Учебные ситуации на уроках литературного чтения по теме «Сказочные богатыри» с использованием современных образовательных ресурсов (2 класс)
Root EntryУчебные ситуации на уроках литературного чтения во 2 классе
по теме «Сказочные богатыри»
с использованием современных образовательных ресурсов
Общая информация
Автор
Ушакова Светлана Юлиевна
Предмет
Литературное чтение
Класс
2
Учебная тема
Сказочные богатыри
Продолжительность учебной ситуации
5 часов
Интегрированные предметные области
Информатика, русский язык, история, музыка, ИЗО
Планируемые результаты
Предметные результаты
(Образовательные результаты/документ «Предметные результаты (материалы ФГОС начального образования)»)
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты
(Образовательные результаты/документ «Личностные результаты. Требования к личностным результатам едины для начальной и основной школы»)
Самоопределение
Смыслообразование
Ценностная и
морально-этическая
ориентация
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты
(Образовательные результаты/документ «Метапредметные результаты
(материалы ФГОС начального образования»)
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Элементы ИКТ-компетентности
(ИКТ-компетентность школьника/Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся - раздел 4.4. основной образовательной программы образовательного учреждения (Начальная школа))
1. Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио и видеофрагменты, ссылки).
2. Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.
3. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов.
4. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.
5. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.
6. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
Описание учебной ситуации
Сформулируйте в виде проблемного вопроса учебную задачу
Опишите деятельность учителя по организации работы учащихся
Опишите планируемую деятельность учащихся
Существуют ли богатыри в наше время?
Мотивирует учащихся. За неделю до введения в тему предлагает ответить на вопросы викторины, оформить ответы в виде небольшого текста и графики
прописывает критерии оценивания Организует работу в Интернете в сервисе Презентации Google и
на сервисе Stixy.com.
Викторина о людях, оставивших свой след в истории: «Богатыри земли русской»
1.Автор знаменитого толкового словаря, давший следующее определение: богатырь – человек рослый, необычайно сильный, смелый и удачливый воин (Владимир Даль)
2.Воин, участвовавший в битве двух богатырей на Куликовом поле. (Пересвет.)
3.Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)
4.Художник, задумавший написать картину про богатырей в юности, но закончивший ее, уже будучи прославленным мастером (Виктор Васнецов.)
5.Композитор, работавший одновременно над двумя произведениями – оперой «Князь Игорь» и «Богатырской симфонией» (Александр Бородин)
6.Полководец, не проигравший ни одного сражения, хотя внешне совсем не похожий на богатыря (Александр Суворов.)
7.Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
8.Знаменитый цирковой силач в прошлом, ныне – руководитель Центра реабилитации людей со спинномозговой травмой (Валентин Дикуль)
9.Русский атлет, которого представляли только как «чемпиона чемпионов, чемпиона мира» (Иван Поддубный)
10.Летчик-испытатель, которого называют первым космическим богатырем (Юрий Гагарин)
11.Молва приписывала царю богатырское здоровье и богатырское телосложение. (Петр Первый)
12.Самый сильный человек России, ведущий шоу «Смех без правил» (Владимир Турчинский)
13.Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин)
Преобразуют информацию из одной формы в другую:
ищут в разных источниках ответы на вопросы викторины «Богатыри земли русской»;
представляют ответы в виде небольшого текста и иллюстраций,
используют сервис Презентации Google, сервис Stixy.com.
Кто такие богатыри?
Откуда мы узнали о богатырях?
Предлагает интерактивное задание на доске SMART Notebook для наблюдения и анализа.
Развивает умение слушать и понимать речь других
Организует наблюдение и анализ наглядного пособия
Устанавливает взаимную связь между словом и образом
I. Введение в тему раздела.
– Откройте с. 172. Прочитайте название раздела.
Предположите, какими произведениями наполнен этот раздел
II. Вводная беседа.
Звучит фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». На доске – картина В.М. Васнецова «Богатыри».
– Что вы представляли, когда слушали музыку?
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей час живем, стояли непроходимые леса, лежали топ кие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.
Они были храбрые воины. Настоящие богатыри.
Организует работу по расширению словарного запаса, уточнению лексического значения слов
Рекомендует использование ресурса Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
– Каких русских богатырей вы знаете?
