«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»


МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Актанышская начальная общеобразовательная школа-детский сад»
Актанышского района РТ







Э К С П Е Р И М Е Н Т А Л Ь Н А Я Р А Б О Т А













Автор: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мусина А.Х.







с.Актаныш
2015 год

Пояснительная записка.

Тема экспериментальной работы: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

Актуальность и суть эксперимента:

«Никогда никакими силами не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.»
А. Н. Толстой.

Все педагоги, воспитатели и любящие своих чад родители единогласны в том, что большое значение в жизни каждого ребенка имеет любовь к чтению книг. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением. Но ничто не приходит само собой. И каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.
Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, то они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?
Интерес к книге у детей появляется в раннем детстве. Книга доставляет удовольствие при рассмотрении, при перелистывании, при слушании. Кроме того каждая новая книга – это радость открытия, возможность общения с взрослыми. Можно вместе переживать и веселиться и быть надёжно защищённым от злого и страшного. Есть немало различных причин, объясняющих любовь детей к чуду, имя которому – детская книга. Её тайна остаётся с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное , трепетное чувство.
« Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус – незабываемые» - пишет Т.Тэффи в рассказе «Книги».
Экспериментальная работа « Всё начинается с книги» названа так не случайно. Ведь читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Дети – талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с лёгкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке – замечательные свойства детей в возрасте 6-7 лет. Помочь учащимся младших классов развивать эти способности и призвана моя экспериментальная работа.
Также экспериментальная работа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие детей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить художественными образами, лёгкость возникновения творческого состояния ( в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

Основные цели и задачи экспериментальной работы:

1 Развитие позитивного отношения учащихся к художественной
литературе.
2 Воспитание потребности в чтении, как источнике радости общения, новых
знаний и эмоций.
3.Формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения, формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей, расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка.
4. Развитие культуры чтения, воображения и речи ребенка.
5. Воспитание образного восприятия содержания литературных
произведений.

Объект эксперимента: Образовательный процесс

Предмет эксперимента: Методика читательского развития и условия эффективного её применения во внеурочной деятельности

Состав участников эксперимента и их функциональные обязанности:
Учитель – автор и ведущий ЭР. Он занимается разработкой программы, апробирует её, готовит и проводит занятия с детьми, проводит диагностику групп.
Дети – учащиеся 1 класса. Участвуют в занятиях, выполняют рекомендуемые им задания, читают предложенные и интересующие их книги, принимают участие в мероприятиях.
Родители – интересуются занятиями, успехами детей, способствуют чтению, творческому развитию детей.
Психолог – наблюдает за комфортностью детей на занятиях, помогает библиотекарю проводить диагностику и разрабатывать диагностические тесты.
Библиотекарь – помогает учителю подбирать литературу, проводить экскурсии в библиотеку.

Формы и методы ЭР:
Формы работы, используемые в данном эксперименте : совместное слушание, повторение, заучивание стихов и песен, разыгрывание по ролям, рисование, игры и др. Такие формы работы дают ребёнку возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать всё это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получалось. Радоваться успехам.
Поскольку одна из задач – прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и выразительно раскрыть детям её смысловое содержание.
Главная форма подачи материала в первый год работы – громкое чтение.
Громкое чтение – это традиционная форма работы с учащимися 1 класса. Она помогает детям глубже понять и почувствовать литературный материал.
При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм, настроение стиха. Авторские четверостишия – хороший материал для совместных повторов и заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические – это внимание к сюжету, создание образов.
Практически на каждом занятии используются аудиокассеты, диски с детскими песнями. Они способствуют возникновению творческого состояния, вводят в тему занятия, легче помогают перевоплощаться.
Практически каждое домашнее задание – это рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, они воплощают в рисунке. Рисование для детей младшего школьного возраста – органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка – умственного, эмоционального, и т.д. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, мышление и речь.

Направления деятельности по информатизации ЭР:

Учебное: Использование компьютера для создания и просмотра
видеоматериалов.
Педагогическое: Осуществление психолого – педагогического мониторинга за развитием личности.
Обслуживающее: Использование и пополнение материалов и методических пособий по тематике ЭР

Ожидаемые результаты ЭР:

Предполагаемые результаты реализации программы
1. Развитие познавательной активности, творческих способностей и фантазии.
2. Повышение читательской, школьной и внешкольной активности детей.
3. Улучшение результатов учебы, приобретение читательских навыков.
4. Повышение уровня словарного запаса и интеллекта.
5. Повышение уровня комфортности в группе, сплочение детского коллектива.
6. Повышение уровня социальной адаптации детей.

Этапы эксперимента:
1 этап: Подготовительный ( 2015-2016учебный год)
Изучение литературы по теме, разработка программы, подбор
диагностических тестов, книг, посещение занятий в детском саду.

