Выступление на педсовете Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности
Педагогический совет на тему:
"Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочное время"
Подготовила :учитель начальных классов
МБОУ НШ №13
Швец Н.В.
2016 -2017 учебный год
Цели:
способствовать стимулированию творческой активности учителя и ученика на уроке и во внеурочное время.
способствовать созданию учителем образовательной модели по развитию творческого потенциала учащихся.
Функции педсовета: информационные, мотивационноцелевые.
Оборудование: мультимедийный аппарат, экран, конверты с творческим заданием, клей, чистые листы бумаги, ручки.
Ход педсовета
Эпиграф (С.1) Каждый ребенок способен созидать и творить.
Мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам, взрослым, минуты счастья. И собрались мы с вами сегодня обсудить очень важную проблему: как же сделать так, чтобы каждый ребенок нашел возможность развить и проявить свои способности в какой-либо сферах как учебной, так и внеучебной деятельности? Ведь когда мы видим радостные глаза детей, сами ощущаем счастье.Сегодня мы проведем проблемно-деятельностную игру(С.2) «Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочное время.»
В современной психологии существует две точки зрения на творчество:Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.
В Большой советской энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Почему всегда в обществе, а особенно сейчас, остается востребованность творческой личности? Потому что мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний.(С.3)«Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Ф.Рабле.Проанализировав данное мудрое изречение, на нашем педагогическом совете мы ставим следующие цели:( С.4)
1. определить условия и пути развития творческого потенциала личности;
2. способствовать стимулированию творческой активности учителя и ученика на уроке и во внеурочное время;
3. способствовать созданию учителем образовательной модели по развитию творческого потенциала учащихся.
В течение 3 минут Вам необходимо указать:
Факторы, стимулирующие проявление творческой активности;
Факторы, препятствующие развитию творческой активности.
Для этого приготовлены специальные листы.( выслушать ответы)(С.5)
Сейчас мы проведем игру "Собери картинку". На столе в каждой группе лежат: конверт, лист бумаги, клей и ручка. Вы открываете конверт, выкладываете содержимое из конверта, собираете картинку и наклеиваете ее на чистый лист бумаги. ( работа в группе 2-3 мин)
Проверим, получилась "модель" . Как из этой "модели" получить полноценную личность? Впишите эти качества в образные части тела? Время на эту работу 2-3 минуты. /работа в группе/А теперь внимание на экран(С.6), перед вами тоже "модель" человека. Ученые считают, что Личность должна обладать следующими характерными качествами. - Сравните полученную вами "модель" с данным образцом. В какой из групп есть большее совпадение с данным образцом?
Можно абстрактно рассуждать о том, какой должна быть личность, и результаты игры показали, что мнения разные. Модель такого выпускник предлагают нам стандарты образования, но возможно ли это?
Все люди индивидуальны и стандартов быть просто не может, но стремиться к воспитанию именно такой личности мы должны, при этом учитывать, что каждый ребенок индивидуален - это свеча, зажженная на Земле.
Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, педагогу приходится уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы
Для меня, как для учителя 1 класса является проблемой неравномерная подготовка детей с точки зрения владения основными учебными навыкам – чтением, письмом, счётом. Условно их можно разделить на группы: дети с «избыточной готовностью», «слабые», плохо усваивающие школьную программу и интеллектуально-пассивные которых в свою очередь тоже выделяются в две группы – чрезмерно подвижные и чрезмерно медлительные. В мою задачу входит не только обучение ЗУН, лежащей в основе всей дальнейшей учебной деятельности, но и формирование потребности и способности к обучению, осознанного отношения к учебному процессу. Поэтому для выполнения этой задачи передо мной и моими учениками должна стоять цель формирования качеств познавательных процессов, которые необходимы для успешного овладения данным учебным предметом.Чтение – это главное умение человека в жизни , без которого он не может полноценно постичь окружающий мир. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Но, к сожалению, нежелающих читать школьников становится всё больше. В 1 классе это проявляется в нежелании читать, страхе перед самим процессом, в непонимании смысла этого занятия. Главным средством развития является стимулирование внутренней активности учащихся, т.е. мотивацией учения. Помогает решать эту проблему система упражнений развития скорости мышления в процессе техники чтения. Её автор - педагог Валерий Борисович Эдигей .Слияние звуков – гласного и согласного помогает ребёнку знакомиться со слогом, с механизмом слияния звуков, а также с написанием слогов в свободных от букв клеточках (С.7,8,9) . Благодаря большому количеству графических, упражнений, написание букв и слогов становится важным фактором в обучении грамоте. Первоклассники уже знающие буквы, умеющие сливать звуки в слоги, слоги в слова, с интересом работают с анаграммами (С.10). В заданиях следующего уровня нужно не только прочитать слово, но и исключить лишнее, анаграммы классифицированы по разделам: окружающий мир, части речи, состав слова, что позволяет использовать их не только на уроках чтения.( С.11) Постепенно от анаграмм совершается переход к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове предложения указывая заглавную букву и печатая её большой. Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. Методика развивает у детей грамотность, ощущение речи углублённое изучение состава слова и активное конструирование слов. Именно для этого я использую упражнения на соответствие символам (С.12).
При обучении детей математике, важно научить их основным приёмам учебной работы: умению различать «рабочую строку» и клетку на тетрадной странице, умению слушать и понимать ,о чём говорит учитель; умению наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить анализ, а также помочь ребёнку овладеть необходимыми для успешного обучения уровнем пространственных представлений и мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Для достижения намеченного использую разные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка и повысить познавательный интерес. Стараюсь подбирать материал так, чтобы ориентировать на развитие мышления, как логического, так и творческого. Стремлюсь идти: от игрового к учебному, от простого к сложному, от репродуктивного восприятия к творческому самовыражению.Продуктивным считаю в системе преподавания математики метод чередования задач, решаемых разными способами, составление задач,(С.13) различные преобразования, приводящие к упрощению или усложнению. Использую на своих уроках нестандартные задания: задачи в стихах(С.14), логические цепочки(С.15), зашифрованные слова(С.16), арифметические ребусы(С.17).
Работа над выполнением этих заданий даёт хорошие результаты: к концу учебного года у детей наблюдаются не только успешные показатели учебной деятельности, но и выраженный интерес к учёбе.
Внеурочная деятельность в начальной школе – это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности.Задачей внеурочной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации, развитие способностей. В ходе этих занятий должны сформироваться основные личностные черты. Внеурочная деятельность в начальной школе – это важный этап в становлении характера и манеры поведения младшего школьника, поэтому деятельность учителя начальных классов является важной и значительной в данный период, сложный для многих детей.
Экскурсии, проведение праздников, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяю в школе для повышения творческого потенциала детей. Посещение кружков, секций - это одна из форм развития творческих способностей учащихся. В моём классе, кроме трёх учащихся все посещают кружки, секции, муз.школы.
Я считаю, что кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.
Для развитие творческих способностей мои ученики участвовали в конкурсе(С.18) прикладного творчества «Живой пластилин», «Цветная осень» , «Клубок сказок», «В лесу родилась ёлочка», фото конкурс «Преданней собаки» , «Все профессии нужны, все профессии важны».
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
(С.19).Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!