Культура разговорной речи. Невербальные средства общения
Подробный конспект урока изучения и первичного закрепления новых знаний.
Класс: 11
Тема урока: Культура разговорной речи. Невербальные средства общения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая задача урока: дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни; способствовать формированию литературной разговорной речи; совершенствовать культуру русской речи
Технологическая карта
Методическая информация
Тип урока Урок изучения нового материала.
Цель урока
дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни; способствовать формированию литературной разговорной речи; совершенствовать культуру русской речи
Задачи урока
закрепить нормы произношения слов
воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики
Используемые педагогические технологии, методы и приемы технология критического мышления, здоровьесберегающие, театральные технологии
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40 мин.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока правильно произносить слова;
уместно использовать фразеологические обороты;
знать невербальные средства общения;
анализируя тексты, находить невербальные средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль, взаимоконтроль
Необходимое оборудование и материалы компьютер, проектор, экран, электронная презентация к теме «Невербальные средства общения. Культура разговорной речи», видеосюжет («Тихий Дон»)
Подробный конспект урока изучения нового материала «Невербальные средства общения. Культура разговорной речи»
Ход и содержание урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Время Используемые ресурсы и средства обучения
Организационный момент
Мотивация
Постановка цели урока в начале или в процессе урока Здравствуйте. Я рада видеть вас всех! Надеюсь, что тема нашего урока окажется нужной и полезной для вас. Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
(фрагмент фильма по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)
Мы продолжим изучение разговорной речи. И тема урока у нас сегодня «Невербальные средства общения. Культура разговорной речи».
Что мы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?
Посмотрим на цели урока. Слушают, отвечают на вопросы.
Эмоциональная готовность класса к началу урока.
Проявляют познавательный интерес учащихся к материалу урока.
Ответы детей
( что включает в себя невербальное общение, для чего нужна культура разговорной речи?) 2 мин Слайд
Слайд
Слайд
Актуализация опорных знаний
(фронтальная работа)
На прошлом уроке мы говорили о признаках разговорной речи, назовите их.
Назовите характерные языковые средства разговорной речи:
слова с эмоционально-экспрессивной окраской (неодобрительные, иронические, ласкательные),
суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения…(-к-, ушк-, ша идр.)
глаголов больше, чем существительных, личные местоимения и частицы(ну, вот, ведь)
неполные, вопросительные и побудительные предложения
порядок слов свободный
безличные предложения.
Вспомните основные жанры разговорной речи
Устная речь
Беседа
Разговор
Спор
Рассказ
История
Письменная речь
Письмо
Записка
Дневник
Компьютерное общение на форумах и в чатах
SMS-сообщения по мобильной связиНеофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм, преобладающая форма общения
Ответы учеников. 4мин Слайд
Слайд
Слайд
Изучение нового материала
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
(групповая работа)
(взаимоконтроль)
(самоконтроль)
Работа с учебником.
(групповая работа)
(фронтальная работа)
Динамическая пауза
(фронтальная работа)
Закрепление изученного материала и отработка конструкторско-творческих навыков
Разно уровневые задания
Контрольно-рефлексивный блок
Подведение итога урока. Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока: « Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык…» - писал А.Н.Толстой.
Как вы понимаете слова известного писателя?
Что значит для вас культура?
Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка в устной речи
А что входит в нормы устной речи? (нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы и уместное употребление слов, например, фразеологических оборотов).
Как вы считаете, чья речь воспринимается лучше, произнесенная по нормам современного литературного языка или неправильная речь - на бытовом уровне.
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. Разделимся на 6 групп.
Ваша задача: в течение минуты расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу
Прочитайте данные предложения, соблюдая орфоэпические нормы.
1) Розовые банты красивее белых. Я балую своих детей. Мы вам позвоним. Подписан коллективный договор. Мы хотим купить товар оптом на оптовом рынке. Будем работать с каталогом. Когда наконец включат свет?
2) Купила в бутике мягкий пуловер. Договор заключат в начале будущего квартала и позвонят нам. Пусть будет по-вашему, вы правы. Вы любите суп со щавелем? «Мещанин во дворянстве — пьеса Мольера. Полиграфия.
3) Какие красивые жалюзи! Ты сам откупориваешь банку огурцов? Уже откупорил. Я сварила борщ со свеклой. Свекла очень полезна. Где у вас мусоропровод? Ревень и щавель хороши в пирогах. Люблю кисель из ревеня, а суп из щавеля.
