«Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами этнопедагогики»
«Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами этнопедагогики»
В ситуации становления новой казахской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства Республики Казахстан одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. История каждого народа, содержание которой отражает материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности и по настоящее время формирует лучшие общечеловеческие человеческие ценности и качества. Важной частью многомерного процесса развития личности человека в поликультурном обществе становится процесс формирования этнокультурных компетенций, а именно передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса. Использование ценностей этнокультуры определенного этноса позволяет оказать влияние на социальное, духовное, нравственное и физическое развитие современной молодёжи.
Республика Казахстан отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием своего населения. Представители бол В связи с чем, назрела необходимость в условиях интеграции в мировое образовательное пространство, усилить процесс формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов, выступающих в качестве транслятора этнокультурных ценностей.
Модернизация современной системы образования применительно к профессиональному образованию предполагает, что будущему педагогу необходимо владение базовыми компетенциями современного человека, в том числе этнокультурной компетентностью, под которой понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию . Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов РК позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального этнокультурного компонента в содержание профессионального образования будущих педагогов: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам профессиональной подготовки будущих специалистов. Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона,Казахстана, других народов и стран. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение студентами этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, Казахстана других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебного предмета –этнопедагогика.,
Следует отметить, что в рамках компетентностного подхода в учебном процессе колледжа особая роль отводится самостоятельной работе студентов, важнейшими средствами управления которой являются проектные формы обучения, внедрение учебно-методических комплексов. Основными методами организации самостоятельной работы учащихся в рамках изучения этнопедагогики выступают как традиционные методы (написание и презентация реферата, выступление с докладом и др.), так и современные — выполнение творческих заданий (составление кроссвордов, педагогических ситуаций), разработка и защита проектов, сценариев и рекомендаций и др. При организации этнопедагогической подготовки особый интерес, на наш взгляд, представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов. Так например студентами третьего курса была выполнена творческая работа на тему «Использование ТРИЗ технологий в детском саду» где студенты рассказали и показали как посредством казахских национальных игр, художественных произведений и сказок учить детей решать творческие задачи. Еще одним условием повышения этнокультурной компетентности студентов в педагогическом колледже выступает реализация этнокультурных и личностно- ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, развитие способности к решению задач в новых условиях, а также стимулируют их самостоятельную работу, саморазвитие и самосовершенствование.. Эффективным условием повышения этнокультурной компетентности студентов является активное включение будущих специалистов в социально значимую работу во внеучебное время. Так студенты по изучению возможностей использования идей народной педагогики в практике работы детского сада изучили традиции түсау кесу , подготовили и провели этот обычай для детей в рамках празднования наурыз.
Для формирования этнотолерантности у студентов на уроках этнопедагогики создаются условия для конструктивного взаимодействия с представителями разных этносов . При изучении темы «Национальная структура Казахстана» студентам было предложено выполнить домашнее задание: провести исследование и определить, к каким национальностям относятся корни их семьи.
Такая работа позволяет студентам овладевать социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развивает у них способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей как представителей определенной национальности; обучает индивидуальным приемам взаимодействия с людьми разных национальностей. Результаты выполнения курсовых и дипломных работ по исследованию актуальных проблем этнопедагогики, анализ результатов различных видов практик, ответов студентов на экзаменах свидетельствуют о том, что они имеют достаточное представление о сущности этнокультурного образования. У выпускников формируется этнокультурная компетентность: владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных этнопедагогических знаний на практике (операционно-деятельностный компонент), эмоционально-волевой компонент, который характеризуется ответственным и положительным отношением будущего педагога к этнокультуре и процессу этнокультурного образования; проявлением творчества, активности и инициативы в этнокультурном образовании будущих педагогов.
Таким образом, изучение научно-методической литературы и опыта работы преподавателей педагогических колледжей, переосмысление собственного опыта позволило определить основные условия повышения этнопедагогической компетентности будущих педагогов: -
включение в содержание профессионального компонента учебного процесса дисциплин этнокультурного цикла; - ценностно-смысловое самоопределение будущих специалистов по отношению к этнокультурной деятельности; - использование этнопедагогических идей в тематике курсовых и дипломных работ, а также в содержании различных видов практики; - высокий уровень психолого-педагогической компетентности преподавательского состава, что позволяет студентам проявлять творческую активность во взаимодействии с ними в образовательном процессе; - использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения; - активное включение будущих специалистов в педагогически значимую работу во внеучебное время, которая направлена на формирование у них ценных педагогических умений и навыков.
С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение Казахстана, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у будущих педагогов этнокультурной компетентности.
Содержание этнокультурной компетенции
(выражены в результатах обучения) Владение знаниями этнокультуры казахского народа (ЭК-1) - Перечисляет, иллюстрирует в схемах и чётко интерпретирует этнокультуру казахского народа. Владение заниями этнопедагогических понятий и факторов
(ЭК-2) - Перечисляет и схематически изображает кластер основных этнопедагогических понятий.
- Систематизирует и комментирует этнопедагогические факторы, влияющие на этнокультуру казахского народа.
- Демонстрирует умение применять этнопедагогические знания.
- Характеризует национальные психологические особенности определённого этноса. Владение знаниями об этнокультурных ценностях, наследии, нормах и традициях своего этноса (ЭК-3) - Перечисляет и интерпретирует этнокультурные ценности, наследие, нормы и традиции своего этноса.
- Демонстрирует способности соблюдать этнокультурные ценности, наследие, нормы и традиции своего этноса. Способность соблюдать традиции казахской этнокультуры (ЭК-4) - Перечисляет и интерпретирует традиции казахской этнокультуры.
- Аргументирует выбор тех или иных традиций.
- Прогнозирует воздействие традиций на формирование личности.
- Демонстрирует приверженность к соблюдению национальных традиций своего этноса. Способность к сотрудничеству в других этнических общностях
(ЭК-5) - Перечисляет и интерпретирует признаки сотрудничества в определенных этнических общностях.
- Демонстрирует проявление сотрудничества в совместной деятельности с представителями другого этноса. Способность к распознанию этнокультуры народов ЦА (ЭК-6) - Перечисляет и интерпретирует национальные и психологические особенности определенного этноса.
- Моделирует процесс взаимодействия с представителем другого этноса. Владение навыками самоконтроля в других этнических общностях (ЭК-7) - Перечисляет и интерпретирует приемы самоконтроля.
- Использует техники самоконтроля применительно к ситуациям.
- Прогнозирует выбор техник самоконтроля в критических ситуациях. Способность к профилактике конфликтных ситуаций (ЭК-8) - Классифицирует виды этнических конфликтов.
- Аргументирует способы разрешения конфликтных ситуаций.
- Использует конструктивные способы решения конфликтов.
- Демонстрирует умение предотвращать конфликт.