Цель: Выявление актуальности эксперимента по заданной теме

Содержание работы
Дата
Индикатор

1
Изучение исследовательских и экспериментальных работ по теме
Сентябрь-октябрь 2015г
Картотека статей

2
Подбор диагностических тестов для родителей и учащихся
Ноябрь
2015г.
Картотека тестов, анкет

3
Разработка разделов и подбор тем для занятий
Декабрь-январь 2015-2016 года
Макет программы занятий

4
Подбор литературы для детского чтения
Февраль – март 2016 г.
Список литературы

5
Наблюдение за детьми в детском саду «Сказка» при ознакомлении с детской литературой, посещение занятий по «Развитию речи»
Апрель – май
2016г.
Реакция детей их восприятие


2 этап: Практический (2015-2016 учебный год)
Тестирование учащихся, набор экспериментальной и контрольной групп, работа с родителями, апробация ЭР
Цель: Привлечение детей к активному чтению и пользованию книгой, родителей к «семейному» чтению.


Содержание работы
Дата
Индикатор

1
Тестирование и анкетирование учащихся
Сентябрь 2015 года
Заключение психолога

2
Анкетирование родителей
Октябрь
2015 года
Заключение учителя и родительского комитета

3
Создание групп: экспериментальной и контрольной
Ноябрь 2015 года
Списки групп

4
Реализация и корректировка ЭР
Ноябрь2015г.-май 2016г.
Рисунки детей
Частота посещения занятий

5
Промежуточные результаты ОЭР
Февраль- апрель
2016 года
Выставка рисунков, выступления детей экспериментальной группы, открытое занятие для родителей


3 этап: Аналитико – обобщающий ( май 2016года)
Повторное тестирование групп, анализ тестов, выводы
Цель: Проверка действия эффективности ОЭР на учащихся
экспериментальной группы

Содержание работы
Дата
Индикатор

1
Положительное отношение общественности (анкетирование родителей)
5-10 мая 2016 года
Результаты анкетирования

2
Интервьюирование экспериментальной и контрольной групп.
10-15 мая 2016 года
Анализ интервьюирования

3
Тестирование психологом экспериментальной и контрольной групп
15-20 мая 2016 года
Интерпретация по тестированию

4
Обобщение результатов ОЭР
20-25 мая 2016 года
Презентация учителя

5
Анализ первого года ЭР
27 мая
2016г.
ШМО учителей нач. классов, НОШ-детский сад»


Прогноз негативных последствий:
-Быстрая утомляемость детей;
- Родители не будут оказывать соответствующую помощь;
-Часть детей не будут успевать читать по программе, вовремя выполнять
задания;
-Может не хватать книг по программе.

Способы корректировки негативных последствий:
-Предлагать детям задания по силам, так как у каждого ученика свой
базовый уровень развития, скорость восприятия информации,
начитанность.
-Находить необходимые произведения в домашних, детских библиотеках, в
других сборниках.
-Ориентировать детей на успех, удостаивать похвалы каждого ребёнка.
-Проводить беседы, встречи с родителями, организовать открытое занятие для родителей, с целью активного привлечения к ЭР.

Предполагаемые результаты реализации эксперимента.
1. Развитие познавательной активности.
2. Повышение читательской активности детей.
3. Улучшение результатов учебы.
4. Повышение уровня интеллекта.
5. Повышение уровня комфортности в группе, сплочение детского коллектива.
6. Повышение уровня социальной адаптации детей.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грибова О.Е.,Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас.-М.:АРКТИ,1999.-32с.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
3. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание,1974.
4. Рябушкина Н.А. Новые подходы к преподаванию литературы в начальных классах/Начальная школа, 1999 - 3
5. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Москва. Педагогика. 1980 г.
6. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1-м классе. Москва 1981 г.
7. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение во 2-м классе. Москва 1983 г.
8. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3-м классе. Москва 1985 г.
9. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Просвещение. 1991 г.
10. Светловская Н.Н.Основы науки о читателе. Москва. 1993 г.
11. Уроки внеклассного чтения. Пособие для учителя. Составители Л.Г.Нестурх. Москва. Просвещение. 1980 г.
12. Уроки внеклассного чтения. // Начальная школа 1995 г. 3.
13. Родная речь. 1 класс, составители Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий и др.
14. - Родная речь. 2 класс, в 2 ч. составители М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.
15. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Капельки солнца: Книга для чтения в 1-м классе.- М.: Баласс, 2002.-208 с.,ил,-(Серия «Свободный ум»)
16. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс. «В одном счастливом детстве».В 2-х частях.- М.: Баласс,2007.-208с., ил. - ( Образовательная система «Школа – 2100». Серия «Свободный ум»).
17. Голованова М.В. и др.Родная речь. Учебник по чтению для учащихся нач. школы. В 3 книгах.Кн. 1/Сост. М.В. Голованова и др.- М.: Просвещение, 1996.- 351 с., ил.
18.Читаем, учимся, играем: журнал.- №10,2004.-с.66-67