4) Я забронировал билеты. Пригубить вино. Победитель уехал без приза. Нам было завидно и обидно. Это был ресторанный завсегдатай. Нет одной двери. Шишки кедровые, еловые, сосновые. Дергать за косу, таскать за косы.
5) Нас уведомят о начале заседания. Вы мне перезвоните. Форзац учебника. Характерный почерк. Штемпель на конвертах. В нашем подъезде покрасили лифты. Сотрудника решили премировать и командировать за рубеж. Это мой названый брат.
6) Сосредоточение войск противника. Сливовое варенье. Жевать жвачку. Крестный ход — торжественное шествие вокруг храма. У обеих сестер шарфы цвета электрик. У меня нет туфель.
Кто готов? Ваша задача - произнести слова по орфоэпическим нормам, а остальным исправить ошибки, если есть.
А сейчас самопроверка. На слайде вы видите правильный ответ.
Сопоставьте свои ударения с ответом. Все ли правильно вы отметили?
К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты
Например, фразеологические обороты - часть культуры нашего народа, они должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий). В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что вам сдавать ЕГЭ, где есть задания, требующие знания фразеологизмов. Я предлагаю группам выполнить упражнение 488:
Напишите число, классная работа. Выпишите по группам
Выписать фразеологизмы древнегреческого происхождения
Отражающие языковые представления наших предков-славян
Связанные с историей нашего ОтечестваФразеологизмы, отражающие осмысление событий, описанных в Евангелии
Фразеологизмы, отражающие отношение к различным качествам человека
Фразеологизмы отражающие особенности ремесла, рода занятий
Проверим. Что означают фразеологизмы?
Что же нужно, чтобы звучала разговорная культурная речь?
(правильно произносить слова, ставить ударения в словах, уместно употреблять фразеологические обороты)
Наряду с вербальным общением есть невербальное общение.
Что значит невербальное общение?
НЕВЕРБАЛЬНОЕ общение — общение без помощи речи.
Что относится к невербальному общению?
(выражение лица;
телесные движения (позы, жесты);
перемещение в пространстве;
взгляд;
тактильные ощущения.
Жесты, мимика, телодвижения - «язык движения»).А где мы встречаемся с языком мимики и жестов в нашей жизни?
( В спорте, строительстве, морском деле, азбуке глухонемых, дирижирование, подсказки на уроках).
От 60 до 80 % информации в обычном, повседневном общении человек передает и принимает невербально.
Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна.
И каждое движение – показатель внутреннего состояния человека: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.
Чтобы доказать связь психики и тела, проведем эксперимент.
Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости.
Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.
Что, по-вашему, означает
постукивание пальцами по рукоятке кресла (свидетельствуем о нервном напряжении).
сжатые в замок руки (о закрытости).
«пожимание плечами» - отсутствие чего-нибудь
кивок головой « нет», «да»;
поднятая рука - «Внимание!». «Тихо!», (приветствие).
почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться;
преобладание согласных в речи «сосед сопит перед обедом» Жил-был жук. Жук был мал. Он грыз бук. Пил. Ел, спал. Бук был тверд - жук был горд: ( о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик”).
преобладание гласных «Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою…»
В общении необходима мера, «золотая середина»: полная неподвижность движений выступающего утомляет, как и чрезмерная подвижность отвлекает от смысла речи.ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫСТУПАЮЩЕГО.
1. Излишняя жестикуляция мешает восприятию речи. Невыгодно выглядит оратор, который не знает, куда девать руки.
2. Некультурно стоять перед аудиторией подбочинясь или садиться на край стола.
3. Не поправляйте галстук, воротничок, не крутите пуговицу и не поправляйте свою прическу.
4. Не ходите взад и вперед перед слушателями: они начинают следить за вашим движениями, поворачивать головы, а не следить за вашей речью.
5. Не хмурьте брови, не прищуривайте глаза — улыбайтесь приветливо, но не кокетливо.
6. Не поглядывайте в окно, на дверь, себе под ноги. На собеседников смотрите не как на пустое место. Дорожите вниманием аудитории!
7. Не стойте, расставив ноги, и не переминайтесь с ноги на ногу.
8. Не сидите перед слушателям, разваливаясь в кресле, в расслабленной позе.
А сейчас закрепим наши знания.
Индивидуальная работа.
Определить художественное произведение, из которого взят отрывок. Проанализировать все средства невербальной коммуникации, использованные в тексте. Выделите в тексте ключевые слова = действия, жесты, мимика.
«Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукой у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.
— Да, да, — закивал тот головой, — да, непременно.
Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения и значительно ударил себя в грудь».«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское (рукопожатие), он три раза по-русски, поцеловался с ним, то есть, три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: „Добро пожаловать“. Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман».
«Пьер с Анной Михайловной, проходя мимо, невольно заглянул в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Василием. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна выскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее. Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василий, был так несвойственен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу. Анна Михайловна не выразила удивление, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как бы показывая, что всего этого она ожидала».
А сейчас остальные представим себя актерами театра пантомимы.
Пантомимы на темы:
в столовой;
в ожидании автобуса
3) проводы гостей;
4) подсказка на уроке;
Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.
5)
- Дай списать ПЛЗ?- Перебьёшьсо!- Ну пожалста!..- Нефиг!- Тож.
6)
- Приф.- Здрасть.- Как делы?- Норм, а у тя?
При написании SMS помните правила русского языка и культуры речи.
Кто готов, предлагаю выступить.
Какой вывод по сегодняшнему уроку сделает каждая группа?
Вывод:
В художественной литературе используются слова-движения, которые передают душевное состояние, мысли главных героев.
Благодаря жестам, мимике мы можем понять то, что хочет сказать собеседник.
Независимо от стиля речи, даже в разговорном необходимо использовать нормы литературного языка.
Необходимо уместно использовать фразеологические обороты.
Общаться, соблюдая нормы устной речи.
Американский писатель Кристофер Морли писал: « Чтобы стать хорошим собеседником, существует одно — единственное правило — научиться слушать».
И самое главное. Какое бы общение не состоялось — вербальное или невербальное, не следует забывать о том, что нельзя переигрывать.
И ещё одно средство есть в нашем распоряжении – улыбка.
Улыбка самому себе не нужна. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко.
Это ужасно, если тебе за один день никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.
Улыбка — это тоже одно из средств невербального общения. Улыбайтесь и будьте счастливы.
Оценки за урок. (культуру поведения, речи, одежды)
1) Розовые бАнты красивее белых. Я балУю своих детей. Мы вам позвонИм. Подписан коллективный договОр. Мы хотим купить товар Оптом на оптОвом рынке. Будем работать с каталОгом. Когда наконец включАт свет?
2)Купила в бутИке мягкий пулОвер. ДоговОр заключАт в начале будущего квартАла и позвонЯт нам. Пусть будет по-вашему, вы прАвы. Вы любите суп со щавелЁм? «МещанИн во дворянстве» — пьеса Мольера. ПолиграфИя.
3) Какие красивые жалюзИ! Ты сам откУпориваешь банку огурцов? Уже откУпорил. Я сварила борщ со свЁклой. СвЁкла очень полезна. Где у вас мусоропровОд? РевЕнь и щавЕль хороши в пирогах. Люблю кисель из ревЕня, а суп из щавЕля.
4) Я забронИровал билеты. ПригУбить вино. Победитель уехал без прИза. Нам было завИдно и обидно. Это был ресторанный завсегдАтай. Нет одной двЕри. Шишки кедрОвые, елОвые, соснОвые. Дергать зА косу, таскать зА косы.
5)Нас увЕдомят о начале заседания. Вы мне перезвонИте. ФОрзац учебника. ХарактЕрный почерк. ШтЕмпели на конвертах. В нашем подъезде покрасили лИфты. Сотрудника решили премировАть и командировАть за рубеж. Это мой назвАный брат.
6) СосредотОчение войск противника. СлИвовое варенье. Жевать жвачку — [жв], не [жэв] КрЕстный ход — торжественное шествие вокруг храма. У обеих сестер шАрфы цвета электрик. У меня нет тУфель.
После выступления одной группы остальные высказывают свое мнение, все ли правильно выделили ударения.
1)Фразеологизмы, связанные с историей нашего Отечества
Шемякин суд (устар. разг.) — несправедливый и пристрастный суд, разбирательство. Полагают, что в этом словосочетании дошла до наших дней недобрая память о жестоком и коварном галицком князе Дмитрии Шемяке, который в ХV веке добился власти, предательски ослепив законного московского князя Василия.
Ванька-каин (разг.) — выражение связано с историей жизни Ивана Осипова, знаменитого вора, разбойника и московского сыщика. Будучи крепостным человеком купца Филатьева, Иван бежал от него, был схвачен и возвращен обратно. За донос на своего барина получил свободу и пристал к ворам. Вначале он промышлял в Москве, потом бежал на Волгу, там примкнул к шайке. В 1741 году явился в Сыскной приказ, чтобы сделаться сыщиком; несколько раз подкупал Сыскной приказ, полицию и сенатскую контору. Был наказан кнутом и сослан в Сибирь. Выражение стало применяться по отношению к человеку, способному на предательство и измену.
