Доклад на тему Активизация речи старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности через использование игровых приемов
Активизация речи старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности через использование игровых приемов.
Т.А. Тутаева, воспитатель ГККП «Ясли-сад №11»
г. Павлодар
Поиск новых форм и методов обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребенка – актуальные задачи педагогов дошкольного образования. Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре дают возможность использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности. Значение рисования, лепки, аппликации, конструирования для всестороннего развития и воспитания велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Применение игровых приемов в технологической карте занятий по изобразительной деятельности значительно активизирует речевые и творческие возможности детей. Игровые приемы обучения должны быть направлены как на решение дидактических задач, так и обладать признаками настоящей игры. Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например: «Сегодня, вы будете художниками на фабрике посуды». В процессе использования игрового приема может увеличиться количество игровых задач, то есть происходит развитие игрового замысла. Важнейшим признаком игровых приемов являются игровые действия, с помощью которых решается игровая задача.
Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, рисование (лепка) предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д. Структурно каждое занятие состоит из трех этапов: первый – мотивационно-побудительный – организует процесс формирования замысла, второй – организационно-поисковый – его выполнение, третий – рефлексивно-коррегирующий – анализ и оценка детских работ. Каждый из этих этапов направлен на решение специфических задач, которые определяют особенности применения игровых приемов обучения.
Методика использования игровых приемов в значительной степени определяется особенностями сочетания учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них выдвигаются на первый план, все занятия условно подразделяются на три типа: 1) по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; 2) по формированию навыков и 3) творческие.
Подробно остановимся на более распространенном втором этапе.
В начале занятия любого типа, прежде чем формировать замысел будущего рисунка (лепки), очень важно предложить им действенный мотив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повышается активность дошкольников, стимулируются творческие проявления, а, следовательно, улучшается качество работ. Наиболее эффективен общественно направленный мотив. Изобразительная деятельность организуется по типу аналогичной деятельности взрослых (строители – аппликации домов, гончары – лепка и т.д.)
Сначала воспитатель вызывает у детей интерес к роли, желание принять ее, например, накануне занятия показывает игрушечный сервиз, из которого куклы потеряли некоторые предметы и теперь не могут им пользоваться. После самостоятельного или подсказанного решения, как помочь куклам (слепить), детям важно предложить роль гончаров. Старшие дошкольники уже знакомы с искусством мастеров, изготовляющих красивую посуду, глиняные кувшины. Воспитатель напоминает: прежде чем начать работать, гончар обдумывает, что он будет лепить и как. Предложить детям рассказать, какую посуду они придумали. На одном из занятий по рисованию «художники-модельеры» придумывают узоры и украшают ими платье для сестры (мамы, бабушки).
Важно, чтобы дети не только поняли и приняли игровую задачу, которая совпадает с изобразительной, но и выполняли определенные требования – выполнять работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих способов.
Придумывая игровые сюжеты для старших дошкольников, следует опираться не только на их непосредственный опыт, но и на знания, впечатления, полученные из рассказов, сказок, стихотворений, мультфильмов и других источников.
Игровые действия, характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в основном в речи. Содержание игровых действий – в основном общение, взаимодействие детей с любимыми игровыми (сказочными) персонажами, общение персонажей между собой. В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, обучение игровых персонажей каким-либо действиям, объяснение, игры-загадки. Например, дети помогают Золушке попасть на бал, украшают бальное платье (декоративное рисование), знакомят Алдара Косе со своим родным городом – аппликация домов. В занятии могут участвовать несколько игровых персонажей. В этих случаях широко используется ролевой диалог, а повествовательная речь дополняет, поясняет, комментирует процесс общения.
Таким образом, создание игровых мотиваций, обеспечивает принятие детьми цели (выполнить изображение), активности в ее достижении и осознание предлагаемого для освоения учебного содержания.
На организационно-поисковом этапе осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Игровые приемы обучения могут быть включены в процесс руководства восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов, как правило, предполагается большая активность детей, поэтому диалоги ведутся между персонажами и детьми или непосредственно с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе беседы с детьми рассматривается изображаемый предмет, припоминаются подобные признаки предметов, сходных с данным образцом. Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. В старших группах можно использовать условные игрушки, персонажи пальчикового театра, предметы-заместители (например, кусок серой ткани свернут так, что его углы напоминают длинные уши зайца). Например, на занятии по аппликации на тему «Помидоры» постановка цели и объяснение, как выполнить задание проводится в форме диалога с игровым персонажем.
Появляется Лунтик с тремя изображениями помидоров на картонных карточках или тремя натуральными помидорами в сумке.
Воспитатель:- Что ты принес нам, Лунтик?
Лунтик: - Мой друг Кузя дал мне три картинки с овощами разного цвета и сказал, что это один и тот же овощ. (Выставляет картинки на стенд). Но ведь они совсем разные и отличаются, друг от друга не только по цвету, но и по величине. Дети, вы же сами видите, что этот овощ зеленый и маленький, а этот(Дети продолжают характеристику овощей).
Лунтик: - Как вы догадались, что это за овощи? Как они называются? Почему они разные и по цвету, и по величине?
Воспитатель после ответов детей Лунтику подтверждает, что на картинках изображены помидоры в разной степени зрелости: маленький помидор – незрелый, желто-розовый помидор только начинает созревать, а большой красный помидор - зрелый.
Воспитатель: « Лунтик! Хотя все помидоры разные по величине и цвету, но у них есть что-то обще. Что это?»
Лунтик затрудняется, а дети ему помогают. Для всех общей является форма. Дети помогают Лунтику заметить это.
Воспитатель предлагает детям показать, из какой исходной формы они вырежут помидоры.
Важным аспектом является конкретизация задачи (требования к изображению), надо убедить детей в необходимости их выполнения (магазин одежды заказал платья с таким именно узором). Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков (поделок), а совет, указание, вопросы как бы завершают его: «Если ты хочешь, чтобы твоя машина поехала, сделай одинаковые по величине колеса».
«На море тихо-тихо, ветра нет, а парус на твоей лодке наклонился, сейчас упадет, и лодка перевернется. Что надо сделать, чтобы спасти ее?»
Такое обыгрывание незаконченного изображения дает возможность ненавязчиво дать анализ, оценку создаваемому образу, помогает увидеть его выразительность и слабые стороны, обеспечивает добровольное принятие ребенком советов, указаний взрослого.
На рефлексивно-корригирующем этапе занятия одной из важных задач является обучение детей приемам анализа, умению «оживлять, оречевлять» образ, видеть достоинства и слабости своей работы, а также, чтобы продемонстрировать, как они используются теми, для кого они предназначены.
К примеру, на одном из занятий «художники-модельеры» придумывают узоры и украшают ими платья. Затем эти изделия продаются в магазине «Одежда». Чтобы купить понравившееся платье, надо не просто «заплатить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы было понятно, чем он красив. «Продавец» же должен по описанию узнать, какое платье хочет купить «покупатель». В процессе выбора дети объясняют, по какой причине
« не купили», то или иное платье и чем понравилось выбранное.
При анализе детских работ важным моментом является разнообразие игровых действий по содержанию и форме.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения новых слов, их грамматические формы, например согласование прилагательного с вопросительным словом, правильное употребление слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме.
На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря на казахском языке языке, для использования его детьми в активной речи в ближайшее время.
Таким образом, чем органичнее содержание занятий и игровых приемов связано с повседневной жизнью дошкольников, с общевоспитательной работой детского сада, тем естественнее игровое общение на занятиях, тем больше времени можно уделять собственно исполнительской деятельности детей.
15