Доклад на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством передачи фольклорно – этнического опыта в условиях компактного проживания эвенов»
Доклад на тему:
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством передачи фольклорно – этнического опыта в условиях компактного проживания эвенов»
Воспитатель Горохова Т.И.
с.Оленегорск
март 2006 г.
Начавшийся в стране в конце 80х годов подъем национального самосознания затронул малочисленные народы Севера. Важной составной частью этого процесса стала Концепция национальной школы. И тогда в нашем дошкольном учреждении началась работа по сохранению языка и культуры эвенского народа. Это был год 1989. Надо сказать, что я тогда только закончила Якутское педучилище № 2. Инспектор – методист РОНО по дошкольному образованию Семенова Айталина Николаевна сказала мне, что я, если владею эвенским языком, то обязана начать работу по изучению языка и культуры эвенского народа в своем детском саду. Из методической литературы на руках была только «Программа и хрестоматия по развитию речи для детей эвенских дошкольных учреждений» (автор Х.И.Дуткин, научный сотрудник Института Языка и Литературы, выходец из Аллайховского района).
Существовавшая система народного образования недостаточно проявляла заботу о сохранении национальных языков, приобщении молодежи к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям и обычаям, формировании у подрастающего поколения национального самосознания и человеческого достоинства. В результате этого появилось поколение эвенов, юкагиров, чукчей, не знающее своего родного языка, обычаев, истории, культуры своего народа. Молодежь отошла от духовных ценностей родного народа, что привело к деформации сознания наций. В результате многолетнего совместного проживания с якутами и представителями других народов не только утратили родной язык, но и постепенно изменили уклад жизни. Большинство родным языком считали якутский. Этот фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Перед нами, воспитателями, стала задача, как возродить национальные традиции и обычаи эвенов, не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, сохранить и преумножить, передать их будущим поколениям. Чтобы вызвать интерес детей стали опираться на народные традиции, национальную культуру, игровые моменты, фольклор (устное народное творчество) и на природу родного края.
Эвены – один из древнейших народов мира. История эвенов представляет собой, образно говоря, бесконечное кочевье по тропе выживания, край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы.
Хочу немного рассказать о воспитании в семье эвенов.
Общеизвестно, что воспитание чувств, характера, воли детей происходит в основном в повседневной семейной жизни, а у эвенов до недавнего времени еще в кочевых условиях в процессе взаимоотношений родителей с детьми. Первую роль в воспитании детей у народностей Севера, в том числе и у эвенов, играют родители, сначала мать, бабушка, глава семьи – отец, а также старшие по возрасту брат или сестра.
Мать (эньэ) – самый близкий и родной человек для ребенка не только потому, что она его родила. Мать первой берет ребенка на руки, он получает от матери ласку, любовь, нежность. Бабушка (упэ) – это второе главное лицо, одна из главных наставниц молодежи. Бабушка, умудренная большим жизненным опытом, воспитавшая и вырастившая мать или отца ребенка, с особым чувством любит внуков.
Отец (ама) – глава семьи, не менее заинтересован в воспитании и обучении своих детей. Правда, из-за особенностей своих занятий, образа жизни мало сталкивается дома с ребенком. Он большую часть времени проводит на хозяйственных работах, в оленеводстве, на охоте или рыбалке. Но он, как глава семьи, обязан и призван воспитывать себе смену. Отец более близок к мальчикам, приучает их к посильному физическому труду, охоте, рыбалке. Дедушка (кя5а) – один из уважаемых, почетных людей в семье. В нем видят хороших, справедливых и сердечных людей. Отличительная черта характера многих бабушек и дедушек – это трудолюбие, доброжелательность, от них можно научиться всему.
Эвены воспитывают детей в активной деятельности. С раннего возраста каждый ребенок приобщается к труду, за каждым закрепляются определенные обязанности. Мальчики охотятся с 10 лет, учатся законам тундры, перенимают у отца навыки изготовления снастей для рыбной ловли, охоты, оленеводства. Девочки обрабатывают шкуры, шьют одежду, украшают бисером национальные костюмы.
