Доклад на тему Формирование навыков устной и письменной речи как важной основы умственного воспитания и общей культуры личности на уроках общественно – гуманитарного цикла
Великошишовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
Шахтерского района
Донецкой Народной Республике
Формирование навыков устной и письменной речи
как важной основы умственного воспитания
и общей культуры личности
на уроках общественно – гуманитарного цикла
Подготовила
руководитель ЦМК
Дениченко Г.В.
2014-2015 учебный год
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речевой деятельности.
Олесь Гончар писав: «Мова – це не просто спосіб спілкування, а щось більш значуще. Мова – це всі глибинні пласти духовного життя народу, його історична пам'ять, найцінніше надбання віків. Мова-це ще й музика мелодика, фарби, буття, сучасна художня, інтелектуальна й мисленнєва діяльність народу».
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л.С. Выготский), т.е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам. Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание – это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Во-вторых, речевая деятельность принадлежит к типу наиболее сложных и по характеру представленных в ней мотивов и целей. Действительно, не так-то просто четко сформулировать даже такую, казалось бы, элементарную вещь, как цель речевого высказывания, т.е. то, что в практике научного исследования обычно называется «функцией речи».
Предметы общественно-гуманитарного цикла сегодня выполняют ряд важных образовательных функций. В частности , они есть объектом познания, осмыслением своей сути як социального феномена. Кроме того , русский и украинский языки – это способ общения (коммуникативная функция). Язык является не только формой выражения и передачи мысли, но и средством создания самой мысли (мыслеобразующая функция). Она предоставляет возможность раскрыть мир интеллекта, чувств и эмоций человека для окружающих, повлиять на них силой своих убеждений или чувств. Ребенок , овладевая языком, усваивает культуру. Языковая культура человека является показателем его общей культуры.
Презентация «Культура речи».