Урок : М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Смысл названия, нравственная проблематика романа.
Петренко Марина Леонидовна
ГУ «Октябрьская средняя школа»
учитель русского языка и литературы
Категория II
Русская литература
9 класс
Тема: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Смысл названия, нравственная проблематика романа. "
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Вид урока : урок- исследование
Аннотация
Данная разработка урока представляет методическое описание работы над уроком"М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Смысл названия, нравственная проблематика романа. "
Данный урок предполагает анализ программного произведения (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»), умения давать характеристику литературного героя, проводить сопоставительный анализ персонажей, работать с критическими статьями, источниками, делать выводы на основе анализа литературного и исторического материала, делать выводы и заключения, проектировать социальные образы.
Учителем представлена методическая разработка с использованием приёмов технологии развития критического мышления в процессе обучения литературы. В основе данного урока используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.
В специально организованной коллаборативной среде учащиеся выполняют самостоятельную работу по анализу текста, разрабатывает творческое задание с применением стратегий грамотности чтения.
Изучение текста построено следующим образом: учащиеся самостоятельно постигают смысл и значение отрывков произведения, важных для понимания идейного замысла автора, выполняя задания, разработанные в соответствии с аспектами грамотности чтения исследования PISA.
Тема: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Смысл названия, нравственная проблематика романа. "
Я очень рада .Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте.А дальше прозой я скажу
.
Цель урока: доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
Задачи:
Образовательная: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции; создать условия для более полного понимания текста;
Развивающая: развивать функциональную читательскую грамотность у учащихся и закрепить навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции;
Воспитательная: выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Оформление доски: число, тема " М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции."
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Вид урока: урок- исследование
Задание на опережение к уроку: 1)Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”, 2)Анализ композиции произведения.
а) Кто рассказывает историю Печорина? (Степень знакомства рассказчика с героем; его социальный статус; интеллектуально-культурный уровень; нравственные качества.) б) Проанализируйте сюжет романа. в) Восстанови-те хронологическую последовательность событий в романе (фабула).
I. Организационный момент.
Настрой учащихся на урок (создание коллаборативной среды)
Начинаем урок, бодро, энергично, доброжелательно, с улыбкой на лице, используя стратегию: "Вращающийся круг", где мы желаем друг другу приятные слова на рабочий день (или "Импульс"- мяч, который вы можете применить по Вашему усмотрению, например, передавая друг другу с хорошими, добрыми словами.)
II. Актуализация новых знаний.1) Вступительное слово учителя. Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 года: в 1839 в журнале "Отечественные записки" - "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист". 1840 - "Тамань". В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой. Слайд
2) Стадия Вызов (подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.)
- Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.
- Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении “Героя нашего времени”. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин? Ответы учащихся. - Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
3) Категория ситуации –учебная. Слайд
- А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока. Запишем его. Слайд
III. Стадия осмысления (выступление групп, обсуждение возникающих проблем)
III. Этап обобщения и систематизации знаний
– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
-Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо вспомнить историю, что было характерным для 30-х -50-х годов 19 века.
1) Категория ситуации – личная. Анализ времени Лермонтова. Сообщение ученика (задание из категории опережающих). Слайд
Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческойедва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова тоже могло стать эпиграфом к нашему уроку.
Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.
2) Этап «Лицом к лицу». Сюжет и композиция романа. Категория- учебная ситуация. Слайд
Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием.
Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий
А. Обратимся к композиции сочинения.
I. – Кто рассказывает историю Печорина? Ответы учащихся.
Б. Учитель разбивает учащихся на группы и каждой дает таблицу
Работа с таблицей в тетради: Слайд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель не дает однозначных ответов, только помогает ребятам, координирует процесс, учащиеся работают по заданиям и записывают результат. Далее учитель совместно с учащимися дает полное представление о героях.
Максим Максимыч ("Бэла") – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Слайд
Странствующий офицер (офицер-повествователь) ("Максим Макси-мыч"). Слайд
И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя – Печорина - человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.