Высокие нравственные качества и гуманистические чувства воспитываются у детей на положительном опыте старшего поколения. Старики охотно передают свои знания, опыт подрастающему поколению. Их слова, советы и поучения воспринимаются как должное, как руководство к действию. От них молодежь перенимает такие замечательные качества, как доброта, честность, прямота, человеколюбие. Нравственно воспитанный ребенок никогда не вступает со старшими в споры, пререкания.
Одной из отличительных особенностей черт характера у народностей Севера, в том числе и у эвенов, считается честность и доверчивость. До недавнего времени они вовсе не пользовались замками, ключами. Юрты, чумы никогда не запирались, и никто в них ничего не трогал.
В числе нравственных устоев, свойственных эвенам нельзя не отметить скромное поведение. Каждая эвенская семья старалась детей воспитывать порядочными, терпеливыми, выдержанными. В результате иногда наблюдается даже некоторая малоразговорчивость и застенчивость, особенно у девушек. Так, девушки – эвенки никогда первые не вступят в разговоры с незнакомыми людьми, не будут бросать реплики проходящим, громко смеяться на улице и т.п. Эти качества облагораживают, оберегают от возможных нарушений норм этнопедагогики эвенов, однако, нередко их считают проявлением дикости поведения, нелюдимости, это все из-за незнания национальных черт характера эвенов и этнопедагогики эвенского народа.
Отличительными чертами высоконравственного, гуманистического характера у эвенов издавна признается их щедрость, приветливость и гостеприимство. Гостеприимство не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры, развивает чувство дружбы и взаимопомощи, имеет большой воспитательный смысл, а именно, необходимость почитать людей, прибывших издалека или просто зашедших навестить соседа.
Родители прививали своим детям чувство жалости и к людям, и к животным. Народная мудрость и жизненный опыт породили неписаные законы: не смейся над престарелыми, инвалидами, не смейся над чужой бедой, внимательно, не перебивая, слушай рассказы пожилых людей и т.д. Животных, особенно домашних, не разрешается толкать, пинать. А если случалось такое, то это считалось большим грехом – нельзя обижать бессловесное животное.
Изучение, обобщение и распространение опыта народной педагогики в области нравственного воспитания и применение в жизни является задачей первостепенной важности. По нашему глубокому убеждению, в условиях возрождения народностей Севера опыт народной педагогики должен стать достоянием всех слоев общества, будь то родители, дошкольное учреждение, школа, общественные и государственные организации. Так как для воспитания детей с первого дня рождения необходимы, прежде всего, знания национальных особенностей народа.
В нашем детском саду работа по изучению языка и культуры эвенского народа ведется, основываясь на типовую «Программу воспитания и обучения в детском саду» с учетом возрастных особенностей. Целью нашей работы является возрождение языка, который утрачивается, сохранение, развитие культуры. Потребность возрождения эвенского языка, развитие национальной культуры, сохранение самобытности эвенов определили основной принцип педагогической деятельности, развитие активной личности на основе традиций народной педагогики.
В своей работе мы стараемся использовать любую возможность, что может помочь нам в решении нашей первостепенной задачи.
Встречи с носителями эвенской культуры, организация выставок народного творчества, разучивание народных танцев, песен, легенд – все это проводится целенаправленно, из года в год дополняется, усовершенствуется. Во время встреч со старейшины рассказывают сказки, легенды, поют национальные песни. Мастерицы показывают свои изделия, рассказывают об особенностях того или иного национального орнамента. Ведь каждый рисунок очень своеобразен, интересен по содержанию. Например, по орнаменту на одежде, манере шитья узнавали необходимые сведения о человеке: характер, принадлежность к племени, социальное положение и т п.
Народные традиции, обычаи, обряды, народный фольклор используются как воспитывающее воздействие на детей. В них отражается ценный опыт нравственного воспитания, нормы морали.
Успех в обучении и воспитании обеспечивается при оптимальном взаимодействии всех заинтересованных сторон: дошкольное учреждение, родители, школа, общественность. Одним из примеров успешного сотрудничества является открытие в 2004 – 05 учебном году в нашем селе этнокультурного центра «Нолтэнкэ», целью которого является возрождение национального самосознания. В условиях компактного проживания, где нет больших культурных и спортивных сооружений, кроме школы, клуба, где большинство населения живет в ветхих деревянных домах без благоустройства, этот поиск стал тем коллективным творческим делом, которое сплотило все население нашего села.
