Конспект урока по русскому языку на тему «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей».

Тема урока: СЛОЖНЫЕ СЛОВА – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ.
Цели урока:
формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова – имена существительные и имена прилагательные;
развивать орфографическую зоркость, мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.
Организационный момент:
- Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо
Все с улыбкою вздохнём
Наш урок сейчас начнём.
-Так, с чего же будем начинать? (Повторение темы «Сложные слова»)
I.Чистописание (соединительных букв в сложных словах)
- Какие звуки обозначают буквы о, е?
II. Словарная работа.
Игра «Замени одним словом».
– Запишите слова, выделите корень.
а) Лентяй, бездельник, любящий лежать, валяться (лежебока)
б) Любитель книг, чтения (книголюб)
в) Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (путешествие).
-Что общего у всех этих слов? Открываются вопросы (КТО?), (ЧТО?)
- Какую задачу поставим? (Ещё больше узнать о сложных словах.)
- А вот с какими сложными словами мы будем работать, вы узнаете в ходе урока. 
III. - Внимание на экран. Прочитайте слова. 
Самолюбивый, трудолюбивый, слабовольный, тугодум, сердобольный, свободолюбивый, милосердный, добродушный, благородный, великодушный, властолюбивый. - Можно ли эти слова назвать группой?  - По какому признаку? Открывается вопрос (КАКОЙ?) - Для чего эти слова используют в речи? 
- Кто может назвать тему урока?  - Откройте учебники на стр. 112, упр. 137. Прочитайте задание. 
Задание 1: «Объясни значение этих слов»- выполняем в парах. Над словами, значение которых не сможете объяснить, даже помогая друг другу, сделайте пометку «?»- непонятно;  - Значение, каких слов вы не смогли объяснить?  - А как вы понимаете значения слов «милосердный», «сердобольный»?  - Задание 2 выполним в малых группах.
Выпишите слова, которые характеризуют человека с положительной стороны.
Человек должен стремиться воспитывать в себе лучшие качества.
(физкультминутка)
IV. Работа над текстом.
Моего друга з_вут Никита. Мы знакомы много лет. Он мой однокла_ ник.
Никита высокого роста и сп_ртивного тел_сложения. Он голуб_глазый и светлов_лосый. Л_цо всегда ласковое и доброжелател_ное. Никита очень умный, чес_ный и друж_любный. Нам вместе интересно.
Я хоч_ друж_ть с ним ещё очень долго.

1)- Прочитайте предложения про себя.
- Можно ли назвать эту группу предложений текстом?
- Почему? Какого вида он?
2) - Прочитайте вслух.
- Назовите тему текста.
- Придумайте название.
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.
- В какой части текста она находится?

3)Работа с карточкой: самостоятельно вставьте пропущенные буквы (письменно), назовите орфограммы (устно). Проверьте вставленное. Оцените.
4)- Назовите сложные слова.
- На какие группы можно их разделить?
- С какой целью использовались они?
5) Опираясь на текст, самостоятельно сочинить синквейн «Мой друг» (используя сложные слова).
V.Итог. Рефлексия
- Какое новое знание мы открыли? Где можно применить его?
- Кто был любознательным? (отмечаем их работу аплодисментами) Трудолюбивым? Лежебокой?
Домашнее задание
Написать сочинение «Моя мама», используя сложные слова.

15