Доклад Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие устной и письменной речи учащихся
на уроках русского языка и литературы
Л.А. Черун, учитель русского языка
и литературы КГУ «Всеволодовская
неполная средняя школа»
Айыртауского района
Северо-Казахстанской области
Родной язык - это связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.
Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собою, и на страницах газет и журналов - с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка
Есть такие скептики, которые считают «Как сказал - так и ладно. Все равно поймут!» Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие «неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом «все равно поймут». Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь - неправильно поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся - одна из серьезных задач, стоящих перед школой.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически не последовательна, содержит много стилистических ошибок, и, как правило, невыразительна.
Как сделать уроки русского языка и литературы более интересными, уйдя от простого пересказа и скучных грамматических упражнений, и увлечь учеников, чтобы они хотели говорить, делиться мыслями, сочинять? Можно ведь просто поставить перед ними задачи - расскажите, повторите, а можно сформулировать ее так, чтобы был элемент новизны, поиска, чтобы работало творческое мышление, а следовательно развивалась речь.
Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания.
Сформировать умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме - такая задача ставится перед учителем в программе по русскому языку.
Для достижения поставленных целей и реализации творческого потенциала учеников на уроке используются различные виды работ.
Работа со зрительной опорой
Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы или какие-то картины, фотографии. Простейшим примером зрительной опоры являются рисунки — комиксы. Простые рисунки легко копировать или нарисовать на доске. Они задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны соответствовать возрасту детей, быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны. Как правило, уже через полгода после начала работы по комиксам некоторые дети начинают сами сочинять и зарисовывать комикс Комиксы должны быть тематически разнообразны, включая самые разные наиболее распространенные в жизни — темы и сюжеты.
Виды работ с комиксами
Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными; может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит реплики своих героев; являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит или они содержательно не связаны с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь. Работа по одному комиксу может продолжаться до тех пор, пока не надоест детям, но она не должна занимать целый урок. Необходимо фиксировать все удачные речевые находки детей.
Методика устного диалога по комиксу следующая:
Рассматривание комикса с устным комментированием: основная цель этого этапа - понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют).
Второй этап работы, как правило, переносится на следующий урок: дети импровизируют устные диалоги.
Оценивание устных диалогов - дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.
Другим типом зрительной опоры являются картины и фотографии. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры - развитие наблюдательности. Как правило, картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров.
Если вы (учителя) просите детей подготовить рассказ по картине дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что-то кратко рассказать о ней, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять.
Оценивается, прежде всего, наблюдательность: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания.
Очень важно, чтобы оценивание также происходило на следующем уроке, потому что параллельное оценивание (происходящее сразу по прослушивании диалога) убивает непосредственность восприятия. На 1-м и 2-м этапах эта работа воспринимается детьми как игра, что является положительным моментом, - и лишь на третьем этапе включается сознание, анализ. Непосредственные переживания (увлеченность, радость творить, фантазировать) имеют огромное значение, так как именно они создают мотивацию, и главная забота учителя должна быть направлена именно на поддержание высокого уровня увлеченности.
Работа по шлифовки речи учащихся продолжается на основе фотографии. Фотографы - профессионалы, натуралисты, романтики, любители пейзажа - предлагают серию сюжетов «Заповедные уголки Казахстана». Проникаясь настроением пейзажа, видя остановившееся мгновение, учащиеся пробуют воссоздать атмосферу праздника, торжества природы. Задачу можно усложнить необходимостью использовать в своем рассказе односоставные предложения. Фотография, таким образом, становится толчком к творчеству, к исследованию и «оживлению» изученных конструкций. В результате обнаруживаешь, что один учащийся предпочитает в своей речи назывные предложения, другой — с обособленными членами.
Следующий вид работы на уроке предполагает не только умение видеть картинку (здесь уже слово трансформировано в образ живой природы), но и составить по ходу чтения текста рисунки — иллюстрации. Так, когда в 7 классе обсуждали «проект» памятника герою прославленного романа Сервантеса - Дон Кихоту, - одни «поставили» на высокой скале, врезающейся в море: «Дон Кихот благороднее, лучше, чем большинство людей, и пусть он возвышается над ними. Он задумчив, взгляд его устремлен вдаль, он смотрит на, всегда таинственное романтическое море. Он верит, правда и справедливость восторжествуют..» Другие «поставили» памятник Дон Кихоту в людном месте - на площади, в парке - как напоминание людям о подвиге во имя красивой и светлой мечты.
От рисунка-иллюстрации переходим к рисунку-символу, что позволяет углубить понимание идеи прочитанного или увиденного. Вот так представили учащиеся девушку из рассказа М. Горького «Ма-аленькая»: это цветок, в центре которого мерцающее, слабенькое, болезненное, но большое, несущее добро сердце на фоне голубого цвета (символ света и ясности, ассоциирующегося с девушкой и ее ролью в произведении)
Работа со зрительными опорами (комиксы, картины, фотографии) может быть как устной, так и письменной.
Творческие работы на основе личностных впечатлений
Ребенок не должен писать о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.
Какого рода могут быть эти впечатления?
Музыкальные впечатления.
Например, при анализе стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» звучит фрагмент из произведения «Зима» из «Времен года» Антонио Вивальди. Прослушав фрагмент, отмечаем, что музыкальный пейзаж наполнен тревогой, ожиданием, передает силу, торжество разбушевавшейся снежной стихии.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как, путник запоздалый,
К нам в окошко застучит
Делимся впечатлениями от прослушанного, говорим о настроении, которое навевает произведение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, ожидание. Включаю фрагмент из музыки Свиридова, на ее фоне звучат бессмертные строки «Под голубыми небесами, великолепными коврами...»
Сравниваем два музыкальных произведения.
Они отличаются эмоциональным настроением. Ученики отмечают жизнерадостное настроение, ощущение безграничного счастья, которое испытывает автор «Зимнего утра» и мрачную картину хмурого вечера.
Здесь стихотворения А.С.Пушкина своеобразная подсказка. Звучит танго «Кумпарсита» Ребята уже заинтригованы. Предлагается рассказать о том, что они представили себе, слушая музыку
2. Читательские впечатления
Это можно делать по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Так в 5 классе, когда изучается сказка, наиболее распространены три творческих задания: одно отводит ученику роль сказителя (нужно рассказать сказку); второе - собирателя фольклора (следует записать сказку); третье предполагает, что сам ученик придумает сказку. Лучше всего ученики пишут сказки о вещах, одушевляя окружающие предметы.
Ученики хорошо справляются с заданием, которое широко использовал В.А.Сухомлинский: начало сказки предлагает учитель, завершают ее ребята. Причем часто ученики дают принципиально различные варианты окончаний. После завершения изучения фольклора целесообразны задания обобщающего характера. Это могут быть сочинения «В мире добра» или «В мире зла». Например, «Все в царстве зла обманчиво: в пряничном доме живет ведьма, в сверкающем, как солнце, дворце заперты ветры, вьюги, ураганы... Все живут здесь в отдельных домах, за высокими заборами... В углах стоят почерневшие от старости сундуки с золотом. Дорога завалена сухими и мертвыми деревьями.» Мир добра ассоциируется с покоем и полным довольством (текут молочные реки, все смеются, все люди загорелые, сильные )
Творческие задания имеют большое значение для развития художественных способностей и культуры речи учащихся. В старших классах предлагается учащимся подумать над тем, как могут сложиться в дальнейшем судьбы героев.
Жизненные впечатления
При проведении сочинений на материале жизненных впечатлений и наблюдений учащиеся знакомятся с описанием, повествованием и рассуждением - основными способами изложения мыслей, чувств и представлений человека. Эти работы основываются на ярких, свежих впечатлениях. Рассказы и сочинения детей бывают действительно творческими, когда ученики как бы удивляются, открывают в обычном необычное.
