собой широкийдиапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи) От специфической одаренности зависит успех человека вкаком – либо конкретном виде деятельности(математической, музыкальной, художественной)Виды одаренности:
Три категории одарённости детей.1. Одаренность составляет первый уровень развитияспособностей, которым обладают многие дети в начале развитияблагодаря своим индивидуально психологическим особенностями задаткам. Одаренность - высокий уровень выраженностиспособностей, обеспечивающий возможность успешноговыполнения деятельности.
Три категории одарённости детей.2. Талант - это сочетание способностей, дающее человекувозможность успешно, самостоятельно и оригинальновыполнять какую - либо сложную деятельность.Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило,возникает и развивается у той доли одаренных детей, которыеначинают активно обучаться и заниматься деятельностью,способствующей раскрытию их таланта.
Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач педагогики и психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.3. При дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявленияспособностей – гениальность. Гениальность - высший уровень развитияспособностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов,которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они суспехом реализуют себя, а вот гениальность – исключительная редкость, этонашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».Три категории одарённости детей.
Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. Это особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. «Задатки – это семена будущего растения о качестве которых можно судить когда из них что-либо вырастет могут превратиться в способности а могут и не превратиться». (Лебедева С. А.)Понятие «задатки» и «способности».
Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. (Б.М. Теплов). Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.Понятие «задатки» и «способности».
У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или несколькимвидам (отраслям) деятельности. Как раз этуиндивидуальность и надо распознать, направивзатем жизненную практику ученика по такомупути, чтобы в каждый период развития ребёнокдостиг, образно говоря, своего потолка. В. А. Сухомлинский
Какого же ребенка считать одаренным?Одаренными и талантливыми детьми можно считать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:Интеллектуальной;Творческо – продуктивного мышления;Академических достижений (дети которые хорошо учатся в школе);Общения и лидерства;Художественной деятельности;Двигательной;Легкость ассоциирования; Способность к прогнозированию; Высокая концентрация внимания.
Признаки одаренности:Высокие интеллектуальные способности;Высокие творческие способности;Способность к быстрому усвоению и отличная память;Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;Высокую личностную ответственность;Самостоятельность суждений;Позитивную Я – концепцию, связанную с адекватной самооценкой.
Характеристика одаренности детей:Перфекционизм - стремление добиться совершенства в выполнении деятельности.Независимость (автономность) – отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства.Роль семьи: высокие познавательные интересы самих родителей.Взаимодействие со сверстниками и педагогами: высокая адаптация к школьному обучению.Наличие особой системы ценностей.
Сегодня одаренными детьми называют:17детей с интеллектом выше среднего;детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в определённых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Проблемы одаренных детей.Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми:Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.Проблемы одаренных детей.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому многое зависит от родителей — именно они могут создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую-нибудь заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка использовать свои умственные способности.
Одарённые дети – будущее России.«К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...»
Литература.С. А. Лебедева «Личностно-ориентированный поход в развитии и обучении одарённых дошкольников и школьников». Учебные материалы курса по выбору. Изд. 2-е, доп. – Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 86 с.Одарённость и возраст. Учебное пособие/Под ред. А. М. Матюшина, Москва – Воронеж, 2004.Электронные ресурсы:http://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf