Творческий отчёт по теме Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка

Введение.
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причём все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Но при этом развитие речи по-прежнему понимается не в современном значении (как выработка умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях), а традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям.
Цель данной работы – научить пользоваться, а точнее – помочь подрастающей личности овладеть языком во всех его функциях: в функции общения, функции познания и мышления, функции накопления знаний о мире и постижения культуры мира и нации, в функции социализации личности, её адаптации к жизни в современном обществе.
Но без культурного общения невозможно формирование личности, поэтому значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить.
В наше время нельзя оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности эмоциональности, благозвучия.
В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, его огромный словарный запас, позволяет передать самую сложную мысль.
Даже если человек абсолютно грамотен и свободно выражает свои мысли на правильном литературном языке, он должен самокритично признать, что его речь могла бы быть ярче, богаче, знай он все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо ( не одно и то же.
К хорошей речи предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости
Культурная речь в своей устной и письменной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам орфоэпии, в своей письменной форме ( нормам орфографии и пунктуации.
Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труднее, нежели другим».
Научить учащегося ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.
«Сначала СВАРИ слово, потом вытащи изо рта» (татарская пословица).
Проблема речевого «сваривания» - серьёзная, «вечная» проблема хоть для молодого, хоть для опытного учителя. Стараться, чтобы мысли детей «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость и культ насилия.
Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своих детей слушать, говорить, сочинять и писать. Задача учителя – работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увлечением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
Внимательно слушая собеседника, мы учимся отличать меткое слово от сорных слов, учимся осознавать достоинства и недостатки собственной речи. Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьные периоды.









Глава I. Теория развития речи.
Для овладения важными для педагогической деятельности умениями и навыками развитой речи необходимо опираться на теорию развития речи.
Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из основных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка.
Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся на протяжении всех лет обучения невозможно эффективное повышение культуры речи учащихся, но и общего литературного развития.
В решение этой задачи первостепенное значение имеет реализация на уроках основных принципов развития речи. Это, во-первых, активное руководство процессом развития речи. Этот принцип предполагает исключение элементов стихийности в речевом развитии, создание нормальной речевой среды – условия развития правильной литературной речи во всём её многообразии.
Во-вторых, это опора на единство языка и мышления, ибо мысль реализуется в речи. Опора на мышление как принцип развития речи предполагает постоянное внимание к содержательной стороне речи.
В-третьих, это комплексность процесса развития речи. Этот принцип предполагает, что развитие всех видов речевой практики (говорения, слушания, чтения, письма) – взаимосвязанный процесс.
В-четвёртых, это непрерывность и преемственность процесса речевого развития. Этот принцип предполагает, что развитие речи, усовершенствование речевой культуры происходят постоянно, на всех этапах обучения, и не только на занятиях по развитию речи, но и при изучении других дисциплин.
В-пятых, это принцип системного подхода к речевому развитию. Этот принцип предполагает, что приобретение речевых навыков и умений, усвоение речи органически связаны с усвоением системы языка (как системы языковых средств) и основываются на осмыслении и осознании языковых единиц, на понимании лексических и грамматических значений языковых единиц.
Для порождения речи и её понимания в одинаковой мере важно правильно употреблять и лексические и грамматические средства. Слово должно изучаться в единстве лексических и грамматических значений, как лексико-грамматическая единица. А это в свою очередь создаёт предпосылки для проведения на уроках морфологии и синтаксиса словарно-семантической работы, которая является основой обогащения словаря учащихся. Развитие речи предполагает специальное изучение синтаксиса связной речи, синтаксиса текста. (Под связным высказыванием в самом общем выражении понимают речь, организованную в законченный по композиции целостный текст.) Создание связной речи, связного текста предполагает умение собирать и отбирать материал, аргументировано раскрывать тему, последовательно её излагать и подчинять высказывание главной мысли, умение организовать весь материал в композиционно законченный текст.
Дети должны учиться образцовой речи на образцовых примерах. Но и речь учителя должна быть образцовой. Это приводит к овладению у учащихся всем комплексом знаний по стилистике и культуре речи.
Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо овладеть им, т.е. обладать речевой культурой. Совершенствованию речевой культуры, развитию связной речи (устной и письменной) способствует овладение теоретическими основами и практическими рекомендациями самостоятельных разделов науки о языке – стилистики и культуры речи, изучающих «языковое употребление». Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи. К стилистике тесно примыкает культура речи. Предметом культуры речи является языковая структура в её коммуникативном воздействии. Б.Н. Головин, основываясь на классической риторике, выделял следующие коммуникативные качества:
1) правильность (правильность речи – это её соответствие нормам современного литературного языка);
2) точность («точность речи» - это, прежде всего, строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности);
3) логичность речи («Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного её развития в семантических связях элементов языка и речи»);
4) чистота (чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности»);
5) выразительность речи («выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя»);
6) богатство – разнообразие речи;
7) уместность речи ( стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения»
Следует различать понятия «культура языка» и «культура речи». Культура языка – это степень развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенность его семантики, многообразие и гибкость его интонации и т.п.
Культура речи – это совокупность и система коммуникативных качеств речи. Культура речи как самостоятельная лингвистическая дисциплина опирается на лингвистику и стилистику, а также на психологию, логику, эстетику, социологию, педагогику.
Следует различать понятия «правильность речи» и «культура речи» как две степени освоения литературного языка и два способа владения им. Правильная речь предполагает лишь соблюдение норм современного литературного языка, культура речи – умение найти наиболее целесообразный способ выражения мысли.




