Тема: Введение приема вычитания однозначных чисел из двухзначных с пере-ходом через разряд. Проверка сложения и вычитания (2 класс)
Математика
Тема: Введение приема вычитания однозначных чисел из двухзначных с переходом через разряд. Проверка сложения и вычитания
Цель урока: обобщение и систематизирование знаний приемов сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток; формирование понятия о взаимосвязи сложения и вычитания и способах проверки арифметических действий.
1. Закрепить приемы вычитани однозначных чисел с переходом через десяток и развивать умения решать задачи, примеры, совершенствовать навыки устного счета в пределах 20.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
3. Прививать любовь к математике.
Ход урока
Организационный момент.
Отгадайте загадку.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё же попался.. (Колобок)
-Сегодня мы составим математическую сказку о Колобке и научимся решать новые примеры на вычитание.
ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Жили – были дед да баба. Испекла бабушка Колобка и положила на окно остужаться. А Колобок полежал- полежал на окошке и начал решать примеры и задачи.
Устный счет.
1. Дополнение числа до 10.
1. задание: на доске крепится рисунок булочки и около нее запись «10 тенге». Учитель говорит детям: «Мальчик хотел купить булочку, которая стоит 10 тенге, но у него было только 7 тенге. Сколько денег нужно добавить мальчику, чтобы он мог купить эту булочку? У другого мальчика было 9 (4, 5, 6, 8, 3, 2, 1) тенге.
-Какие ответы получил Колобок?
_ Надоело ему лежать, спрыгнул он с окна и покатился по тропинке длинных примеров.
2. Вычисли
12-2-6 14-4-3 13-3-2
12-8 14-7 13-5
- Посмотрите на примеры внимательно. Чем отличаются верхние примеры от нижних? ( в них одно действие)
Придумайте и решите примеры похожие на эти. (Устно)
-Катится Колобок. катится. Докатился до ручья Нерешенных примеров. Задумался Колобок: «Как перебраться через ручей?»
-Давайте построим для него мостик.
3. Игра: «Проверь ответ».
Класс делится на 2 команды. Одна команда придумывает пример, а вторая говорит, как проверить этот пример. Например: 5 + 10 = 15, 15 - 10 = 5, 15 - 5 = 10 и т. д. Проигрывает та команда, которая не смогла 3 раза быстро произвести проверку.
III. Знакомство с новым материалом.
-Перекатился Колобок через мостик , и видит на пути у него много примеров. И начал Колобок думать, как их решить. Примеры оказались новые.
12-5
Давайте подумаем, как решить пример.
-Ребята, кто догадался. Как из 12 яблок вычесть 5?
Будем вычитать по частям. 5 –это 2и 3
Сначала вычту 2, чтобы получить 10.
И вычту оставшуюся часть 3.
Потому что надо вычесть 5, а 5 –это 2 и 3
Читаю ответ: 7
12 без2-это 10. Я знаю. Что 5-это 2и3 (5=2+3)
12-5=12-2-3=7 Значит 12-2=10, а10-3=7
-Как мы вычиталичисло5? (по частям)
-Почему мы сначала вычитали 2? (Чтобы получить 10)
Почему потом вычли 3? ( Потому что надо вычесть 5, а 5 –это 2 и 3)
Составить алгоритм вычисления можно аналогично предыдущему уроку.
Физминутка
Устал наш Колобок и решил отдохнуть.
V. Работа по учебнику и тетради.
-Лежит колобок, а солнышко посылает ему на лучиках новые примеры. Стал он их решать.
Решение примеров стр.24 №3 с объяснением у доски
Лежал Колобок, увлекся решением примеров и не заметил как, подкралась к нему Лиса и говорит: « Колобок, колобок, я тебя съем!»
-Не ешь меня, я выполню все твои задания!
И задала Лиса ему решать задачи. № 5(а,б)
- Прочитайте текст задачи. (а)
К.8на ? больше
Ж-4
8-4=4
Задачу№5 (б) устно
V. Применение полученных знаний и умений.
Справился Колобок с заданием лисы, отпустила она его домой, а чтобы не было скучно в дороге, предложила Лиса Колобку решить примеры № 4 стр.24
- Ребята давайте поможем Колобку.( Дети решают примеры самостоятельно)
- Прикатился Колобок домой и стал вспоминать, что же он сегодня делал?
VI. Итог урока
Контроль и оценка результатов деятельности.
Обсуждение и запись домашнего задания. с.24, №6,7