Слайд
А. «Мозговой штурм» (Создание банка идей, возможных решений проблемы, здесь принимаются любые предложения, критика и комментирование не допускаются. Обсуждаем, находим рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. - А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.
Б. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
- Давайте откроем содержание романа. ( работа с текстом
- Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)
- Сколько частей в романе? (две)
- А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)
- Почему после главы "Максим Максимыч" идёт глава №1 "Тамань"? (повествование начинает сам Печорин). Ответы учащихся
Используя методы развития (умение выделять главное в изучении материала, умение обобщать и логически излагать свои мысли учитель задает вопрос)
-Вспомним, что такое фабула и сюжет? Слайд
- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)
В. Опираясь на предполагаемые ответы учащихся учитель совместно делает выводы (в зависимости от полноты ответов учащихся).
Такое построение даёт автору возможность:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследить историю его внутренней жизни;
- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);
- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.
Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.
Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.
Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе?
- Что такое психологизм?
Категория – учебная.
Для введения нового понятия психологизм учащимся предлагается найти определение в интернете (один из учеников формулирует свой ответ)
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.
Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.
Учащимся предлагается схема:
Соотнесите героев и предметы их одежды:а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка» (Максим Максимыч);б) «бешмет... изорванный... а оружие в серебре» (Казбич);в) «полосатое платье» (девушка-ундина);г) «черный шелковый бешмет» (Бэла);д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки» (Печорин);е) «закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce» (княжна Мери);ж) «сюртук, галстук и жилет черного цвета» (Вернер);з) «соломенная шляпка», «черная шаль» (Вера);и) «серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины» (Грушницкий).
В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.
Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.
IV Диспут
Для введения нового понятия учащимся предлагается найти определение в интернете ( один из учеников формулирует свой ответ). Слайд
-почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей?
V Итоги и вывод: Слайд
В чём необычность композиции романа Лермонтова? В чем же все –таки загадка этого психологического романа? Что вы узнали о Печорина? Изменилось ваше представление об этом герое? Какой философский смысл хотел донести до нас автор? Является ли Печорин героем нашего времени?
Чему учит роман? Кто Печорин - хороший в душе человек, жертва обстоятельств и недостойной среды или герой –одиночка? (ответы учащихся)
На основе ответов учащихся учитель делает выводы.
Роман занимает уникальное место. Совершенство литературного мастерства в нем далеко ушло за черту привычного восприятия. Понять его философский смысл не смогли не только современники, но и такие титаны как Толстой, Белинский, Чехов, Горький и др. Поколения читателей прошли и проходят мимо, не воспринимая гениальное творение Лермонтова. Почему? Пожалуй, ответ на этот вопрос дает сам главный герой романа: «Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться». (Печорин)
Оценивание (учащимся раздается таблица, в которой они отмечают оценку )
Критерии для оценивания работы на уроке
2
3
4
5
Работа в группе
Работа с Интернет-ресурсами
Диспут
Оценка учителя (комментирование)
VI Домашнее задание
Печорин попытался догнать Веру, потому что он получил от нее прощальное письмо. По законам светского общества это письмо не должно остаться без ответа. Напишите письмо от лица Печорина. Дайте в нем объяснение его поведению.
Рефлексия и оценивание: (Итог работы подведен в процессе рефлексии.)
Прием рефлексии «Выбор»
Поставить на картинку стикер (на выбор учителя), которое отражает ваше отношение к уроку и степень участия в уроке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Урок был скучным Урок был интересным
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Я проявил себя Просто хорошее настроение
Используемые источники:
Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения/ Предисловие И.Л. Андроникова. – М.: Эксмо, 2007, – 800 с. – (Библиотека Всемирной Литературы).
Долинина Н. Г. Почитаем “Онегина” вместе; Печорин и наше время. К сб. в целом: Худож. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО “Попурри”, 1996. – 377 с.: ил. “Библиотека школьника и абитуриента”.
Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мьшления”. IIoc.lV. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
4Учебник Русская литература. Классика и современность./ В.В. Бадиков, Т.П. Чаплышкина
Интернет –ресурсы http://festival.1september.ru/articles/560314/
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1bђЗаголовок 1yђЗаголовок 415