Предмет истории Казахстана как основа формирования гражданских компетенций и воспитания будущих специалистов в духе полиэтнотолерантности
Предмет истории Казахстана как основа формирования гражданских компетенций и воспитания будущих специалистов в духе полиэтнотолерантности.
Наша задача – изменить отношение казахстанцев, в первую очередь молодёжи, к образованности, интеллекту, служению Родине и народу. Необходимо создать ядро национального интеллекта, сообщество эрудированных людей, способных конкурировать на международном уровне.
Н.А.Назарбаев
В динамичном современном мире, когда активно происходит переосмысление событий новейшей истории, большое внимание уделяется формированию общенациональной образовательной политики, первейшая задача которой- достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Процесс этот идёт и в Казахстане.
В условиях модернизации системы образования одной из самых актуальных задач, требующих сегодня своего решения, является подготовка педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в резко возрастающем потоке информации[1].
Особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого педагога не как передаточного механизма, а активного автора содержания передаваемых ученику знаний. В педагогическом наследии великих учителей прошлого Ы. Алтынсарина, К.Д.Ушинского мы не раз встречаем мысль о том, что педагог - это прежде всего учитель - гуманист, любящий детей и свою профессию, специалист, глубоко знающий свой предмет, что только личность может действовать на развитие и определение личности. Профессионализм учителя проявляется в том, как он находит контакт и нужный тон общения с учащимися, как умеет организовать их самостоятельную работу, создать творческую атмосферу на уроке.
Являясь преподавателем истории Казахстана, прекрасно понимаю: знание истории своей страны и народов, её населяющих, порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, причастности к родной земле, ощущение общности судеб народов, живущих на ней многие годы и века. Конечная цель учителя истории заключается в том, чтобы воспитать молодое поколение в духе социальной активности, ответственности, добросовестного отношения к делу, толерантности, любви к истории и культуре своего народа, то есть сформировать основные гражданские компетенции. Убеждена, что необходимо сочетать патриотические чувства учащихся к истории своего народа и страны с уважением к жизни и культуре других народов, прививать понимание того, что история казахского народа - часть всемирной истории и общемировой цивилизации. По мнению Лидера Нации, «…толерантность – это не вседозволенность, как думают некоторые… это нравственная норма нашего общества, которую мы будем укреплять, оберегать и воспитывать во всех поколениях»[1].
Современный урок истории - это взгляд на своё прошлое со стороны. В условиях современного многополярного мира историческое пространство на уроке должно использоваться не как данность для запоминания и воспроизведения, а как средство для развития мышления учащихся. Предмет истории имеет многофункциональные возможности, которые, несомненно, надо использовать:
познавательные (получение фактических знаний),
аксиологические (формирование умений правильно оценивать мир и самого себя в нем),
воспитательные (формирование цельной развитой личности), праксеологические (формирование умений правильно действовать в мире),
гуманистические (формирование человечного отношения к окружающим)[7]. Все эти функции в комплексе способствуют формированию личности, обладающей не только интеллектуальным потенциалом, но и социально - культурными качествами и ориентирами. Базовые компетенции, которыми должен овладеть учащийся в процессе изучения курса истории Казахстана, являются определяющими для каждого активного члена общества:
-знать и соблюдать права и обязанности гражданина Республики Казахстан, понимать и ценить государственную политику страны,
-определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения,
-выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации,
-отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, чётко следовать технологии,
-самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно- коммуникационных технологий.
Конкурентоспособный, грамотный специалист обязан оперировать в своей профессиональной деятельности и специальными компетенциями:
-ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для её реализации, планировать и организовать процесс её достижения,
-участвовать в культурной и творческой деятельности, уметь ценить и понимать наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество,
-использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на родном, государственном и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях,
-знать основы казахского и мирового культурного наследия, развивать свою информационную культуру,
-принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Таким образом, предмет истории Казахстана, наряду с другими общественными и гуманитарными дисциплинами, способствует развитию личности будущего специалиста.
Изучение истории своей страны, своих предков помогает выработке активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, воспитанию терпимости, самоуважения, ответственности у молодого поколения. Кроме того, приобретаемые знания должны использоваться в реальной жизни, находить свое отражение в действиях и поступках человека - гражданина. Уроки истории тогда носят воспитывающий характер, когда на них происходит поиск истины, свободное обсуждение исторических событий и явлений, вырабатывается личностный подход к этим событиям.
Воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Патриотическое воспитание включает в себя формирование политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа и готового встать на его защиту. В интернациональном воспитании студенчества особое место занимает формирование культуры межнационального общения, нетерпимости к национальной ограниченности и шовинизму [7].