Малюта Скуратов — думный дворянин, любимый опричник царя Иоанна Грозного. Участвуя почти во всех злодеяниях Грозного, он задушил в 1569 году митрополита Филиппа. Память о Малюте Скуратове и его злодеяниях сохранилась в народных песнях, его имя стало нарицательным названием злодея.
Гришка Отрепьев — дьякон московского Чудова монастыря, выдававший себя за сына Ивана IV — Дмитрия.
2)Фразеологизмы древнегреческого происхождения
Бездонная бочка происхождением фразеологизм обязан греческим мифам: 49 дочерей царя Даная убили своих мужей по приказанию отца после брачного пира, за что были наказаны богами: в Тартаре (аду) они вечно стараются наполнить водой бездонную бочку, в которой не удерживается ни одной капли. «Бочкой Данаид» или «бездонной бочкой» мы называем всякую бесцельную, нескончаемую работу.
3)Фразеологизмы, отражающие осмысление событий, описанных в Евангелии
Иудин поцелуй (книжн.) — предательский поступок под маской любви и дружбы (по евангельскому сказанию об Иуде, поцеловавшем Христа и тем самым выдавшем его первосвященникам).
Фома неверующий — о человеке, которого трудно заставить поверить чему-нибудь, обычно очевидному (по евангельской притче об апостоле Фоме, который не поверил словам о воскресении Христа).
4)Фразеологизмы, отражающие отношение к различным качествам человека
Аника-воин (разг. ирон.) — неудачливый вояка. Имя Аника выбрано неспроста — по-гречески «а» — отрицание, «Ника» — «победа».
Сахар медович (разг.) — о льстивом, вкрадчивом, сладко говорящем человеке.
Мокрая курица (разг.) — о жалком на вид человеке. Как мокрая курица ведет себя кто-нибудь (вяло, безвольно).
5)Фразеологизмы отражающие особенности ремесла, рода занятий
Втирать очки (разг.) — обманывать, вводить в заблуждение (здесь очко — значок на игральной карте или кости, обозначающий ее достоинство в игре).
Сбоку припека (прост.) о ком-, чем-нибудь лишнем, ненужном, совершенно постороннем. Припека (припек) у пекарей — пригоревшие кусочки теста, прилипающие снаружи к хлебным изделиям.
6)Отражающие языковые представления наших предков-славян
Перст указующий — о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица (высок, и ирон.). Перст (устар.) — то же, что палец.
Мхом поросло (разг.) — чуждаясь людей, одичать, закоснеть.
Первая рука — узнать, получить сведения из первоисточника, непосредственно от кого-нибудь.
С рук долой (разг.) — избавиться от кого-, чего-нибудь.
Тарабарская грамота (разг.) — нечто бессмысленное и непонятное.
Сон в руку (разг.) о сбывшегося сне.
Посмотрел, указал, сделал знак рукой, взглянул, закивал, опустил глаза, встряхнулся, ударил себявынул красивую руку, европейское (рукопожатие), по-русски поцеловался, прикоснулся своими душистыми усами до его щек, Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан
заглянул, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад, княжна выскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью,
Жест этот был страх, выразившийся на лице князя Василий
Анна Михайловна слегка улыбнулась и вздохнула, как бы показывая, что всего этого она ожидала
Дай списать, пожалуйста
Не желаю
Ну, пожалуйста!
Нечего делать!
И я также сделаю!
Привет
Здравствуй!
Как дела?
Хорошо, а у тебя?
Ответы детей.
Вывод:
В художественной литературе используются слова-движения, которые передают душевное состояние, мысли главных героев.
Благодаря жестам, мимике мы можем понять то, что хочет сказать собеседник.
Независимо от стиля речи, даже в разговорном необходимо использовать нормы литературного языка.
Необходимо уместно использовать фразеологические обороты.
Общаться, соблюдая нормы устной речи.
3 мин
2мин
3 мин
1 мин
4мин
2мин
2мин
3мин
2мин
2мин
5мин
2мин
2мин
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Домашнее задание Подготовить письменный ответ на вопрос: «От чего, на наш взгляд, зависит успешность делового общения?».
На «5»:
- Передайте содержание сегодняшнего урока русского языка в письме, адресованном вашему другу - сверстнику.
Попробуйте обосновать выбор языковых средств.
1 мин Слайд