Методические рекомендации по проведению олимпиады по дисциплинам Русский язык и культура речи и Технический русский язык
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Мурманской области
«Мончегорский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
олимпиады
по дисциплинам «Русский язык и культура речи»,
«Технический русский язык»
для студентов II курса очного отделения
Мончегорск, 2016
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией
общих гуманитарных дисциплин
Протокол № ____ от _____________ 200__г.
Председатель ЦК _________И.И. Яковлева
«____» ________________ 200__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по УМР _______________О.В. Першина
«____» _______________ 200__ г.
Автор:
Н.М. Юсупова, преподаватель ГАПУ МО «Мончегорский политехнический колледж»
Цели:
проверить знания, умения и навыки по русскому языку и культуре речи.
Перечень использованных источников:
Баранов, М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. – М., 2002. – 199 с.
Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 382 с. – (среднее профессиональное образование).
Власенков, А.И. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2002. – 103 с.
Гоголь, Н.В. Тарас Бульба. / Н.В. Гоголь. – М., Художественная литература, 2000. – 233 с.
Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с. – (профессиональное образование).
Формат олимпиады по Русскому языку и культуре речи
Содержание задания
Количество заданий
Время выполнения
Максимальное количество баллов
1. Пунктуация
Орфография
1
-
20 мин.
28
16
2. Языкознание
1
5 мин.
1
3. Фонетика
1
15 мин.
7
4. Орфоэпия
1
10 мин.
11
5. Словообразование
1
10 мин.
4
6. Синтаксис
1
10 мин.
8
7. Образование прилагательных
1
10 мин.
4
8. Морфология
1
10 мин.
10
9. Грамматика
1
10 мин.
10
10. Фразеология
1
10 мин.
5
11. Лексика
1
10 мин.
5
12. Нормативность речи.
1
15 мин.
5
ИТОГО:
12
135 мин.
114
Ключи:
Задание № 1
Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Вся любовь, все чувства – всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Её сыновей, её милых сыновей, берут от неё, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюёт хищная подорожная птица, а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось - либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».
Задание № 2
Выберите правильный ответ.
Совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее произносительным нормам современного русского языка, а также раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, называется:
а) фонетика б) орфоэпия в) морфология г) лексикология
Задание № 3
Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в данных словах.
Образец записи: ногти – [к]
Дребезжать [ ж ], депо[дэ], ничего[в], нарочно[чн], жизнь[ы], мягкость[к ], поддаться [д][ц].
Задание № 4
Расставьте ударения в словах:
Феномен, жалюзи, красивее, мизерный, звонят, договор, каталог, обеспечение, диспансер, исчерпать, углубить.
Задание № 5
Выделите морфемы, определите способ образования.
Беззащитный защита (приставочно-суффиксальный);
по – человечески человек (приставочно-суффиксальный);
изысканный изыскать (суффиксальный);
канатоходец канат, ходить (сложносуффиксальный).
Задание № 6
Сделайте синтаксический разбор.
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415.
Задание № 7
Образуйте прилагательные из предложенных сочетаний:
9 миль девятимильный;
278 тысяч двухсотсемидесятивосьмитысячный;
1,5 кг полуторакилограммовый;
1,5 суток полуторасуточный.
Задание № 8
Определите род имен существительных:
13 EMBED Equation.3 1415
Задание № 9
Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа:
Армяне (Армян), узбеки (узбеков), туфли (туфель), помидоры (помидоров), кочерга (кочерег), полотенце (полотенец), простыни (простыней), носки (носков), вафли (вафель), ясли (яслей).
Задание № 10
Объясните значение фразеологизмов:
Море по колено – всё нипочём, ничто не страшно для кого-либо.
Точить лясы – разговаривать без умолку, обсуждать кого-либо.
Внести свою лепту – сделать малый (свой) вклад в осуществление какого-либо проекта или дела.
Тянуть лямку – выполнять тяжёлую, нудную работу или обязанность.
Притча во языцех – предмет всеобщих разговоров, пересудов.
Задание № 11
Определите лексическое значение слов:
Брифинг (инструктаж), брутальный (эффектный, запоминающийся, необычный, яркий), бюрократ (чиновник), вербальный (словесный способ общения), вернисаж (выставка картин).
Задание № 12
Найдите грамматические ошибки и речевые недочеты. Исправьте предложения.
По возвращении в Россию у нее начались проблемы.
Лежавшая на столе книга привлекла мое внимание.
Абориген показал нам дорогу. или: Местный житель показал нам дорогу.
Вдруг началось настоящее светопреставление.
Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
Задание № 1
Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Вся любо_ь все чу_ства всё что есть нежного и страстного в женщине всё обратилось у ней в одно мат_ринское чувство. Она с жаром с страстью с слезами как степная чайка в_лась над детьми своими. Её сыновей её милых сыновей берут от неё берут для того что (бы) (не) увидеть их (ни) когда! Кто знает может быть при первой битв_ татарин срубит им г_ловы и она (не) будет знать где лежат броше__ые тела их которые ра_клюёт хищная подорожная птица а за каждую каплю крови их она отдала (бы) себя всю. Рыдая глядела она им в очи когда всемогущий сон нач_нал уже смыкать их и думала авось (либо) Бульба проснувшись отсрочит денька на два от_езд может быть он задумал (от) того так скоро ехать что много выпил.
Задание № 2
Выберите правильный ответ.
Совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее произносительным нормам современного русского языка, а также раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, называется:
а) фонетика б) орфоэпия в) морфология г) лексикология
Задание № 3
Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в данных словах.
Образец записи: ногти – [к]
Дребезжать, депо, ничего, нарочно, жизнь, мягкость, поддаться.
Задание № 4
Расставьте ударения в словах:
Феномен, жалюзи, красивее, мизерный, звонят, договор, каталог, обеспечение, диспансер, исчерпать, углубить.
Задание № 5
Выделите морфемы, определите способ образования.
Беззащитный, по–человечески, изысканный, канатоходец.
Задание № 6
Сделайте синтаксический разбор.
Она с жаром с страстью с слезами как степная чайка в_лась над детьми своими.
Задание № 7
Образуйте прилагательные из предложенных сочетаний:
9 миль, 278 тысяч, 1,5 кг, 1,5 суток.
Задание № 8
Определите род имен существительных:
13 EMBED Equation.3 1415
Задание № 9
Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа:
Армяне, узбеки, туфли, помидоры, кочерга, полотенце, простыни, носки, вафли, ясли.
Задание № 10
Объясните значение фразеологизмов:
Море по колено, точить лясы, внести свою лепту, тянуть лямку, притча во языцех.
Задание № 11
Определите лексическое значение слов:
Брифинг, брутальный, бюрократ, вербальный, вернисаж.
Задание № 12
Найдите грамматические ошибки и речевые недочеты. Исправьте предложения.
Возвратившись в Россию, у нее начались проблемы.
Лежащая на столе книга привлекла мое внимание.
Местный абориген показал нам дорогу.
Вдруг началось настоящее светопреставление.
Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Root Entry