Частным, но перспективным, видом творческой работы на материале действительности являются задания, которые основываются не столько на материале конкретных наблюдений ученика, сколько будят его фантазию, активизируя тем самым его прошлый опыт. Вот, например, ставлю перед учениками вопрос: «Что будет, если бы...», внутри которого повествовательные элементы, в зависимости от возраста и интересов учеников, могут быть разными. 5 — 6 классы хорошо пишут о событиях, которые могли бы произойти, если бы дети и взрослые поменялись местами. А старшеклассники охотно представляют себя или своих сверстников в прошлом или будущем.
4. Фантазийные впечатления
Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных
рассказов, в том случае, если эти мечты не носят личного характера.
Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Стараюсь создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая черточка в характере ребенка замечается и доброжелательно подчеркивается.
Методика этой работы такова:
обдумывание темы творческой работы (возможно вместе с детьми);
чтение творческих работ;
анализ
Хочу заметить, что все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, должны читаться в классе. Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7-го класса - главным образом сверстниками. Поэтому для них очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.
Устные дискуссии
Основная цель этого вида работы - научить и слушать, и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям. В этом помогут уроки диспуты. Например, урок-диспут «Суд над Обломовым»: здесь был и судья, и прокурор, и адвокат, и свидетели, были и сам Обломов, и Штольц, и Ольга
Газета
Дети делают сообщение о том, что происходит в школе, в классе, в населенном пункте, в котором они живут. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным информативным, интересным. С точки зрения содержания можно выделить некоторые типы статей:
1) о проблеме, касающейся определенного слоя общества «коллектива, социальной группы», путях ее решения;
2) об общественно значимых событиях, например, официальных поездках и встречах государственных деятелей, конференциях;
3) о каком-либо распространенном общественном явлении, требующем осмысления;
дискуссионная статья; (причем нужно учитывать, что учебная дискуссия - это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями, где каждый ученик в идеале способствует тому, чтобы этот обмен состоялся)
рекламная статья
Основная задача - выбрать интересный материал и грамотно его оформить.
Языковые игры
Это могут быть как всем известные игры: «На одну букву», «Одним словом» (при изучении фразеологических оборотов). Их использование позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.
Доклады и сообщения
Это обычная форма работы в школе, однако ее, как правило, не рассматривают как работу по развитию речи. Если ученик может готовить доклады и сообщения на любом уроке, то учитель-филолог обязан научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть, отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.
Пересказ художественного текста от имени героя
Скажем, девочки 5-го класса могут пересказать сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» от имени Людмилы, а мальчики - от имени Черномора. Ж.Пиаже показал, что ребенку трудно понять точку зрения другого человека, - этому учит такая работа. Каждый из героев произведения видит и знает только часть того, о чем рассказывает автор; кроме того, одно и тоже событие, разные персонажи воспринимают по-другому, - это должен передать рассказчик.
Письма
Можно переписываться со сверстниками из других населенных пунктов, а можно с одноклассниками. Можно установить в классе почтовый ящик для писем
Театрализованные сценки
без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом (работа аналогичная работе по комиксам, но без зрительной опоры), без игры на сцене, только с произнесением реплик.
Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной - это могут быть записи выступлений артистов или (и) речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.
Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работы, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.
Культура (или правильность речи) предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Существуют нормы лексические, орфографические, грамматические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю?
Это: содержательность речи
логичность
точность
выразительность
ясность . Это мы с вами рассмотрели. А теперь перейдем к нормам русского литературного языка.
Все эти формы организации обучения , при которых сохраняется и развивается творческая активность учителя и ученика активизируется мысль учащихся, способствуют развитию монологической и диалоговой речи, вызывают интерес у школьников, развивают орфографическую зоркость, способствуют глубокому восприятию художественного произведения, уважения к родному языку.