– Чем они занимались?
– Что вы знаете о них ещё? Обратите внимание на картину В. Васнецова.
Работа с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
– Сегодня на уроке звучал фрагмент из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Композитор написал оперу на сюжет поэмы А.С. Пушкина, отрывок из которой мы будем читать. Поэма Пушкина – богатырская, в ней воспеты богатыри киевского князя Владимира.
1. Читает отрывок учитель (с. 172).
Вопросы после прослушивания:
– Что вы представляли, слушая стихи?
– Кто такой Руслан?
– Как вы думаете, чем закончилось сражение?
2. Чтение отрывка с комментированием.
После 1–4-й строчек:
– Когда будут происходить события? (Ранним утром.)
– Какие слова это подтверждают? (Яснели – становились отчётливыми, просыпались, ещё в бездейственном покое – время действовать не наступило, дремало поле.)
– Как нужно читать эти строки? (Неспешно, размеренно.)
После 5–7-й строчек:
– Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
Организует поисковую работу со словарями ресурса Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словарная работа.
– Что значит воспрянув? (Быстро поднялся.)
– Замените слово внезапный синонимом. (Неожиданный.)
– Какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках?
([р] – вдруг, прервался, вражий и т.д.)
– Как звучат эти слова? (Резко, громко, тревожно.)
– Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? (Быстро, с интонацией тревоги.)
– Для кого же крик сражений был внезапным? Прочитаем дальше.
После 8–9-й строчек:
– Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.
– Что же случится дальше?
Чтение до конца:
– Какую картину вы представили себе?
– Что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)
Прочитайте сравнения. Зачем автор их использует?
– Как понимаете строчку: «Наш витязь пал на басурмана...»? (Басурман – враг.)
– Ожидал ли враг такого внезапного нападения? (Нет, воин напал на басурмана, как гром.)
– Какие строчки этой части текста особенно динамичны, энергичны? («Грозой несётся»)
– Какими словами автор рассказывает о действиях воина?
– Перечитайте две последние строчки отрывка. Как вы их понимаете?
Организует самостоятельное чтение
3. Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на три части, озаглавить их.
а) «Дремало поле боевое».
б) «Внезапный крик сражений грянул».
в) «Наш витязь пал на басурмана».
4. Выразительное чтение.
Обратить внимание на то, как меняется темп, интонация от части к части.
– Что мы делали?
- Что получилось
5.Подведение итогов
– Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?
– Предположите, о ком и о чём будем читать в разделе «Сказочные богатыри».
– Хочется ли больше узнать о богатырях?
6.Домашнее задание
– по желанию – выучить текст наизусть
Слушают, анализируют текст, соотносят прослушанное и прочитанное с изображением, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение на основе прослушанного, просмотренного, работы с иллюстрацией учебника, мультимедийной презентацией, интерактивной доски SMART Notebook
Воспринимают учебное задание, ставят цели выбирают последовательность действий
Используют ресурс Интернета, объясняют значения слова «богатыри»
– Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.
Читают текст по частям, отвечают на вопросы, уточняют значения слов, выказывают своё отношение к героям, выражают эмоции,
оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Используют ресурс Интернет, уточняют в словарях лексическое значение слов
Самостоятельно читают текст «про себя», делят его на части, озаглавливают, готовятся выразительно читать.
Выразительно читают текст вслух, интонацией показывают свое отношение к героям
Высказывают свое отношение
Оценивают поступки героевв соответствии с определённой ситуацией.
Былина как фольклорный жанр.
Как связаны богатырские сказки с устным народным творчеством?
Какими подвигами прославились сказочные герои?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Прописывает четкий план работы для школьников (что будем делать, в какие сроки, каковы цели работы, какой результат получат они в итоге).
Знакомит учащихся с правилами работы в сети Интернет.
Составляет соглашение по поведению в интернете.
Пишет (находит в сети Интернет) инструкцию по работе с сервисом.
Знакомит детей с инструкцией.
Организует консультацию.
Подводит итоги сетевой работы.
1. Беседа о былине как фольклорном жанре.
Можно сочетать с выборочным чтением.
– Что такое былина?
– Почему она так называется?
– О чём рассказывается в былинах?
– Кто их сочинял? Известны ли авторы?
– Назовите героев русских былин.
