Урок русского языка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Малая Сергиевка
Тамалинского района Пензенской области
Учитель: Новикова Светлана Николаевна
Тема: «Не гасите свет своей души по рассказу А, Платонова «Юшка»
Цели:
помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;
выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком через живопись, музыку;
развивать навыки критического мышления, навык анализа произведения, монологическую речь учащихся;
воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, краски.
Ход урока
Я внезапно коснулся жизни обнажившимся сердцем.
А. Платонов.
Вступительное слово учителя.
Хочется крикнуть людям:
«Будьте щедрей на ласку!»
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
Как скоипдон монеты,
Ласку не прячьте, люди,
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.
-О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? ( Об отношении людей между собой, о добре)
Целеполагание. (Слайд №1)
3. Вызов.
-Как вы относитесь к людям, странным на ваш взгляд?
-Задумывались ли вы о причинах поведения таких людей?
- Народная мудрость гласит : «Найди ключ к человеку, пробуди его доверие – перед тобой откроется сокровище». Наша задача – подобрать ключ к Юшке, раскрыть его душу.
4.Этап осмысления материала.
Для этого мы используем прием 6 шляп. Шляпа – тот предмет гардероба ,который легко снять и одеть, он позволяет нам почувствовать себя в разной роли.
(Обозначения шляп на слайде)
-Каждый из вас уже выбрал себе любимый цвет шляпы, когда вы входили в класс.
Задания для белой шляпы.
1.Дайте подробный литературный портрет Юшки.
2. Изложите факты его жизни.
(После выступления белых эксперт в синей шляпе делает вывод, отвечая на вопрос: Что, по-вашему, является главной в этой характеристике? (Глаза). Охарактеризуйте Юшку одним словом. (Слабый, невзрачный, тихий, скромный ,незаметный, кроткий).
Задания для красной шляпы.
Представьте, что вы
-дети из рассказа;
-взрослые из рассказа;
-веселый прохожий;
-молодая девушка;
-читатель.
Какие чувства вы испытываете к Юшке?
2. Прав ли Юшка, когда говорит, что «народ меня любит»?
«Дети терзали его» Определите значение данного слова через подбор синонимов.
«Сердце в людях бывает слепое» Как вы поняли эту художественную деталь?
.Почему А. Платонов употребляет слово «осерчал»?
Эксперту в синей шляпе: Какие чувства преобладают?
Вы, читатель 21 века, встретились с Юшкой. Что бы вы ему сказали?( Преобладают грустные, печальные чувства. Мы испытываем чувство стыда за поведение героев рассказа. Хочется сказать : «Прости нас, Юшка!»
Задания для зеленой шляпы.
1. Изобразите на листе бумаги палитру чувств рассказа «Юшка» с помощью цвета.(Теплые тона – положительные эмоции, холодные – отрицательные).
Эксперту в синей шляпе: Почему в палитре оказались и холодные, и теплые оттенки? Как это связано с рассказом «Юшка»?
( Оттенки разные, так как все по-разному воспринимают прочитанное. А люди из рассказа хотели, чтобы Юшка походил на них, их раздражала его непохожесть).
Задания для чёрной шляпы.
1 Поделите следующих героев на две группы: дети, взрослые, Юшка, веселый прохожий, молодая девушка. Какой принцип использовали?
2. Кем бы вы хотели стать в жизни: Юшкой или его односельчанами?
3.Как вы понимаете пословицу «Не делай добра – не получишь зла»
4.Как вы относитесь к следующим строкам:
Добро уныло и занудливо
И постный вид, и ходит боком,
А зло обильно и причудливо,
Со вкусом, запахом и соком»
И. М. Губерман.
Эксперту в синей шляпе: Почему в одной группе оказалось больше героев, чем в другой?
(Добрым быть в жизни сложнее, нелегко нести добро людям)
Задания для желтой шляпы.
1.Перед вами текст песни иеромонаха Романа.
Сон мне приснился
Очень странный сон.
Будто я слышу
Погребальный звон.
Припев: Тихо иду
В белой рубахе по полю
И журавли
Словно кресты колоколен.
Ноги босые
За плечом сума.
Люди косятся,
Мол, сошел с ума.
Припев.
Тело устало
Ноет от вериг.
Где-то под сердцем
Шевелится крик.
Припев
Виделась в черном
Моя Родина.
Виделось диво
-Я юродивый.
-С каким эпизодом рассказа можно соотнести слова этой песни?
- Несмотря на общий грустный настрой, попытайтесь выделить позитивное в данном эпизоде.
Эксперту в синей шляпе: Как этот отрывок дополняет образ Юшки?
(Наедине с природой герой был счастлив, у него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам». Он предстает нежным, ранимым. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой.)
Прослушаем эту песню в исполнении певицы Жанны Бичевской.
Рефлексия.
-А теперь все вместе поменяем шляпы и подведем итоги. Юшки больше нет. Наденем все черные шляпы. Что негативного осталось в жизни людей после его ухода?
(Людям стало жить хуже, потому что теперь злоба и глумление оставались среди них, не было безответного Юшки)
-Так неужели весь смысл жизни сводится к тому ,чтобы принимать злобу и глумление на себя? Наденем желтые шляпы. Что позитивно?
(Добро, отданное Юшкой, вернулось к людям в образе его приемной дочери).
- Проанализируйте следующие высказывания:«Я тоже всему свету нужен»
«Без меня народ неполный»
Сделайте вывод, для чего родился Юшка? В чем смысл его жизни?
На доске запись «У Юшки доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир».
После прочтения добавляю вопросительный знак? Способен ли ?
Вывод: Да, способен изменить что-то даже самый тихий, безответный, кроткий Юшка)
Учитель:
-Пусть ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добротой к людям)
Урок - размышление
"Не гасите свет своей души"
(по рассказу А. Платонова "Юшка")15