Анкета для первоклассников «Моя читательская активность».
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты слушать, когда тебе читают?
-да-
-нет-
2. Для чего нужно читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Знаешь ли ты, что такое библиотека?
-да
-нет-
4. Что ты любишь слушать больше всего?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-смотреть мультики
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги ?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители, когда ты их просишь почитать тебе книгу?
-с удовольствием читают
-сердятся и отправляют смотреть мультики
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую тебе недавно прочитали?
-могу
-не могу
9. А ты хочешь научиться читать?
-да
-нет
10. У тебя дома много детских книг?
-да
-нет







АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Фамилия, имя, отчество ________________________________________
Возраст _________________________________________
Образование __________________________________________
Профессия __________________________________________
Место работы ___________________________________________
___________________________________________
Состав семьи ___________________________________________
Чем любит заниматься ваш ребёнок в свободное время?________________
________________________________________________________________
Любите ли вы читать? ___________________________________________
Ваша любимая книга ___________________________________________
Пользуетесь вы услугами библиотеки?_______________________________
Есть ли у вас домашняя библиотека? _______________________________
Есть ли в ней детские книги? ________________________________
Какой герой или какая книга любимая у вашего ребёнка?________________
_________________________________________________________________
Практикуете вы семейные чтения?____________________________________
Любит ли ваш ребёнок громкое чтение?________________________________
Как вы считаете : читать это - важно не важно не очень важно
(подчеркнуть)
Пользоваться библиотекой в течение жизни – (подчеркнуть)
это важно не важно не очень важно
Чем может вам помочь экспериментальная работа в организации чтении вашего ребёнка? _____________________________________


















Список детей экспериментальной группы:

1 Аглямов Гадель Данилевич
2 Айбашева Алиана Марксовна
3 Валиев Вилдан Фаридович
4 Валиев Даниль Анатольевич
5 Газизов Амир Ленарович
6 Зарипова Адиля Ильназовна
7 Исламова Рузалия Рузилевна
8 Мухаметдинов Фархат Дилусович
9 Мухаметдинова Эльвина Ураловна
10 Мингазова НурзиляРинатовна
11 Нуруллин Мансур Маратович
12 Фаррахова Лейсан Алмазовна
13 Фаххуртдинова Чулпан Айдаровнна
14 Шайхразиев Амирхан Булатович
15 Юсупова Сюмбель Рашитовна




























Тематическое планирование.

Первый класс - « Дорога Детства».

1 РАЗДЕЛ «Знакомство с книгой»


п/п
Тема занятия
Используемая литература
Дата

1.
Что такое книга?
Книга - спутник, советчик, друг: экскурсия в библиотеку."О чем рассказала обложка"- беседа.

"От Азбуки Ивана Фёдорова до современного Букваря» («Хрестоматия»)
Л.Дьяконов «Наказ первокласс- сникам» (Р.И. Романовская «Тайна живого слова»)



2.
«Устное народное творчество»

Песенки, пестушки, потешки. Считалки, скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки.



3.
Сказки разных народов.
Сборники сказок. Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка»




2 РАЗДЕЛ «Любимые детские писатели о детях и для детей».


4.
Творчество А.Л. Барто
Сборники произведений А.Л. Барто. «Игрушки», «Игра в слова»,


5.
Творчество С.Я. Маршака
Сборники произведений С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Урок родного языка».


6.
Творчество С.В. Михалкова
Сборники произведений С.В. Михалкова «Дядя Стёпа», «Считалки», « Мой щенок», «Три поросёнка», «А что у вас?»


7.
Творчество К.И.Чуковского
Сборники произведений К.И. Чуковского




3 РАЗДЕЛ «Ребятам о зверятах»


8.
Творчество В.В. Бианки
Сборники произведений В.В. Бианки «Лупленый бочок», «Теремок», «Лесная газета».


9.
Творчество М.М. Пришвина
Сборники произведений М.М. Пришвин «Моя Родина», «Рассказы о природе», аудиозапись голоса птиц и природы.


10.
Творчество К.Г. Паустовского
Сборники произведений К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»


11.
Творчество Е.И. Чарушина
Сборники произведений Е.И. Чарушина»Друзья», «Томка и Тимка», презентация



4 РАЗДЕЛ «Вместе весело шагать»


12.
Творчество Н.Н. Носова
Сборники произведений Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей»- книга и видеофильм.


13.
Творчество Э.Н. Успенского
Сборники произведений Э.Н. Успенского. «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Стихи для детей.


14.
Литературная викторина «Этот удивительный мир книг». Подведение итогов.
Любимые книги детей.
Презентация «Как мы с книгой подружились»



Темы занятий на следующие годы.

2 класс - «Если добрый ты, то всегда легко».

3 класс - «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»

4 класс – « Зарубежная литература»














13PAGE 15


13PAGE 141315




"Всё начинается с книги"Arial Black15