Игра Мифы Древней Греции


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Мурзинская средняя общеобразовательная школа
Игра по истории
для обучающихся 5 класса
«Мифы Древней Греции»
Составила и провела:
учитель истории
Шалашова Светлана Николаевна.

2014 год
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Древняя Греция».
Задачи:
1) обучающие:
- повторить мифы Древней Греции;
- повторить материал о мифологических и реальных героях;
2) развивающие:
- развивать умение работать в команде;
- учиться проявлять знания в нетрадиционной обстановке;
3) воспитывающие:
- воспитывать уважение к истории Древнего мира;
- воспитывать командный дух у обучающихся.
Форма проведения: игра.
Оборудование:
- дидактический материал (иллюстрации мифов, карточки);
- «черный ящик»;
- компьютер, музыка.
Ход игры
(звучит шум волны)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Слышите шум волны? Мы отправляемся с вами на лодке к берегам Эллады.
(звучит другая музыка – древнегреческая)
Учитель. Вот мы и на месте! Сегодня нам предстоит вспомнить все, о чем мы говорили на протяжении многих уроков.
(обучающиеся делятся на две команды)
Разминка. Блицтурнир.
Немного разомнемся. Я задаю каждой команде по вопросу. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к другой.
1. Назовите самое знаменитое сооружение на острове Крит. (лабиринт)
2. Как звали мифологического героя, который отправился на остров Крит? (Тесей)
3. Кто является автором поэмы «Илиада»? (Гомер)
4. Кто был лучшим воином у греков? (Ахиллес)
5. Кто был лучшим воином у троянцев? (Гектор)
6. Назовите родной остров Одиссея. (Итака)
7. Где находится город Троя? (Малая Азия)
8. Что явилось главной заслугой Солона? (отмена рабства)
9. В честь какого бога проводились Олимпийские игры? (Зевс)
10. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 год до н.э.)
11. Почему греческих богов называли олимпийскими? (жили на горе Олимп)
12. Как звали бога морей у греков? (Посейдон)
13. Как звали покровителя кузнецов у греков? (Гефест)
14. Прекраснейшая из богинь, символ женского обаяния. (Афродита)
15. Чем олимпийские боги отличались от людей? (бессмертием)
16. Кто был вестником богов? (Гермес)
2 конкурс. «Угадай крылатое выражение»
Учитель вносит «черный ящик». Из него поочереди представители команд достают предмет. Нужно назвать крылатое выражение, связанное с этим предметом, и объяснить его.
1. Клубок («Нить Ариадны»).
2. Яблоко (« Яблоко раздора»).
3. Конь («Троянский конь»).
4. Узел – веревка («Гордиев узел»).
3 конкурс. «Кто есть кто»
Учитель. Вы слышали, что в Элладе есть гора
Олимп – лесами крыты склоны,
Вершина снежная, ну а внизу жара,
И греки к той горе несут поклоны!
- Кто живет на горе Олимп?
(боги)
- О богах сейчас и пойдет речь!
На столе лежат карточки с именами героев. От каждой команды требуется один человек. Ваша задача: один участник выбирает имена богов, другой – имена реальных героев. Вывешивают карточки на доске и объясняют, «кто есть кто».
Солон, Геракл, Деметра, Дарий, Посейдон, Ксеркс, Леонид, Афина, Гомер, Прометей, Ахиллес, Геродот, Драконт, Гера.4 конкурс. «Закончи крылатое выражение»
Учитель подходит поочереди к командам и предлагает выбрать из «черного ящика» половинку крылатого выражения. Задача команд: дополнить выражение и найти соответствующую иллюстрацию на доске.
1. Нить (Ариадны).
2. Гордиев (узел).
3. Драконовские (законы).
4. Ахиллесова (пята).
5. Авгиевы (конюшни).
6. Кануть в (Лету).
7. Между Сциллой и (Харибдой).
8. Прометеев (огонь).
9. Яблоко (раздора).
10. Эгейское (море).
11. Лаконичная (речь).
12. 300 (спартанцев).
5 конкурс.
«Если бы герои мифов заговорили…»
Учитель зачитывает высказывания. Задача обучающихся: отгадать, кому могут принадлежать зачитываемые высказывания. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку.
1. «Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек – не птица… Верьте, людям станет подвластно небо!
(Дедал, миф «Дедал и Икар»)
2. «Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!»
(Эгей, миф «Тесей»)
3. «Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!»
(Тесей, миф «Тесей»)
4. «Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии ста лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!»
(Дедал)
5. «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?»
(Прометей)
6. «Все считали моего мужа погибшим, но я не переставала верить, что он жив. Я ждала его целых 20 лет и все – таки дождалась!»
(Пенелопа)
6 конкурс.
«Знаток»
Учитель приглашает по одной девочке от команд. Их задача – угадать, о какой богине идет речь. Отгадать можно с трех попыток.
1 девочка:
1. Богиня мудрости, учит людей искусствам и ремеслам.
2. Защитница городов и крепостей.
3. Непобедимая воительница.
(Афина)
2 девочка:
1. Богиня моря и неба.
2. Олицетворяет красоту и вечную юность.
3. Богиня любви.
(Афродита)
Учитель. Перед вами атрибуты богинь. Вам нужно выбрать атрибуты, подходящие к «своей» богине.
Копье, яблоко, трезубец, колчан, лук, венок из цветов, щит.
Учитель. Я говорю определение, а вы – крылатое выражение.
1. Очень загрязненное место (авгиевы конюшни).
2. Слабое, уязвимое место (ахиллесова пята).
3. Жестокие, унизительные, несправедливые правила и законы (драконтовы законы).
4. Краткое изречение (лаконичная речь).
5. Символ мужества, стойкости, героизма (300 спартанцев).
Подведение итогов игры. Награждение участников.