– О каких подвигах богатырей вы знаете?
– Как и где исполнялись былины в древности?
– Читал ли кто-то из вас былины? Как они назывались? Что запомнили?
– Как называются сказки о
богатырях?
2. Рассказ учащихся о былинах, о народных сказителях.
Былины – это жанр устного народного творчества. Былины не могли складываться сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству.
Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись – они пропевались, читались речитативом. И сегодня в России есть такие удалённые территории, где сохранились сказители былин.
Возникли былины во времена Киевской Руси, в них отражалась историческая действительность, главным образом XI–XVI веков. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями былин.
Развивает умение слушать и понимать речь других
Организует наблюдение и анализ
Устанавливает взаимную связь между словом и образом
Величественность образов, патриотическое содержание былин по достоинству ценили русские писатели, композиторы, художники ХIХ – нач. ХХ века, широко используя их в своих произведениях (Н.А. Римский-Корсаков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин и др.).
3. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри».
1. Работа с картиной (рассматривание возможно провести на фоне фрагмента из «Богатырской симфонии» А. Бородина):
– Что же такое богатырская застава?
– Каков пейзаж картины? О чём он говорит?
– Кто из богатырей вам знаком?
– Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружён?
– Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружён?
– Как выглядит Алёша Попович? Как он смотрит? Чем вооружён?
Организует онлайн прослушивание аудиозаписи отрывка из былины.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Прослушивание фрагмента из былины об Илье Муромце
Организует самостоятельную работу в сервисе Презентация Google
3. Создайте сообщение о сказочных богатырях.
Подведение итогов
– О чём вы узнали на уроке?
– Что запомнили?
– Почему былины относятся к устному народному творчеству?
– Какие ещё жанры устного народного творчества вам знакомы? Чем, по-вашему, былина отличается от сказки?
Рекомендует онлайн прослушивание аудизаписи в полном объеме
Предлагает индивидуальное задание в подкасте podfm.ru
Домашнее задание
-Прослушать любую аудизапись о сказочных богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Находят, отбирают, систематизируют информацию,
преобразуют ее из одной формы в другую:
представляют сообщение о былине в виде текста и иллюстрации, заполняют страничку газеты «Сказочные богатыри»,
используют сервис Stixy.com,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выполняют групповую работу Задание 1
Оценивают работу группы в сети, взаимодействие в группе, оценивают свою деятельность в сети
Принимают учебную задачу
Работают в группе, оценивают работу группы, оценивают свою деятельность
Оценивают ход и результат выполнения заданий
Рассматривают, слушают, высказывают свою точку зрения
Ищут, читают, анализируют, отбирают информацию, конструируют монологическое высказывание: составляют рассказ о героях былин по плану, наполняют страницы презентации «Сказочные богатыри» в сервисе Презентация Google
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выполняют Задание 2
Отвечают на вопрос «Какими подвигами прославились русские богатыри?»?
Пройдите по ссылке на сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], найдите нужную иллюстрацию.
Следуя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] найдите ответ на поставленный вопрос, создайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1 группа - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 группа - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3 группа - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чем похожи и чем отличаются богатырская сказка и былина.
Формирует умение производить сравнительный анализ произведений различных жанров.
Организует работу в сервисе таблицы Google
Сравнение богатырской сказки и былины.
Чтение задания 5 на с. 27 в тетради. Каждую позицию ребята обсуждают, вывод подтверждают примерами, которые зачитывают или пересказывают.
Вывод о том, что объединяет былину и богатырскую сказку, в чём их отличие.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Подведение итогов
– Былины – это рассказы о том, как Русь сражалась с врагами, и о том, что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину.
Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич; Микула Селянинович, богатырь-пахарь, в трудные для Родины дни стал её защитником. Но Илье Муромцу равного нет, хотя не это главное. Главное, что люди, подобные былинному герою, были выходцами из простых крестьян, именно они оставили глубокий след в русской истории.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Домашнее задание
Мальчики рисуют оружие богатырей.
Девочки рисуют образцы одежды того времени.
Можно предложить выучить отрывок из былины наизусть.
Обсуждают, делают вывод, подтверждают примерами, читают, пересказывают
Записывают в сравнительную таблицу признаки богатырской сказки и былины,
Используют сервис таблицы Google
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Повторение по теме «Былины и богатырские сказки».
