Тема Познание. Вариант 1. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.


Тема «Познание». Вариант 1.
1. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б.Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о познании?
А.В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б.Познание требует наличия объекта и субъекта познания.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А.К социальным фактам относятся мнения, суждения, оценки людей.
Б.К социальным фактам относятся поступки отдельных людей или действия социальных групп.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о научном познании?
Теоретические научные знания
А.фиксируются в виде законов.
Б.помогают объяснять и предсказывать явления.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б.Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Методы познания Характеристики
... Целенаправленное систематическое восприятие явлений
окружающего мира
Выдвижение
гипотез Выдвижение догадок, предположений для объяснения
фактов, не укладывающихся в прежние теории
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Свойства истины Характеристики
... характер Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
Объективный характер Независимость от познающего субъекта и его сознания
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация.
9. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А)  знание является побочным продуктом практической деятельности
Б)  знание существует в форме художественных образов
В)  знание раскрывается в процессе повествования
Г)  знание является результатом целенаправленной деятельности
1)  миф
2)  наука
3)  обыденное знание
4)  искусство
10. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
А)  доказательство положений
Б)  сбор фактов
В)  описание наблюдаемых явлений
Г)  формулирование научной проблемы
Д)  выдвижение гипотез
1)  эмпирический
2)  теоретический
11. Теорема Пифагора – одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
2) Она сложна для самостоятельного изучения.
3) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
4) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
5) Её открытие произошло на основе полученного опыта.
6) Она изложена специальным языком математики.
12. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
13. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания.
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс __________ (А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – __________ (Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и __________ (В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся __________ (Г). Другая ступень познавательного процесса – __________ (Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, __________ (Е), умозаключения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) образ
2) рациональное познание
3) эмоциональное
4) представление
5) познание
6) суждение
7) теоретическое
8) чувственное познание
9) смысл
15. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. 
Наука и научное познание.
<...> Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <...>
 (Спиркин А.Г.)
1. Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса.
2. Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).
2. Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований
4. Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.