Работа по английскому языку на тему Скрайбинг как средство повышения коммуникативной компетенции (9 класс)
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. Савельева Екатерина Семеновна
Год рождения 1991 г.
Образование Магистр,ДонНУ2013 г.
Специальность Язык и литература (английский)
Квалификация Магистр филологии, учитель английского и неметкого языков , учитель зарубежной литературы
Стаж работы 2 года
Место работы Донецкая гимназия №92
Должность Учитель английского языка
Категория Специалист
Хобби Свит-дизайн, бальные танцы и путешествие. Являюсь активным членом греческой общины, участвую в различных мероприятиях.
Прием скрайбинг как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку
Савельева Екатерина Семеновна,
учитель английского языка
Донецкой гимназии №92
Аннотация проекта
В этом проекте рассматривается прием скрайбинг как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку. Следовательно, объектом этого исследования является повышение коммуникативной компетенции, а предметом повышение коммуникативной компетенции учащихся при помощи приема скрайбинг. Целью является доказать, что использование приема скрайбинг является одним из средств повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка, а также способом активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении английского языка.
Проект поможет познакомиться с приемом скрайбинг, новым и перспективным направлением в работе по визуализации информации. В ходе проекта поднимается вопрос, как можно использовать технологии скрайбинга в учебной деятельности, а также перечисляются преимущества скрайбинга как приема, который позволяет повысить познавательный интерес учащихся к английскому языку.
Также стоит отметить, что результаты данного исследования могут быть использованы учителями, как младшей, так и старшей школы в различных учебных заведениях.
Прием скрайбинг как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку
Савельева Екатерина Семеновна,
учитель английского языка
Донецкой гимназии №92
Обоснование необходимости проекта
Компетентностный подход к обучению становится приоритетным направлением модернизации образования. Главная идея компетентностного подхода — формирование профессиональной компетентности специалиста, о которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.
Отсюда одной из наиболее важных задач современной системы образования является формирование ключевых компетенций учащихся. Появляется потребность в формировании таких качеств личности, как способность человека воспринимать новое, быстро менять различные виды деятельности, умение работать творчески, адаптироваться в современном обществе.
Компетентностно-ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров направлений развития содержания образования. Появление компетентностного образования – это ответ на вызовы общества, его главная идея – это обеспечение органичной связи школы с жизнью, обучение учащихся еще в стенах школы способности эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов.
По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Так как в этой работе исследуется формирование познавательного интереса учащихся при помощи приема скрайбинг, считаю целесообразным дать определение этому приему.
Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Учителю, кроме него самого, необходимы лиш поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их можно делать. Настоящий скрайб-рисунок - это рисунок в стиле "минимализм", совсем не закрашенный, без явной прорисовки деталей, то есть достаточно схематический. Необходимо помнить, что аргументы должны следовать друг за другом, а аудиторию надо постоянно вовлекать в процесс.
Язык иллюстрации понятен всем: листая иностранный журнал, вы, скорее всего, догадаетесь, о чем идет речь в его статьях, благодаря изображениям. Вспомните, какие уроки в школе вам нравились больше всего? Конечно, сухие и монотонные потоки речи пройдут мимо ушей и не вспомнятся на ближайшей контрольной. Зато рассказ преподавателя, полный примеров из жизни, да еще подкрепленный схемами и рисунками на доске, вызовет, как минимум, интерес к самому преподавателю, а как максимум, к его предмету.
Гораздо лучше ученики воспринимают информацию визуально. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос создания графических презентаций, позволяющих ученикам воспринимать и усваивать информацию болем эффективно.
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Вопрос о формировании познавательного интереса у учащихся в процессе обучения английского языка давно привлекает внимание и по этой проблеме имеется рядработ Китайгородской Г.А., Бабаянц А.В., Искрина С.А., Ариян М.А. и ЦетлинаВ.С и др..
Еще Л.Н.Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».
В последнее время появилось много приемов и методов, вызывающих познавательный интерес у учащихся и вместе с тем способствующих их развитию. Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте реализации новых образовательных стандартов является прием скрайбинг.
Цели и задачи проекта
Скрайбинг – это создани енебольших понятных рисунков, которые делают смисл урока или презентации болем понятным.
Таким образом, объектом этого исследования является повышение коммуникативной компетенции, а предметом повышение коммуникативной компетенции учащихся при помощи приема скрайбинг.
В данной работе ставится цель доказать, что использование приема скрайбинг является одним из средств повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка, а также способ активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении английского языка.
Гипотеза: если систематически использовать прием «скрайбинг» на уроках английского языка, то это будет способствовать повышению коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку и активизации познавательного интереса обучающихся.
Задачи исследования:
выявить психолого-педагогические аспекты применения приема скрайбинг на уроках;
определить условия повышения эффективности обучения иностранному языку с использованием приема скрайбинг в учебном процессе;
заинтересовать и мотивационно подготовить учащихся к работе с языковыми единицами средствами информационно-коммуникационных технологий.
