Закономерности развития речи в норме.
Закономерности развития речи в норме
А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, В.И. Бильтюков, Д.Б. Эльконин и др.
Периоды Время Закономерности
Доречевой-
1 С 3-5 месяцев – ГУЛЕНИЕ;
С 5-1 г. - ЛЕПЕТ ГУЛЕНИЕ (интернационально) издают звуки с мягкой голосоподачей и данные звуки не похожи на родной язык. Гулят все дети. Отражает комфортное расположение ребенка.
ЛЕПЕТ (слоговые цепочки) они постепенно усложняются, количество слогов наращивается.
Н.И. Жинкин считал, что лепет свидетельствует о созревании механизма слогообразования (механизм автономный).
Лепетные сочетания не имеют смыслового обозначения. В эти сроки лепет появляется только у здоровых детей.
Первых слов-
2 От 1-1,6 лет Кол-во первых слов от 8 до 12.
Первые слова могут быть лепетные и звукоподражающие, но они уже приобретают свойство НАИМЕНОВАНИЯ.
Звуков немного, они не устойчивые, дефектные. Фонематические процессы на начальной стадии развития.
С опережением развития импрессивная («понимание») речь.
Хорошо реагируют на эмоциональную окраску больше чем на смысл.
3 1,6-2 года Ребенок стремится вступать в коммуникационные отношения, но из-за ограничения речевых средств использует отдельные слова и выразительные, описательные жесты (до 3 лет).
Словарный запас в среднем примерно 200 слов.
К 2 годам может проговорить….
Понимает двухступенчатую инструкцию; вопросительную и побудительную интонацию. Дефекты звукопроизношения дефектны и неустойчивы.
4 2-3 года Словарный запас от 800 до 1 тыс. слов. Появляются устойчивые звуковые замены. Более сложные, заменяет более простыми. К 3 годам может говорить практически все звуки родного языка за исключением шипящих (Ш,Ж,Ш,Ч); зв. Ц; Р; твердый звук Л.
У ребенка появляются грамматические средства языка (должен говорить предложениями).
Ребенок может построить предложения любой степени сложности.
Появляются и активно развивается речевая конструирующая деятельность (т.е. появляются неологизмы).
Е.С. Слепович – изучая, как появляется у детей неологизмы.
Норма: 2-5 лет; У.О.: никогда.
Период 100 тыс. почему? (Повторные вопросы в результате того, что память у ребенка кратковременная).
Появляется самокоммуникация. Она затем переходит во внутреннюю речь, а внутренняя речь – основа развития слов – это в свою очередь словесно-логическое мышление.
Понимает смысл текстов, стихов и обладает отличной памятью на их запоминание.
Упрочивается регулирующее поведение в ответ на пожелание взрослого.
5 3-5 лет У отдельных детей словарный запас более 4 тыс.слов.
Заканчивается формирование звукопроизношения и фонематического слуха.
Осваивает связную речь.
До 3-3,6 лет у детей речь ситуативная, для такой речи нужна наглядная опора. Дальше развивается контекстная речь, она не нуждается в наглядной опоре.
Появляется чувство языковой нормы; интерес к редкой лексики, к абстрактным понятиям (Всегда необходимо выяснить контекст данного слова).К 5 годам появляется интерес к буквам. Можно научить читать.