Формирование коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности
Чеботарева Нина Михайловна,
учитель начальных классов
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
города Тамбова
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования установлены требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), которые, наряду с регулятивными и познавательными УУД, обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Говоря о коммуникативных компетенциях ученика следует ориентироваться на понимание их как способности решать задачи общения, готовности слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, реализовать цели общения посредством данного языка. Поскольку язык и речь, являясь основным средством человеческого общения, выполняют коммуникативные функции, очевидна высокая значимость формирования речевых навыков, в том числе, навыков речевого общения, диалогической речи, монологических высказываний.
Педагоги-практики отмечают, что современные младшие школьники сегодня в разной степени испытывают трудности в овладении коммуникативными компетенциями, причинами которых могут быть снижение уровня читательской активности, бедный словарный запас, низкий уровень речевого развития, речевые нарушения. С другой стороны, это могут быть трудности иного характера: заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, замкнутость.
Для формирования коммуникативных УУД необходимы процедуры, отличающиеся от освоения предметных знаний. Задачи коммуникативного развития успешно решаются в ходе реализации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность справедливо определяется как «индивидуальная, парная и групповая деятельность ученика (учеников) и учителя (учителей) по самовоспитанию, саморазвитию, самостроительству личности ученика». Очевидно, что личностный рост ученика неразрывно связан с развитием речи и речевых навыков, формированием речевых средств, в том числе обогащением словарного запаса, использованием речевых навыков в ситуациях различного коммуникативного поведения.
Использование системно-деятельностного подхода при организации внеурочной деятельности способствует формированию основ коммуникативной компетенции в единстве всех видов речевой деятельности - слушания, говорения, чтения, письма; поиска и работы с источниками информации; формирования языкового чутья и чувства слова. Следует отметить, что коммуникативные компетенции формируются во внеурочной деятельности по всем направлениям личностного развития: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность, направленная на формирование коммуникативных компетенций младших школьников, обладает определенной спецификой. К числу таких особенностей следует отнести, во-первых, преобладание диалогических, дискуссионных форм взаимодействия учителя и ученика; во-вторых, широкое участие в подготовке, проведении и рефлексии происшедшего на занятии самих учеников; в-третьих, метапредметную и личностную проблематику; в-четвертых, деятельностную структуру, предполагающую активность ученика, наличие конечного результата; в-пятых, педагогическое разнообразие форм. Наиболее популярными формами внеурочной деятельности, способствующими эффективному формированию коммуникативных компетенций младших школьников, можно назвать внеурочные аудиторные занятия, образовательные путешествия, сценические действа (спектакль, акция и т.д.), игры и соревнования, квесты, досугово-развлекательные мероприятия. Тематика их разнообразна, содержание преимущественно развивающее. Практика организации внеурочной деятельности позволяет отметить эффективность таких дел, как «Азбука поведения» (ролевая игра-этический практикум), «Мы разные, но мы вместе» (цикл занятий, включающий чтение и обсуждение литературных текстов, просмотр мультфильмов, проведение благотворительных акций, практикумов), «Очевидное-невероятное» (проектно-исследовательский цикл), «Волшебство книжного мира» (литературные игры, библиотечные занятия, путешествия по страницам книг, сценические постановки, встречи с творческим людьми, мини-проекты, конкурс чтецов и т.д.).
Важным для формирования коммуникативных компетенций ученика является обязательное включение в структуру внеурочного дела следующих этапов: презентация конечного результата (показ слайдов, сборник эссе, очерков, интервью, выставка и т.п.), оценка конечного «продукта» дела, обсуждение его результатов и как общего реализованного проекта, и как индивидуальных ученических метапредметных результатов, собственных личностных результатов ученика (например, в форме «письма самому себе»).
В результате успешной организации внеурочной деятельности с учетом указанных особенностей у ученика формируются коммуникативные компетенции, включающие следующие элементы: знание способов взаимодействия с окружающими, умение и навыки использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, практическое овладение диалогической и монологической речью, владение культурой устной и письменной речи, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, владение навыками работы в группе, коллективе, способность к осуществлению учебного сотрудничества, владение различными социальными ролями, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, постоянная готовность к контакту, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его, и др.
Таким образом, формирование коммуникативных компетенций во внеурочной деятельности позволяет не только удовлетворить индивидуальные потребности учеников в общении, самореализации, но и, что особенно важно, обеспечивает их продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, т.е. является эффективным ресурсом для благополучной будущей взрослой жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минобрнауки России. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 14.11.2016)
Актуальные вопросы реализации стандарта второго поколения «Перспективная начальная школа» [Текст] : материалы участника личностно-ориентированного модуля / ред. Р. Г. Чуракова. - М. : Академкнига, 2014. - 60 с.
Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии : сайт. - URL: http://www.voppsy. ru/issues/1992/923/ 923014.htm (дата обращения: 14.11.2016).
Давыдова, Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием [Текст] / Н. Н. Давыдова, О. В. Смирных // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 167-174.
Поташник, М.М., Левит, М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. / М.М.Поташник, М.В. Левит. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 208 с.