разработать и подобрать упражнения для формирования каждогонавыка коммуникативной компетенции с использованием приема скрайбинг;
провести мониторинг познавательной активности и сформированности навыков коммуникативной компетенции у учащихся.
Основное содержание проекта
Скрайбинг имеет ряд преимуществ (Приложение 1), что позволяет использовать его на любом уроке и по любой теме для объяснения нового материала и проверки усвоенного:
проверка домашнего задания (с помощью скрайбинга рассказать о матери але пришлого урока, функция опорной образной схемы);
формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы;
обобщение материала, закрепление (скрайбинг состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
организация групповой работы (составление скрайбинга на заданную тему из предложенных изображений, сравнение рисунков групп);
творческое домашнее задание (составление рисунка в печатном или электронном виде на заданную тему);
построение структуры урока (скрайбинг может содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой).
Скрайбинг бывает "ручной" и "компьютерный". Ручной - классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Компьютерный скрайбинг намного проще. Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора.Таким образом, практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга: начиная с поздравительной открыткой и заканчивая мультфильмом.
Задача скрайб-презентации - донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить.Для этой цели я использую различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Четкость, краткость, понятность - секрет успеха любой скрайб-презентации.
В своей практике на уроках английского языка я использую следующие техники скрайбинга:
Скрайбинг «Рисовательный».
Классический вариант скрайбинга. Рука художника (скрайбера) рисует в кадре картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж. На уроках английского языка в
7-9 классах учащиеся смотрят видео и делают скрабы - рисунки на тему: “English is the international language. Why should we learn English.”(Приложения 4-7). В 11 классе учащиеся рассуждали и делали рисунки на тему: «Solving the food crisis”(Приложения 8-9).
Скрайбинг «Аппликационный».
На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Этот вид скрайбинга требует минимальных затрат. На уроке нужно иметь только листы бумаги или любой другой фон, набор картинок – аппликаций, видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки, микрофон для записи «озвучки», компьютерные приграммы для записи аудио и редактирования видео.
На уроках английского языка со 2-м классом мы смотрели сказку «Золушка» и клеили изображения на альбомные листочки. Затем дети дарили свои работы мамам на 8 марта.
Скрайбинг «Компьютерный».
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн сервисы. Самый простой скрайбинг можно создать даже с помощью программы PowerPoint: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляються постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга – «эффект паралельного следования».
Прием «скрайбинг» основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.
Ресурсы
Задача скрайб-презентации - донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить. Для этого используются различные ресурсы (интеллектуальные, информационные, материально-технические и т.д.).
Для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускается использование других гаджетов). Существуют различные техники скрайбинга и для каждой требуюся различные инструменты и материалы.
Необходимые инструменты и материалы для рисовательного и аппликационного скрайбинга:
Листы бумаги или любой другой фон;
Набор картинок-аппликаций;
Видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
Микрофон для записи "озвучки";
Компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
Компьютерный скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe или же с помощью программы Power Point.
В целом, прием скрайбинг требует минимальных ресурсов и затрат, но очень эффективен для повышения навыков коммуникативной компетенции и формирования познавательного интереса учащихся.
Целевая аудитория
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — вот девиз скрайбинга. Как известно, около 80% информации мы получаем через зрение. Две трети человечества — визуалы, для них зрительные впечатления — самые сильные и важные. Поэтому чем разнообразнее, интереснее и «визуальнее» вы будете преподносить информацию, тем больше шансов, что целевая аудитория воспримет ее быстро и правильно, поймет и примет.
Чтобы научиться скрайбингу, не нужно быть художником, умение рисовать здесь не важно. Важно не то, как вы умеете рисовать, а что рисуете. Кроме того, в скрайбинге вместо рисунков иногда используют аппликации или, например, магнитики — тут вообще не понадобится умения вычерчивать линий. Поэтому заниматься скрайбингом могут как маленькие дети так и взрослые. Если мы говорим о применении приема скрайбинг на уроках английского в школе, то его можно использовать как в первом, так и в одиннадцатом классе. Количество участников не ограничено (это могут быть как маленькие группы, так и большие коллективы), так как этот прием требует минимальных материально-технических затрат.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Работа со скрайбингом отражает глубину понимания учащимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует:
Развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;
проявлению нестандартного мышления и креативности;
развитию коммуникативных и регулятивныхумений;
формированию навыков работы с информацией;
повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.
Таким образом, скрайбинг – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Уникальность скрайбинга еще и в том, что в итоге, учитель получает уникальный видеоролик, который разрабатывался всем классом. Учитель вовлекает учеников в процесс разработки, повышая их интерес к уроку, и получает продукт продвижения, который поможет Вам ярко рассказать об учебном материале, заинтересовать учеников. В ходе работы ученики делятся своими мыслями, идеями, «погружаются» в изучение материала и тем самым лучше начинают работать с ним в дальнейшем.