Как былина связана с реальностью?
Организует повторение и обобщение изученного материала, проводит анализ, оценку, организует самооценку учащихся, подводит итоги работы в сети Интернет
Проверка домашнего задания.
1. Выставка иллюстраций.
– Представьте, что нам надо было бы создать комиксы про Соловья разбойника.
Рисунки уже готовы, а к ним нужны очень короткие и точные подписи.
Как бы вы подписали рисунки?
2. Подбор подписей к рисункам. (Устно.)
Беседа о прочитанных произведениях.
– Как назывался прочитанный раздел?
– Какие произведения в него вошли?
– Что такое былина?
– Чем былина отличается от богатырской сказки?
– Что особенно интересно было читать?
– Кто герои былин и богатырских сказок?
– Почему о них помнит народ, об их поступках сочиняли сказки, рассказывали былины?
– Какие качества богатырей ценились у разных народов? (Сила, любовь к Родине, великодушие, прямота, бесстрашие, постоянная готовность к защите родной земли, смекалка, ум, находчивость.)
Конкурс «Узнай произведение».
1. Самостоятельный подбор отрывка из прочитанного произведения раздела.
2. Один читает отрывок, другие должны назвать произведение.
Литературная викторина.
1. – Внимательно прочитайте два списка. В первом – имена литературных героев, во втором – фамилии авторов. Соедините пары стрелками.
2. – Кто это?
а) Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Странники помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец.)
б) Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алёша Попович.)
в) Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич.)
г) Могучий богатырь, которого с трудом носила Земля-матушка. (Святогор.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Подведение итогов
– Какие сказки и былины, отрывки из которых есть в учебнике, вы прочитали полностью?
– Что бы хотели прочитать ещё?
Организует индивидуальную творческую работу
д/з
Прочитать любую былину (к уроку внеклассного чтения.)
Придумать своего сказочного богатыря и описать его подвиги, использовать признаки жанра
Отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
выражают своё отношение к героям, событиям, языку произведения, аргументируют свою точку зрения
Подбирают пословицы к былинам
Выполняют творческие задания по выбору
Составляют кроссворд
Инсценируют фрагменты былин: читают по ролям, участвуют в драматизации.
Иллюстрируют художе- ственное произведение. Сочиняют богатырскую сказку «Исповедь богатыря»
Представляют результаты своей деятельности в процессе работы над викториной в виде презентаций сервиса Google и странички сервиса Stixy.com
Дают оценку своей деятельности
Проверочная работа
Что мы узнали, чему научились?
Выявляет уровень освоения ребёнком учебного содержания, предупреждает неуспешность
Организует выполнение проверочной работы
– Какими были богатыри?
– А можете ли вы назвать других сильных и смелых людей?
II. Проверочная работа № 3.
Работа выполняется письменно на специальном листе, вынутом из середины Тетради по литературному чтению.
Задание 2 предполагает проверку уровня начитанности детей. Желательно, чтобы дети выполняли его максимально самостоятельно, не заглядывая в тексты.
Задания 1, 3 проверяют знание ребятами жанровых особенностей прочитанных текстов, их также желательно выполнять с закрытым
учебником.
Задание 4 проверяет умение подобрать и записать слова-характеристики. Задание можно считать выполненным правильно, если ребёнок назовёт хотя бы одно-два качества.
Использует программу PowerPoint и систему голосования PROClass, разрабатывает, проводит интерактивный тест «Сказочные богатыри»
Организует индивидуальную работу с интерактивной системой голосования
Проводит инструктаж, анализ тестирования, исправляет ответы учащихся
Подводит итоги работы
Выполняют проверочную работу
Читают задания проверочной работы, выполняют в тетрадях по литературному чтению
Викторина
1.Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.
2.Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному.
3. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.
4. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской.
5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у морского царя.
6. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича.
7. Богатырь, умевший превращаться в различных животных.
Повторяют инструкцию по работе с интерактивной системой голосования
Читают вопросы теста, выбирают один ответ, нажимают одну клавишу, анализируют, обсуждают, исправляют ошибочные ответы, подводят итоги
Оценивают свою деятельность, формулируют цели для саморазвития, проговаривают последовательность действий для ее достижения