Несомненно, полиэтнический состав населения Казахстана как ничто другое способствует реализации следующих направлений учебно-воспитательной работы образовательной системы Республики Казахстан:
правовое образование, формирующее высокую правовую культуру и правовое сознание,
гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного образования.[2]
Безусловно, именно уроки истории Казахстана помогают реализовать эти направления. Ежедневно осуществляем эти задачи на своих уроках мы, учителя, способствуя в меру своих сил формированию нового типа личности, в руках которой, образно говоря, находится будущее страны. Концепция этнокультурного образования 2000 года ставит перед нами задачу воспитания поликультурной личности - индивида, ориентированного через свою культуру на другие и обладающего целым рядом интеллектуальных и социально - культурных качеств и ориентиров:
- целостным мировоззрением,
- развитым лингвистическим сознанием,
- рельефным историческим сознанием,
- выраженным географическим сознанием,
- ярким художественно-эстетическим сознанием,
-правовым сознанием, формируемым всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и других законов. [8]
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи имеют своей целью приобщение подрастающего поколения к ценностям не только отечественной, но и мировой культуры, а также ставят личность перед необходимостью выделения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые позволили бы современной цивилизации, столкнувшейся в настоящее время с такими глобальными проблемами, как экологический кризис, религиозный экстремизм, политические и межнациональные конфликты, развиваться в позитивном направлении. Однако сложности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования с трудом находят воплощение идеи, связанные внедрением принципа гуманизма в теорию и практику обучения и воспитания [10].
В связи с этим считаю, что обеспечение неотъемлемого права учителя самостоятельно выбирать формы и приемы своей деятельности, равно как и уважение к его личности, и сотрудничество педагога и учащегося являются частью процесса гуманизации. В контексте этого наиболее эффективно на уроках истории Казахстана применение таких методов, как творчески-проблемный и метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие. Именно они способствуют формированию в молодых людях основных гражданских компетенций.
Убеждена, что только мастерство учителя, его грамотность и профессионализм, его умение проводить уроки, основанные на взаимодействии с учениками, его твердая гражданская и учительская позиция могут помочь в деле формирования поликультурной личности - личности будущего, которая сохранит свою культурную идентичность и освоит достижения и ценности мировой цивилизации. Именно такие образованные и компетентные люди востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому вся система казахстанского образования должна соответствовать международным стандартам. Но главное - необходимо повышать престиж профессии учителя и его профессиональную подготовку. Ведь именно учитель является основой всей образовательной системы, именно он воспитывает новое поколение, как писал академик Д.Лихачёв, «личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»[9].
В работе Костанайского педагогического колледжа одним из приоритетных направлений будет внедрение ценностей Менгiлiк ел в учебный и воспитательный процесс, то есть концепции казахстанской идентичности в форме нации единого будущего, объединённой евразийской идеей и консолидирующей ролью казахского народа [3]. В проведение занятий естественно- гуманитарных дисциплин, классных часов и мероприятий колледжа, в научную преподавательскую и студенческую деятельность логично вписываются шаги Плана нации 86-90. Это расширение и углубление знаний о своей стране и её природных богатствах, размещение информации в интернет- проекте «Энциклопедия Казахстана», информационное сопровождение в СМИ и, несомненно, пропаганда престижности и популярности в обществе тех специальностей, которые готовит наше учебное заведение. Большое значение мы придаём работе музея колледжа, направленной на тесное сотрудничество с ветеранами педагогического труда. Ведь педагогическая профессия востребована в обществе и отвечает потребностям нашей государственной политики.
Список литературы.
1.Н.Назарбаев «Стратегия «Казахстан- 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (2013г)
2. Доктрина национального единства Казахстана (2010г)
3. Н.Назарбаев «План нации-100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» (2015г)
4.Кабульдинов З.Е. «Казахстан - уникальная страна мира и согласия», сборник материалов регионального семинара «Страна Великой Степи- территория единства и согласия». Костанай, 2015
5.Б.Кадырбаев « Межэтническое взаимодействие и интеграция», «Мысль» №1 2004г.
6. А.Бекторов «Общественное согласие - ключ к прогрессу», «Мысль» №6 2004 г
7.М.Изотов «Проблемы патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идеи», «Этнопедагогика в системе образования» №5-6 2008 г.
8.Г.Сейтахметова, Р.Бейсенбиева «Поликультурная личность будущего специалиста послесреднего и вузовского образования», «Бiлiм- образование» №3 2011г.
9.Г.А.Куламбаева «Этнотолерантное воспитание как стержень нравственно-
духовного развития личности», «Открытая школа» №1 2012г.
10. Г.Д. Баубекова «Духовно-нравственное воспитание личности в процессе
диалога культур»,«Бiлiм- образование» №5-6 2011г.