Статья на тему: Формирование и развитие профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания через активные формы и методы обучения»
Статья на тему: «Формирование и развитие профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания через активные формы и методы обучения»
Н.И. Долгополова, Яковлевский педагогический колледж, г. Строитель
Современное профессиональное образование испытывает острую необходимость в чётком обосновании и разработке теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения как учебного процесса в целом, так и его структурных элементов, процесса развития творческого потенциала личности обучающихся. Речь идёт об овладении обучающимися профессиональными компетенциями в ходе целостной профессиональной деятельности: от целеполагания до самоанализа.
Профессиональные компетенции понятие ёмкое, включающее в себя не только профессиональные способности и умения (трудовые функции согласно должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.
В новом макете ФГОС СПО отражён перечень профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности.
Так, при разработке структуры профессиональной образовательной программы СПО для работников индустрии общественного питания определено, что в соответствии с требованиями профессионального стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, во-первых, планировать, организовывать и контролировать производственные процессы на отдельных участках (подразделениях) предприятия питания и, во-вторых, готовить и оформлять сложные блюда, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия с учётом требований качества и безопасности процесса приготовления и готовой продукции для различных категорий потребителей. Связи с этим, для освоения этих профессиональных компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.
Целью образовательной программы является освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых в будущем для выполнения трудовых функций и составляющих модули обучения. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объём знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины. Становится очевидным, что необходимо изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля, форм и методов обучения в профессиональном образовании. Одним из возможных направлений изменения форм и методов обучения является использование активных методов обучения в учебном процессе.
Активные методы обучения это методы, которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счёт сознательного воспитания способностей обучающихся и формирования у них необходимых видов деятельности.
Наиболее распространёнными являются следующие активные формы и методы обучения: метод проектов, эксперимент, мозговой штурм, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, баскет-метод (метод обучения на основе имитации ситуаций), тренинги, обучение с использованием интерактивных технологий и обучающих компьютерных программ, система кластеров (графическая систематизация материала).
Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть следующими теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями:
основные приёмы механической и кулинарной обработка продуктов;
приёмы тепловой кулинарной обработки продуктов;
технология приготовления и отпуска блюд из яиц и творога, холодных блюд и закусок из рыбы, мяса и других продуктов, бутербродов, сладких блюд и горячих напитков;
технология приготовления супов, соусов, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, овощей, рыбы и морепродуктов, мяса, мясных продуктов, сельскохозяйственной птицы;
рецептуры, требования к качеству, условия и сроки хранения;
технология приготовления мучных кондитерских изделий;
технология приготовления полуфабрикатов;
замес теста и способы его разрыхления;
технология приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста, полуфабрикатов и изделий из них;
способы украшения пирожных и тортов.
Перечисленные компетенции формируются в колледже в ходе теоретической и практической подготовки будущих специалистов общественного питания через применение разнообразных активных методов обучения.
Наиболее эффективным и продуктивным методом, на наш взгляд, является обучение с использованием интерактивных технологий. Применение компьютера на занятиях производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, содержательными являются медиа-уроки. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, обучающимся становится работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом; улучшает понимание и делают запоминание материала более прочным. Презентация Использование на занятиях ИКТ даёт возможность сохранять, многократно использовать и варьировать учебный материал.
Например, при изучении новой темы в электронном виде можно воспроизводить на экране такие инструктивно-методические материалы, как инструкционные иллюстрированные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов приготовления блюда, карточки-задания, тесты, технологические карты.
Занимательными и эффективными являются занятия с использованием интерактивной доски, которая позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить изменения и сохранять в виде компьютерных файлов. Ненужные или лишнее объекты можно удалять, необходимые добавлять и восстанавливать. Интерактивная доска позволяет значительно увеличить эффективность воспринимаемого материала, кроме того, обучающиеся начинают воспринимать информацию быстрее, могут принимать участие в групповых дискуссия, выполнять совместную работу, решать общие задания.
Использование активных форм и методов обучения в формировании и развитии профессиональных компетенций специалистов общественного питания имеет огромное значение, столь необходимых для конкурентно-способного профессионала в современных условиях, когда работодателям выгодно иметь в своём штате высококвалифицированного, мобильного, воспитанного, адаптированного работника, со знанием технологического процесса, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, владеющего современными технологиями.