Доклад на семинар Роль детской литературы в формировании культуры общения детей дошкольного возраста

Роль детской литературы
в формировании культуры общения
детей дошкольного возраста

Воспитание подрастающего человека путем приобщения его к книжной культуре – важнейшая педагогическая задача.

Через художественную литературу ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
В наше время, исключая детские сады, мало уделяется времени чтению художественной литературы, поэтому происходит резкое падение культуры уровня культуры речевого поведения, происходит использование ненормативных речевых средств членами нашего общества, в том числе и детьми.
Чтение стихотворений, рассказов и особенно сказок позволит воспитателю сформировать у дошкольников привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научат детей речевой культуре поведения.
Литературный материал нужно подбирать с учетом особенностей восприятия детьми текста с явным или скрытым проявлением культуры речевого поведения.
Специальные вопросы по содержанию произведения направлены на то, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять, как правильно поступать в той или иной уже жизненной ситуации.
Игры, задания к тому или иному художественному произведению являются своеобразным практикумом. Дети упражняются в «вежливых словах», овладевают способами морального поведения в жизни.
Инсценируя сказки, другие художественные произведения литературы, дошкольники разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета.
Но, чтобы добиться наилучшего эффекта в усвоении норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье, проводить пропаганду литературных семейных чтений, как это делалось в России еще до революции и установить тесный контакт воспитателей с родителями, чтобы предъявлять к ребенку единые требования.
Какие задачи должны преследовать воспитатели для формирования культуры речевого общения через художественную литературу?
расширять круг этических понятий;
знакомить с нормами русского литературного языка;
способствовать получению знаний об искусстве человеческих отношений;
способствовать усвоению способов этикетного общения между литературными героями;
закреплять правила культуры речевого общения, используя диалоги героев;
формировать культуру слушания.

Через какие методы и приемы работы воспитатель должен выполнять перечисленные выше задачи?
чтение художественных произведений;
чтение произведений устного народного творчества, пословиц, поговорок;
сочинение вежливых сказок;
выделение из текста различных формул;
наводящие вопросы по тексту произведения;
драматизация отдельных фрагментов произведения;
беседа по произведению.















Список использованной литературы:

Карпова Л.А. Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения (в процессе чтения сказок). // «Воспитатель ДОУ», № 6, 2008.

Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985.

Малахова Е.Ю. Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста// «Воспитатель ДОУ» № 6, 2010.
15