В дальнейшем создается целый ряд видеороликов или рисунков, которые пополняют копилку учителя. Чтобы повысить заинтересованность учащихся в изучении английского языка, самые лучшие работы могут быть выложены на различных сайтах или же можно провести школьный конкурс на лучший видеоролик или рисунок, сделанный с помощью приема скрайбинг.
Применение приема скрайбинг, а также других методов и приемов, которые способствуют формированию познавательного интереса у учащихся, оказывает положительное влияние на учебный процесс. Например, мною было проведено исследование, в результате которого было выявлено, что оценки по говорению после внедрения методов и приемов интерактивного обучения ( в том числе и скрайбинг) повысились от 7% до 10%, что не может не говорить об эффективности таких приемов как скрайбинг для повышения коммуникативной компетенции у учащихся (Приложение 2).
Также стоит отметить, что за эти 2 года учащиеся поучаствовали в различных конкурсах, международных олимпиадах и заняли много призовых мест («Интернет-олимпиада Метащкола», «Инфоурок» и др.). Отдельно хочется отметить участие учащихся в сдаче Кэмбриджских экзаменов на получение сертификатов уровня владения английским языком. Все учащиеся успешно сдали этот экзамен, среди них есть даже те, кто сдал его на отлично (Приложение 3).
Проведенное исследование показало, что применение на уроках английского языка помогает повышать мотивацию к изучению предмета, делать уроки интересными и разнообразными. Невозможно достижение качества обучения иностранному языку без обратной связи, что даёт возможность не только анализировать результат деятельности учителя и учащихся, а также планировать дальнейшую деятельность. Такие задания помогают развивать мышление и креативность учащихся, умение работать в команде, снимать психологический барьер и приобретать чувство уверенности при общении на иностранном языке.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В настоящее время английский язык занимает значимое место в жизни любого человека. Всего лишь несколько лет назад он воспринимался всеми как иностранный. Но со временем его роль настолько возросла, что теперь он считается международным. Другими словами – это глобальный язык всего мирового сообщества. Ученые считают, что менее чем через сто лет языкового барьера не будет, и люди повсюду будут общаться именно на английском. Поэтому важность изучения английского языка нельзя недооценивать.
Повышение коммуникативной компетенции учащихся стоит одной из главных задач учителя на уроке иностранного языка. Для этого используются различные приемы и методы, которые повышают познавательный интерес учащихся. Учащиеся запоминают материал лучше, если он подан не сухо, а с применением разных интерактивных приемов, которые заставляют его мыслить креативно, задействуют все его навыки и способности. Скрайбинг – это прием, который при минимальных затратах может сделать урок живым и интересным, а также побудить учащихся на собственное творчество и на создание своих авторских проектов. Он подходит для всех возрастных групп и будет интересен как первокласснику, так и выпускнику.
Для популяризации проекта предлагаю устраивать конкурсы на лучший видеоролик или рисунок при помощи приема скрайбинг. На первом этапе провести конкурс в школе, а дальше можно провести конкурс среди победителей школ района или даже республики. Лучшие работы можно выложить в интернет на сайте отдела образования или на любом другом сайте (в том числе в социальных сетях).
Использованные информационные ресурсы
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Вопросы организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения // Открытое и дистанционное образование. 2012 . №4(48). С. 72-80.
Китайгородская Г.А Методические основы интенсивного обучения
иностранным языкам // ИЯШ №6, 1988. – С.42
Китайгородская Г.А Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1986. – 51с.
Кунанбаева С.С Современное иноязычное образование:методология и теория. –
Алматы, 2005. – 36с.
Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно–коммуникационных технологий // Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56
Литвинова О. А., Храмова М.В., Барышева А.Д., Чабан М.А. Возможности использования технологии скрайбинг в образовательном процессе. // Информационные технологии в образовании : Материалы VI Всерос. научно-практ. конф. – Саратов : ООО « Издательский центр « Наука» « , 2014. –С. 115-118.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 42-44с.
Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000, №2.
Концепция модернизации Российского образования [Электронный ресурс]. URL:http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf8/s11.pdfСкрайбинг [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/mkskrajbing/ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Преимущества скрайбинга
1. Эффективность. За короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
2. Универсальность визуализации.Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным язиком общения.
3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрайб, необходимы лиш ьповерхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускаетсяиспользование других гаджетов).
4.Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моменто впрезентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанныелекции, доклады, поскольку, как правило,сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.
5. Возможность непрерывного общения с учениками на протяжении все оурока.
6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается в конце урока) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.
7. Эффект паралельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По результатам оценивания учебных достижений учащихся по английскому языку за 2014-2015 и 2015-2016 учебные года среди учащихся 6Б-7Б, 7А-8А, 9А-10А классов можно заметить, что оценки по говорению повысились среди учащихся 6Б-7Б на 8-9%, 7А-8А на 9% и 9А-10А на 10% по сравнению с 2012-2013 гг., что говорит об эффективности использования методов интерактивного обучения (в том числе приема скрайбинг) на уроках английского языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3