Структура его такова:
Школа – ДОУ – ДМШ – население
Начали с утверждение совета, выбрали направление, поставили конкретные задачи:
Привлечение детей к изучению прошлого наших народов на примере жизни и труда своих родителей и близких.
Воспитание любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, гуманного отношения ко всем людям труда.
Повышение уровня социальной активности родителей и ответственности семьи за воспитание детей, обучение их методом и формам семейного воспитания.
Создание этноцентра сразу дало положительные результаты, появилась заинтересованность всего населения, среди активных участников оказались и люди ранее пассивные.
Таким образом, немалая часть проблем нравственного воспитания в семье может быть решена при ознакомлении с интересными для детей традициями, обычаями, этапами жизни родителей и других людей, показывающими примеры не только героизма в трудные годы, но и доброты, милосердия друг к другу, добрососедства, сотрудничества и дружбы с людьми любой национальности.
Наше ДОУ продолжает действовать, приобщая новые поколения дошкольников к извечным человеческим ценностям: добру, справедливости, честности, любви и уважению к матери, отчему дому, Родине.
Используемая литература:
Типовая «Программа обучения и воспитания детей в детском саду»
Журнал «Северные просторы»
Доклад Винокуровой М.Е. «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре эвенов»
Программа и хрестоматия по развитию речи для эвенских дошкольных учреждений и родителей, ведущих кочевой образ жизни» Х.И. Дуткин.
Журнал «Народное образование»
План работы ДОУ «Нимкан»
2004 – 2005 учебный год
1.Принять участие в разработке и положения ЭЦ «Нолтэнкэ»
ноябрь
2. Открытие ЭЦ «Нолтэнкэ»
декабрь
3. Знакомство с обычаями и традициями малочисленных народов Севера
- встреча Солнца январь
- игры предков апрель
- зов тундры «Дялнюн умутты эвиддэп» (играем вместе с семьей) май
- декада « От здоровой семьи к здоровому обществу» февраль
в течение года
по плану руководителя кружка «Край мой северный»
4. Ознакомление с национальной домашней утварью, нац. кухне, охотничьими промыслами, оленеводством
в течение года
воспитатели
5. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей и мелодистов
в течение года
- месячник родного языка
- конкурс юных чтецов
6. Выставка прикладного искусства
апрель
7. Разучивание танцев, песен, национальных мелодий, национальных игр
в течение года
муз.рук., физрук.
8. Школа для заботливых родителей.
В течение года
По плану завед.ДОУ
9. Составление генеалогического древа семей ДОУ
в течение года
10. Отчет и анализ работы ЭЦ «Нолтэнкэ»
май
План работы ДОУ «Нимкан»
2005 – 2006 учебный год
1.Разработка структуры и положения
ноябрь
2. Подготовка к республиканскому семинару
в течение года
3. Знакомство с обычаями и традициями малочисленных народов Севера
в течение года
- «Праздник Налима» - соревнование по подледной рыбной ловле подг.группа
октябрь
- Эвинэкэл (Национальные игры)
4. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей, мелодистов.
- конкурс запевал народного танца «hээдьэ»
5. Обучение основам шитья из меха, шитья нац. одежды, развитие умений ручной работы по украшению одежды орнаментом, узорам.
Родители: Слепцова А.Н.
Трофимова С.М.
В течение года
6.Разучивание танцев, песен, национальных игр.
В течение года
7. Конкурс «Гудей асаткан» - конкурс для девочек
март
8. Беседы для родителей:
- Основы ЗОЖ
- Мир моих увлечений и моей семьи
- Уроки предков в воспитании детей в семье (обмен опытом)
- Декада «Нравственность – залог здорового образа жизни»
ноябрь
9. Сбор материала по духовной культуре эвенов – старейшин нашего села: носителей эвенской культуры.
- Едукина Д.В.
- Щелканова А.Г.
- Трофимова Х.М.
10. Ознакомление и обучение традиционным видам снаряжения оленевода, рыбака, охотника.
В течение года
11. Отчет и анализ работы ЭЦ «Нолтэнкэ»
сентябрь
15