Глава II. Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка.

2.1 . Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.

«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
А) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
Б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
В) помощь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.
С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочередного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.
При организации работы над словарём методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:
1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задания на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:
«Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв.
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни».
Объединив словарно-семантические и словарно-орфографические направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.
Работа над смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации.
Для этого используются два основных приёма:
1) указание на род и видовой признак
2) обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.
Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова. Если слово непроизводное (сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму. (Например, в определении «Проталина – место, где протаял снег, и открылась земля», с помощью первого приёма разъясняется следующее: «место, где от снега открылась земля», а с помощью второго приёма указано на связь с исходным словом (проталина – протаять)).
Кроме основных приёмов семантизации применяется ряд дополнительных.
Один из них – сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом (оранжевый – апельсиновый) или антонимом (затейливый – простой)
Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность и многозначность, подберём близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний.
Восприятие как этап объяснения на уроке должно быть трёхкомпонентным:
1) на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;
2) зрительное;
3) понятийное.
Далее идёт осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте – словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант – это тоже работа со словом.
Лучше всего усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём – этимологическая справка – формирует интерес к слову, к языку, к его истории.
В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.
Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и другие свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова – качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями.
Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.
Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём знаний увеличивается.
Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных на сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.
В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по опережению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, её трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры «Кто больше?» Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы (Приложение 1).
Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение_ о слове (Приложение 2).
Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).
Для обогащения словаря часто использую следующие упражнения:
1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).
2. Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
4. Зрительные диктанты.
5. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить, надеть – одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
6. Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц).
Большое внимание уделяю работе со словарями (Приложение 3). Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка.
Кроме орфографического, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся словарём С.И. Ожегова. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.
К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».
Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.
Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре.
Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и русскому языку в целом.
Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.













2.2. Занимательность на уроках русского языка.

Применение игр при изучении русского языка весьма актуально, поскольку они позволяют повысить интерес к изучению этого предмета. Кроме того, игра таит в себе колоссальные возможности раскрытия творческого потенциала школьников, позволяет удовлетворить их потребности в деловом общении, самооценке.
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного эмоционального фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.
Развитие интереса к предмету связано ещё и с развитием индивидуальных способностей учащихся. Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадёт сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.
Кроме того, игровые моменты могут быть направлены на решение различных дидактических задач: для мотивации учебной деятельности (чаще всего в начале изучения какой-либо темы), для изучения нового материала, проверки знаний и умений, их обобщений. Игру можно провести в течение всего урока, а можно использовать на уроке несколько минут. Хотя игра и вводит в урок элемент занимательности, но не лишает его характера серьёзного труда, требующего усилий воли (Приложение 4).























