Рабочая программа элективного курса «Речь. Речевая деятельность»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аннинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы
протокол № 1
от 27 августа 2014г.
Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом при РИМК
Председатель НМС
_____________Хабарова С.Б.
протокол №____
от «___» ___________20___г.
«Утверждаю»
Директор школы
____________Н.О.Корнилова
приказ № 49/2
от 1 сентября 2014г.
Рабочая программа
элективного курса
«Речь. Речевая деятельность»
( базовый уровень)
для 5 «Б» класса
на 2014-2015 учебный год
количество часов в неделю: 0,25
количество часов в год: 9
Составитель: учитель русского языка и литературы
Куренкова Валентина Владимировна
п.г.т.Анна
2014 г.
Пояснительная записка.
Программа предметного элективного курса “ Речь. Речевая деятельность” составлена для обучающихся 5 класса общеобразовательной организации. Данная программа направлена на расширение знаний учебного предмета «Русский язык», входящего в базисный учебный план.
Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.
Задачи:
Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.
Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Нормативные документы:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Образовательная программа МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».
Общая характеристика элективного курса
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии элективного курса целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.
Именно в 5 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.
Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Описание места курса в учебном плане
В Учебном плане элективный курс входит в предметную область «Филология». На изучение данного курса выделены часы из части, формируемой участниками образовательного процесса. Количество часов, отводимых на изучение данного курса, составляет 9 ч/год, 0,25 ч /неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного учебного предмета, курса; система оценивания
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы курса являются следующие умения и качества:
осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы элективного курса являются:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы элективного курса являются:
1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, речевая деятельность, типы и функциональные стили речи, текст.
2. Сформированность следующих умений:
различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;
различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:
пересказывать текст подробно, сжато;
понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Формы организации образовательного процесса: традиционные уроки, лекции, практические занятия.
Современные методы обучения и педагогические технологии:
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
проектно-исследовательская технология.
Формы контроля: практическая работа, тестовая работа.
Система оценивания
Оценивание тестовой работы
Отметка «зачет» - от 60%-100%
Отметка « незачет» - менее 60%
Оценивание практической работы.
Отметка «зачет» - от 60%-100%
Отметка « незачет» - менее 60%
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка «Зачет». Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающего по комплексному анализу текста.
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль за уровнем сформированности речевых навыков и коммуникативно-речевых умений учащихся.
Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.
Лист достижений
ученика (цы) 5 класса
Ф.И. Ученика--------------
Коммуникативно – речевые умения
Входной контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
1.Определять тему текста. Озаглавливать текст
2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам.
3.Ориентироваться в структуре текста
4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства
5. Составлять план (простой и сложный)
6.Определять:а) тип речи;
б) стиль речи
7. Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа)
8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи
9. Извлекать нужную информацию из текста
10.Выразительно читать
Условные обозначения: «-»- навык не сформирован; «*»- сформирован частично; «+»- сформирован; «++»- хорошо сформирован.
Содержание элективного курса
РАЗДЕЛ I. Текст как продукт речевой деятельности.
Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.
План как вид информационной переработки текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Практическая работа № 1. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Практическая работа № 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Практическая работа № 3. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по элективному курсу «Речь. Речевая деятельность» для 5 «Б» класса на 2014-2015учебный год.
Учитель: Куренкова В.В.
№ урока
Дата урока
Тема урока
(тип урока)
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Формы контроля
план
факт
предметные
метапредметные
личностные
4 четверть
Наименование темы, количество часов
1
Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста.
Знать признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка);
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
выделять главную и второстепенную информацию
Знать определение теста, составлять текст. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по Познавательные: работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
2
Что значит говорить и писать на тему?
Определять тему текста;
различать широкие и узкие темы;
соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных;
создавать текст на заданную тему.
Определять признаки текста, озаглавливать тексты.
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи.
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные:
находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; работать с орфографическим словарём, находить в нём информацию о правописании слова.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.
Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу.
3
Главное в тексте - идея, основная мысль
Определять основную мысль текста;
находить ключевые слова и выражения
Разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно выборочный пересказ текста
Регулятивные:
выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
Познавательные:
уметь с большей долей самостоятельности работать с моделями,
соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала
Коммуникативные:
с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Практическая работа
4
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.
Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста
Определять признаки текста, озаглавливать тексты.
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи.
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные:
находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; работать с орфографическим словарём, находить в нём информацию о правописании слова.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.
Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу.
5
План как вид информационной переработки текста
Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного);
соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана
Определять признаки текста, озаглавливать тексты.
С опорой на план передавать содержание текста в устной форме, создавать устное монологическое высказывание, обосновывая свое мнение.
Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные:
давать определение понятиям, строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Осознавать на основе текста нравственные нормы, понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка
Практическая работа
6
Описание как тип речи. Виды описаний.
Знать композиционную схему описания;
называть виды описаний;
находить в текстах описания, аргументировать свой выбор.
Создавать текст по данному началу в письменной форме.
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план действия
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные: коррекция, оценка своих действий.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
7
Повествование. Повествовать – значит рассказывать
Знать композиционную схему повествования;
находить в целом тексте фрагменты повествования;
различать повествование и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и отдельным языковым характеристикам
Уметь выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, готовить рабочий материал, выстраивать композицию.
Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план действия
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные: коррекция, оценка своих действий
Соотносить «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
8
Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать
Знать композиционную схему рассуждения;
находить в целом тексте фрагменты рассуждения;
Различать рассуждение и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и языковым характеристикам;
составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры, формулировать вывод.
Составлять связный монологический пересказ текста близко к исходному в письменной форме, составлять тематическую цепочку
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе.
Появление желания умело пользоваться языком, зарождение сознательного отношения к своей речи
9
Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
Уметь производить элементарный комплексный анализ текста;
работать самостоятельно по заданному плану;
обсуждать и доказывать свою точку зрения в группе
Определять признаки текста, озаглавливать тексты.
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи.
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные:
находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; работать с орфографическим словарём, находить в нём информацию о правописании слова.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.
Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу.
Практическая работа
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащих ся. М., 1992.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1983.
Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 1998.
Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. М., 2002.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.
Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.- 1977.
Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№
Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные технологии.- 2005.-№ 1.
Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
Интернет-ресурсы:
http://www.gramma.ru/ http://www.school.edu.ru/ http://pedsovet.alledu.ru/ http://rus.1september.ru/ http://www.philology.ru/default.htm
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы
Текст
Выпускник научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров,
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 515