Формирование ключевых компетенций на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий


Формирование ключевых компетенций на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий

Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования ключевых компетенций обучающихся средствами информационно-коммуникативных технологий. Для реализации поставленной цели необходима определенная система работы. Эта система включает в себя следующие элементы:
отбор содержания в соответствии с требованиями ГОСТ;
использование определенных моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний, соответствующую современным Российским и международным требованиям;
соответствующую организацию учебной деятельности;
осуществление контроля знаний и умений школьников по предмету обучения.
Для реализации поставленной цели мною решаются следующие задачи:
изучить и проанализировать нормативные документы, психолого-педагогическую, научно-методическую, литературу по вопросу формирования ключевых компетенций обучающихся и применению метода проектов;
совершенствовать знания, умения, навыки, формирующие ключевые компетенции;
уметь применять эти знания на практике в различных жизненных ситуациях;
уметь увидеть проблему и наметить пути её решения;
развить самостоятельную познавательную деятельность, критическое мышления; коммуникативность, навыки работы в команде;
приобрести навыки самостоятельной работы с большим потоком информации;
Ключевые компетенции рассматриваются  как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся в конкретных ситуациях. А. В. Хуторским предложено содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.
Применение мною на уроках математики компьютерных технологий повышает интерес к предмету и позволяет сделать урок более привлекательным и содержательным. Компьютерные технологии помогают эффективно адаптироваться под особенности каждого ученика. Использование  компьютерных технологий  на уроках математики позволяет мне  в определённой степени добиться следующих целей:
представить на уроках математики максимальную         наглядность (благодаря настройке изображений, анимации и др.);
повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
вовлечение обучающихся в сознательную деятельность;
использование тестовых задач с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (на разных этапах работы).
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями помогают существенно повысить эффективность образовательного процесса, решать стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Для оценивания уровня сформированности ключевых компетенций мною используется мониторинговая модель - это создание учеником «портфолио». Здесь фиксируются не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались.
Используя данный способ оценивания, я могу в любой момент обрисовать психологический портрет ученика, предложить ему различные конструктивные модели его личностного роста.
В классе, в котором я работаю, 70 % обучающихся имеют «портфолио», и моей главной задачей становиться увеличение данного показателя до 100 %.
В своей работе применяю различные формы и методы организации уроков:
урок изучения нового материала: рассказываю обучающимся о новой теме, а они формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чем”, для того чтобы ученик мог представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни; используются опорные конспекты (отдельная тетрадь), по которым нужно будет пересказать или пояснить прочитанное, выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести. В итоге обучающиеся учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя; используется наглядный материал: с помощью мультимедийного проектора и интерактивной доски изучение материала сопровождается демонстрацией созданных мною слайдов;
урок закрепления пройденного материала: в основном обучающиеся работают самостоятельно, получая мои или старшего по своему ряду консультации;
урок – путешествие: использую мультимедийный проектор с использованием различных учебно - методических пакетов.
Контроль и оценка знаний обучающихся осуществляется через контрольные работы, устный опрос, самостоятельные работы, тестирование (очень удобно проводить с помощью компьютера, что привлекает учеников и дает ему положительный стимул). Хочу выделить определенные достоинства тематических зачетов:
оценка получается путем «сложения» баллов за верно решенные задания. Ученик может выбирать посильные для себя задания, ему понятна система, по которой выставляется оценка. Это создает благоприятную психологическую атмосферу на уроке;
каждое из заданий обязательной части не велико по объему, что позволяет мне получить более четкое представление о пробелах в знаниях обучающего;
знания дополнительной части требуют от ученика помимо владения базовыми знаниями, умениями и навыками, но и творческого подхода.
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – язык человеческой цивилизации. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемой математикой и информатикой. Но нельзя не обращать внимание на то, что обучающиеся должны знать о возможностях, которые может предоставить персональный компьютер и при изучении математики, и при решении математических задач. Поэтому во внеурочное время на факультативе «Математика с компьютером» формирую следующие умения и навыки работы:
Использовать для вычислений: Microsoft Office Excel
Использовать для построения чертежей: Paint, как одну из стандартных программ Windows, векторную графику Microsoft Office Word; пакет «Живая геометрия».
Использовать для построения и исследования графиков функций: Microsoft Office Excel; прикладные графические программы («Мастер функций»).
Использовать для самостоятельного обучения математике компьютерные программы на CD – дисках.
В процессе реализации своего педагогического проекта мною достигнуты следующие результаты:
созданы условия для обеспечения высокой активности обучающихся на уроке;
включенность обучающихся в коллективную деятельность в парах, группах;
осуществляются разнообразные формы контроля ЗУН обучающихся;
формируется потребность находить необходимую информацию и передавать ее содержание адекватно поставленной цели;
повышение качества знаний;
развиваются исследовательские, коммуникативные навыки обучающихся;
устойчивый интерес к точным наукам и учебным занятиям, что определяется по занятости школьников дополнительным образованием.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15