2.3. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. «Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет урока.
На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Предлагаю несколько вариантов заданий, которые использую на своих уроках.
Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнения, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями) (Приложение 5).
Немаловажное значение для развития речевого общения играют изложения и сочинения, являющиеся предметом обучения. В этом случае учащиеся знакомятся со структурными и языковыми особенностями речевых произведений, чтобы затем создать подобного типа высказывания.
Если иметь в виду конечную цель работы по развитию речи – формирование у учащихся умений и навыков связной (устной и письменной) речи, то эти традиционные для школы «виды работ» выступают действительно как средство обучения.
Характеристика изложения как вида работ по развитию речи связана с особенностями воспроизводящей деятельности, лежащей на основе письменной и устной передачи содержания исходного текста. Характер воспроизводящей деятельности зависит от объёма исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением и т.д.
По отношению к объёму исходного текста различаются подробные и сжатые изложения.
По отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные и с дополнительным заданием и т.д.
Несомненно, при разработке методики проведения изложения необходимо учитывать характеристики исходных текстов, чтобы подобрать текст, который отвечал бы определённым воспитательным задачам, связывался тематически, а также в жанровом и композиционном отношении с планируемыми сочинениями.
Обучение сочинению – очень важный аспект работы по развитию речи. Порядок работы над сочинением подробно есть в каждом учебнике русского языка. Суть его состоит в том, что работа над текстом сочинения начинается «с конца», то есть после осмысления темы определяется замысел работы, главная мысль, которую нужно будет вынести в заключении.
Первый вариант сочинения, конечно, нужно писать на черновике, чтобы потом можно было исправлять, редактировать.
Различают несколько видов сочинения:
1. По тематике.
А.лингвистические.
Б. на свободную тему.

2. По источнику получения материала.
А. сочинения по наблюдениям;
Б. сочинения по воображению;
В. сочинения на основе жизненного опыта;

3. По объёму.
А. сочинения-миниатюры;
Б.сочинения в форме дневниковых записей, пейзажных зарисовок.
В. сочинения по картине (Приложение 6).
Все этапы подготовки к сочинениям проходим с детьми на специальных уроках, чтобы показать сам процесс работы.
Не нужно думать, что развитие речи может быть сведено к развитию устной речи или письменной. Все виды речи теснейшим образом связаны. Продвижение в одном направлении тотчас же отзовется и на всех других. Объяснение этого факта, видимо, кроется в том, что все умения одинаково необходимы и в устной, и в письменной речи, несмотря на то, что реализация стоящих за ними действий может происходить по-разному: с большей или меньшей полнотой, более или менее выражение внешне и т. д.






















Заключение.
Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно, кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного и убедительного слова.
Каждый из нас хочет говорить красиво, уметь кратко и просто излагать свои мысли, но не у каждого это получается «Мне не хватает слов, я не могу закончить фразу, смущаюсь», - говорят одни. «У меня есть свои мысли, но меня не слушают, не понимают», - жалуются другие. Пожалуй, нелегко найти человека, который не испытал бы тех или иных трудностей в выражении мысли, в общении.
Красноречие было в чести всегда, во все времена.
Труд человека нелёгок, но нелёгок труд того, кто учит. Учитель всегда помнит, что главная фигура в процессе обучения – каждый ученик класса. О нём нужно думать. О нём заботиться, для него жить и работать.
Потому-то и перестройку урока надо начинать с главного – с выбора точной дидактической стратегии, направленного на развитие духовного потенциала ребёнка. Долг учителя - прислушиваться к голосу каждого ученика, поддерживать робкого, заставить класс слушать его, если надо, помочь, но помочь по-товарищески, одобрив и его мнение, заставив прислушаться к товарищам, поучиться у них.






Литература:

1.Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников. – РЯШ, №4, 2005г.

2. Богуславская Н.Е., Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991г.

3. Журнал «Русский язык в школе» № 3 1988г.

4. Разумова В.И. Пробуждение интереса учащихся к изучению русского языка. – РЯШ, №5, 1988г.




























































13PAGE 15


13PAGE 14415




15